Папки-передвижки

Конспект занятия с элементами «наглядного моделирования» по составлению повествовательного рассказа «Зимние забавы»

Наталья Федотова
Конспект занятия с элементами «наглядного моделирования» по составлению повествовательного рассказа «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное образование

Селенгинский район

МБДОУ ЦРР детский сад №13 «Радуга»

Конспект познавательно – речевого занятия

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Составление повествовательного рассказа

«Зимние забавы»

с элементами «наглядного моделирования»

Составила :Н. И. Федотова

Логопед I кв. категории

г. Гусиноозерск

Ноябрь 2012г.

Публикация «Конспект занятия с элементами „наглядного моделирования“ по составлению повествовательного рассказа „Зимние забавы“» размещена в разделах

Цель: продолжать обучать детей составлять повествовательный рассказ о зимних забавах (с использованием наглядного моделирования).

Задачи: формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал и без него, с учетом дифференцированного подхода; закрепить и расширить словарь по теме «Зима» - словами — действиями (кружится, ложится, воет, завывает, резвятся) и словами – признаками (суровая, метельная, вьюжная, падающий, серебристый, сверкающий); продолжать работу: в употреблении в речи косвенных падежей существительных; согласование существительных с прилагательными в роде, числе; в образовании родственных слов (зима, зимний, зимушка); уточнять значение предлогов НА, ПОД и их активизация в речи; учить дифференцировать вопросы: Кто? Что? Какой? Какая? Что делает?; развивать временную и пространственную ориентировку, слуховое внимание и память, логическое мышление; воспитывать культуру общения, умения выслушивать рассказы товарищей; продолжать учить детей осознанно относиться к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, безопасность.

Предварительная работа: рассматривание картин по теме «Зима»; наблюдение за зимними явлениями природы на прогулке, экскурсии; ознакомить детей с приемами «наглядного моделирования» при составлении рассказов от зиме.

Оборудование: картинки с приметами зимы; символы - схемы: квадраты коричневые (слова-действия, оранжевые круги (слова-признаки); игрушка - снеговик; зимний лес, снежинки с заданиями, на каждого ребенка значки: овал - дети коррекционно - выравнивующего уровня, круг – дети среднего уровня, квадрат – дети высокого уровня.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите в окно какая сегодня погода?

Дети: Пасмурная…

Воспитатель. Какое настроение у человека, когда погода пасмурная?

Дети. Грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель. Чтобы плохое настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю взяться всем за руки и назвать друг друга ласковыми именами и при этом нужно улыбнуться.

Воспитатель: А какое теперь настроение у вас?

Дети. Радостное, веселое, прекрасное.

Воспитатель. И в группе стало радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Я смотрю действительно замечательное настроение у вас. А вы любите играть?

Дети. Да

Воспитатель. Я вам предлагаю игру «Прятки». Вам нужно отгадать, что за предметы спрятались от нас.

(Морковка, снежный ком большой, снежный ком средний, снежный ком маленький, ведро, ветки)

Воспитатель. Кого можно сделать из этих предметов?

Дети. Снеговика.

Воспитатель. Из каких геометрических фигур сделан наш снеговик?

Дети. Из кругов.

Воспитатель. А сколько их?

Дети. Всего 5 кругов, 2 круга это туловище и 1 круг – голова, 2 круга – глаза.

Воспитатель. А на какую геометрическую фигуру похожа морковка – нос?

Дети. На овал.

Воспитатель. А в какое время года мы можем слепить снеговика?

Дети. Зимой.

Воспитатель. Значит, сегодня мы будем говорить о зиме и все игры будут об этом времени года.

Ребята, посмотрите у снеговика есть письмо.

(открываем конверт, на снежинке содержание письма)

«Здравствуйте ребята! Пишет вам снеговик. Мне рассказали, что вы любите играть отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще, смелые и дружные ребятки. Приглашаю вас в лес, в гости. Я приготовил для вас игры, а еще очень трудные задания. Если, вы справитесь с этими заданиями, то в конце путешествия встретитесь со мной.

Снеговик»

Воспитатель. Ну, что готовы, отправится в гости к снеговику?

Дети. Да.

Воспитатель. А деткам одним можно путешествовать?

Дети. Нет.

Воспитатель. А почему?

Высказывания детей.

Воспитатель. Прежде чем нам отправится, что нам нужно сделать?

Дети. Одеть одежду.

Воспитатель. Что будем одевать?

Дети. Шапки, шубы, варежки.

Воспитатель. Как одним словом назвать эти предметы?

Дети. Одежда.

Воспитатель. А еще что забыли одеть?

Дети. Валенки. Сапоги.

.

Воспитатель. Как одним словом назвать эти предметы?

Дети. Обувь.

Воспитатель. А что случится, если мы отправимся раздетые зимой?

Дети. Можем заболеть. Будет нас лечить врач.

Воспитатель. Закрываем глаза. Один, два, три.

(Звучит музыка «Времена года» - Зима, ширма открывается - «зимний лес»)

Воспитатель. Ребята в какой мы с вами лес попали?

Дети. В зимний, сказочный, красивый, волшебный, таинственный.

Воспитатель. А, что же в нашем лесу есть?

Дети. Пеньки, деревья, снежинки, сугробы.

Воспитатель. Посмотрите, снеговик нам оставил волшебные снежинки. Под каким номером мы возьмём снежинку?

Дети. Под номером один снежинку возьмем. (Снежинка с цифрой один ставится на наборное полотно.)

Воспитатель. Где вы ее нашли?

Дети. На елочке.

Воспитатель. Игра «Подбери словечко».

Все бело, бело, бело

Много снегу намело

Вот веселые деньки

Все на лыжи и коньки.

О каком времени года идет речь?

Дети. Зима.

Воспитатель. Как можно назвать зиму ласково?

Дети. Зимушка.

Воспитатель. Как назвать день зимой?

Дети. Зимний.

Воспитатель. Игра «Запомни и повтори» (со снежным комом)

Вам нужно запомнить слова и повторит в той же последовательности.

- Зима, зимушка, зимний.

Ну, что идем дальше. Под каким номером мы ищем снежинку?

Дети. Под номером два (Снежинка с цифрой два ставится на наборное полотно).

Воспитатель. Где вы нашли снежинку?

Дети. Под елочкой.

Воспитатель. Здесь нам снеговик предлагает поиграть парами. Каждый нашел себе пару?

Игра «Подбери слова-признаки». Игра «Подбери слова-действия». Вам нужно подобрать слова с помощью наших слов-признаков и слов-действий и назвать какой бывает снег, зима, снеговик и что делает снег, зима, снеговик.

Дети работают парами на пеньках и сугробах.

- Зима белоснежная.

- Зима белая, морозная.

- Зима суровая, метельная, вьюжная, белоснежная…

- Снег пушистый.

- Снег белоснежный, серебристый.

- Снег падающий, серебристый, сверкающий, белоснежный…

- Снеговик веселый.

- Снеговик пушистый, зимний.

- Снеговик красивый, забавный, снежный, зимний…

- Зима наступила.

- Зима пришла, наступила.

- Зима пришла, наступила, заворожила…

- Снег падает.

- Снег кружится, ложится.

- Снег падает, кружится, ложится…

- Ветер дует.

- Ветер воет, дует.

- Ветер дует, завывает, метет…

Воспитатель. Замерзли ребятки, устали.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножкам потопаем

И себя похлопаем.

Воспитатель. С этим заданием мы справились, ищем дальше снежинку. Под каким номером?

Дети. Под номером три.

Задание для детей у кого квадраты - составить предложение по сюжетной картинке. Задание для детей у кого круг и овал - составить предложения по опорным схемам.

Воспитатель. Ну кажется мы все нашли снежинки и выполнили все трудные задания снеговика, а где же он сам. Давайте его ребята поищем, он наверное в прятки играет с нами. (Дети ищут снеговика)

Воспитатель. Где вы его нашли?

Дети. В сугробе.

Воспитатель. А какую следующую цифру нам принес снеговик?

Дети. Цифру четыре.

Воспитатель. Ребятки давайте поздороваемся со снеговиком. Он мне что-то желает сказать на ушко. Ребятки снеговик был в лесу и слышал как мы выполняли все его задания. Он так любит рассказы и сказки, но ему никто не читает и не рассказывает. И снеговик просит составить рассказ. Он в лесу нашел вот такие картинки – схемы, квадраты, круги. Вы с этим можете разобраться?

Дети: Да.

Цифра 5 - Первая подгруппа составляет рассказ «Зимние забавы» по знаковой символике.

Цифра 6 - Вторая подгруппа составляет рассказ «Зимние забавы» по опорным схемам.

Цифра 7 - Третья подгруппа составляет рассказ «Как я играл зимой» (составляют самостоятельно).

Первая подгруппа

«Зимние забавы»

Наступила холодная морозная зима. Выпал белый, пушистый снег. Дети пошли гулять на улицу. Коля и Валя лепят снежного снеговика. Алеша и Толя катаются на санках. Алена и Настя катаются на лыжах. У детей веселое, замечательное настроение.

Вторая подгруппа

«Зимние забавы»

Наступила холодная морозная зима. Выпал белый, пушистый снег. Дети пошли гулять на улицу. Коля и Валя лепят снежного снеговика. Алеша и Толя катаются на санках. Алена и Настя катаются на лыжах. У детей веселое, замечательное настроение.

Воспитатель. Ребятки снеговику очень понравились ваши рассказы, что ему даже не хочется расставаться. Сколько было заданий?

Дети. Было семь заданий.

Воспитатель. Он приготовил для вас волшебную шкатулочку. Здесь лежат снежинки и снежные комочки. Если вам игры были интересными, возьмите снежинку и назовите их. Если были трудные игры и задания, возьмите снежный ком и назовите их.

(Высказывания детей - итог занятия)

Воспитатель. Нам пора прощаться со снеговиком и возвращаться в детский сад. Глаза закрываем.

(Звучит музыка «Времена года» - Зима, ширма закрывается)

Воспитатель. Ребятки посмотрите с нами прилетела снежинка. Что же здесь написано?

«Ребята, нарисуйте то, что вам больше всего понравилось в зимнем лесу и отправьте мне свои рисунки.

Снеговик»

Дети в свободное время рисуют рисунки на тему «Путешествие по зимнему лесу».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Характеристика звука» (метод наглядного моделирования)«Характеристика звука» (метод наглядного моделирования) Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с элементами «наглядного моделирования» по составлению повествовательного рассказа «Зимние забавы»
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 18:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с элементами «наглядного моделирования» по составлению повествовательного рассказа «Зимние забавы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Федотова (УИ 133994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД