Папки-передвижки

Конспект совместной деятельности детей и взрослого в подготовительной к школе группе. Тема: «Ход шахматной фигуры ферзь». (9 фото)

Лариса Шалаева
Конспект совместной деятельности детей и взрослого в подготовительной к школе группе. Тема: «Ход шахматной фигуры ферзь».

Цель: познакомить детей с ходом шахматной фигуры - ферзь

Образовательные задачи:

1. Воспроизведение детьми уровня знаний, каким они обладают на момент организации непосредственно образовательной деятельности: местоположение фигур на шахматной доске. Ход шахматной фигур ладьи и слона.

2. Активизация детей на выведение нового знания (ход ферзя) на основе имеющихся; фиксация полученного знания в виде схемы.

3. Совершенствовать навыки ориентировки на шахматном поле от фиксированной точки.

Развивающие задачи:

Публикация «Конспект совместной деятельности детей и взрослого в подготовительной к школе группе, Тема: „Ход шахматной фигуры ферзь“,» размещена в разделах

1. Развитие логического мышления.

2. Развитие зрительного восприятия.

Воспитательные задачи:

Способствовать сотрудничеству детей: умение договариваться, ставить и достигать общие цели.

Предварительная работа: Знакомство с шахматными фигурами, с шахматной доской, шахматные упражнения.

Словарная работа: обозначать в речи направления движения шахматных фигур соответствующими терминами «по горизонтали», «по вертикали», «по диагонали», «вправо», «влево», «прямо».

План совместной образовательной деятельности:

1. Введение детей в тему.

2. Игровое упражнение «Помоги фигурам занять свои места».

3. Самостоятельная деятельность детей в шахматной мастерской.

4. Игровое упражнение - запись хода слона и ладьи.

5. Выведение нового знания – ход ферзя, фиксация его с помощью схемы.

6. Игра в волшебство.

7. Игра на большом поле «Волшебный лес» (применение нового знания в игровом задании).

8. Итог.

Материал:

Большое шахматное поле, шахматные фигуры, материал для самостоятельного изготовления ферзя, диаграммы и гелиевые ручки на каждого ребенка, пластины для игры на поле, коробка для фокуса с фигурами, фишки белого и черного цвета по количеству детей.

Словарная работа: горизонталь, вертикаль, диагональ, прямо, вправо, влево.

Ход ОД:

-Здравствуйте, ребята!

Я очень рада вас видеть. Посмотрите что я вам принесла (предлагает детям фишки черно и белого цвета).

Выбирайте, кому какая нравится. Можно их наклеить на одежду.

Дети стоят рядом с педагогом, затем присаживаются в круг на ковре вместе с педагогом.

Конспект совместной деятельности детей и взрослого в подготовительной к школе группе. Тема: «Ход шахматной фигуры ферзь».

-Каких цветов эти фишки?

-Где встречается сочетание цветов белого и черного?

Дети перечисляют.

- В королевстве шахмат встречаются эти цвета! Помните сказку о шахматах? Кого дали на службу молодым королям?

- Как вы думаете, что в этом королевстве случилось? (показывает комикс) Что можно сделать? (предложения детей) Хорошо! Короля два- черный и белый. Посмотрите на свои фишки. У кого белая фишка, тот поможет белому королю. У кого черная – черному королю. Пожалуйста!

Проходят к большой шахматной доске, расставляют шахматные фигуры в первоначальное положение

Фото «Ход шахматной фигуры ферзь»

Проблемная ситуация: поля d1 и e8 пусты.

- Ребята, кто же из войска здесь должен стоять? У кого какие предложения?

А где же нам взять ферзя? Подумайте.

Конспект совместной деятельности детей и взрослого в подготовительной к школе группе. Тема: . - фото

Дети предлагают свои варианты в том числе - сделать фигуру самим.

Хорошо, мы можем сами смастерить ферзя. Я приглашаю вас в шахматную мастерскую

Дети рассаживаются за столом и приступают к работе. Материал для изготовления фигуры -детали картонного конструктора.

Фото №1 Цель познакомить детей с ходом

-Молодцы, ребята! Какие замечательные ферзи у вас получились! А как ферзь ходит по доске? (Дети не могут ответить, т. к. не знают)

-Как ходит ладья? А слон?

Нарисуйте дорожки для слона и дорожки для ладьи.

На готовых диаграммах дети рисуют дорожки ладьи и слона.

- Ребята, я знаю один секрет и хочу с вами поделиться. Ферзь ходит вот так. (Показывает схему Ф=С+Л)

Подумайте, как ходит ферзь, и попробуйте нарисовать его ход.

Фото №2 Конспекты шахматных занятий шахматной фигуры ферзь Образовательные задачи

Тому кто затрудняется, воспитатель показывает прозрачные диаграммы с ходами слона и ладьи. При совмещении диаграмм получается ход ферзя. Дети зарисовывают ход на диаграмме.

-Ребята, ферзь тоже может пойти на любое количество полей, но перепрыгнуть через препятствие не может. Теперь у вас есть ферзи и вы знаете их возможности. Дети Подходят к большой шахматной доске, в руках у них фигурки ферзей. Только вот незадача, доска - то большая, а ферзи у нас маленькие. Хотите немного волшебства? У меня даже есть волшебная коробка. Кладите сюда своих ферзей.

Воспитатель закрывает коробку, вращает ее, дети произносят волшебные слова, кто какие знает. Открыв коробку, воспитатель достает недостающие большие фигуры ферзей

Фото №3 Воспроизведение детьми уровня знаний каким они обладают на момент организации непосредственно образовательной деятельности местоположение фигур на шахматной доске

-Ура! Получилось! Вы настоящие волшебники.

-Ребята,ферзи живут в домике в глубине шахматного леса. Это очень красивый лес, но в нем растут ядовитые мухоморы. Наступать на них ферзю ни в коем случае нельзя, перепрыгнуть через мухоморы он тоже не может.

Ребята, какая команда поведет ферзя первая? Какое есть правило в шахматном королевстве? Дети вспоминают шахматное правило - белые ходят первые.

Воспитатель сообщает правила игры: (обращается к одной команде)

-Ребята из команды черного короля, поставьте домик и посадите мухоморы, а стрелочкой покажите вход в волшебный лес.

Фото №4 Ход шахматной фигур ладьи и слона

(Обращается к другой команде) Ребята из команды белого короля помогут своему ферзю дойти до дома. Вот вам яркие плитки, чтобы вы могли выложить дорожку и проводить ферзя до дома. Дети комментируют путь ферзя до домика. (По вертикали, повернуть налево, по горизонтали и т. д.)

Фото №5 Активизация детей на выведение нового знания ход ферзя на основе имеющихся фиксация полученного знания в виде схемы

Команды меняются ролями.

- Здорово! Вы такие молодцы! А где же ваши маленькие ферзи? Хотите ещё поколдовать? Дети говорят волшебные слова, которые знают.

Кладут ферзей в коробку, произносят волшебные слова.

- Вот они ваши ферзи! Возьмите их. Ребята, что вы сегодня узнали про ферзя?

-Замечательно! А за то что вы такие дружные и помогли ферзям добраться до дома, они благодарят вас и награждают медалями.

От королей медали получаете, за то, что их войска вы изучаете!

Фото №6 Совершенствовать навыки ориентировки на шахматном поле от фиксированной точки
Публикации по теме:

Итоговое занятие кружка «Юный шахматист» Конспект итогового занятия «В гостях у Шахматного короля». Программное содержание. Закрепить знание детей названий шахматных фигур, о.

Программа «Шахматное королевство», пособие для педагогов дошкольного образования Перспективные планы занятий Занятие 1. Тема. Знакомство с детьми. Рассказ и чтение «Откуда пришли шахматы». Цель. Познакомить детей со.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности детей и взрослого в подготовительной к школе группе. Тема: «Ход шахматной фигуры ферзь».
Опубликовано: 17 мая 2013 в 20:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД