Сценарий спортивного мероприятия с использованием ИКТ «Северное сияние»

Ольга Александрова
Сценарий спортивного мероприятия с использованием ИКТ «Северное сияние»

Конспект спортивного мероприятия на тему: «Северное сияние»

Цель:

Формировать и расширять знания о севере, о животных этих севера Красноярского края, о людях проживающих на Севере.

Основная образовательная область:

- Познание.

Задачи по основной образовательной области:

- совершенствовать навыки спортивной деятельности дошкольников;

- формировать целостную картину о Севере (ознакомление с народами Севера, животными, национальными, природными, климатическими особенностями).

Интегрируемые области: физическая культура, познание, труд, коммуникация, социализация, здоровье, безопасность, художественное творчество.

Задачи по интегрируемым образовательным областям:

- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их образу жизни;

- способствовать гендерному развитию дошкольников;

- способствовать расширению словаря;

- повышать уровень физической подготовленности детей, двигательную активность;

- соблюдать правила при выполнении разных видов деятельности;

- упражнять в сохранении статичного и динамичного равновесия;

- высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Виды детской деятельности:

- познавательная;

- двигательная активность;

- игровая;

- коммуникативная;

Формы работы с детьми:

- спортивная игра;

- беседа.

Оборудование:

- Для эстафет: фишки, удочки, ведра, обручи, рыбы из картона, снежки, нарты, скакалки, кольца.

- Для презентации: экран, макет, картинки.

- Детские столы и стулья для продуктивной деятельности.

Демонстрационный материал.

- слайды «Север»;

- макет эвенкийского чума;

- картинки с изображением народов Севера, животных Севера;

- видеозапись «Северное сияние», «Белые медведи».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Севере, беседа о народах Севера, знакомство с обычаями, бытом. Разучивание спортивных игр народов Севера.

Планируемый результат: элементарное представления об играх народов Севера, климатических особенностях, жизни, обычаях, животных.

План- конспект непосредственной образовательной деятельности

Подготовительный этап:

1. В спортивном зале (заранее, до прихода детей) расставлен спортивный инвентарь, выставлены изображение животных, народа, жилища Севера.

2. Ведущая спортивного мероприятия предлагает детям отправиться на Север, чтоб увидеть «Северное сияние».

3. Дети вместе с ведущей отправляются в путь.

Мы с вами живем в Красноярском крае. На Северенашего края живут коренные народы: якуты, чукчи, эвены – это мужественные и выносливые люди. Они умные, трудолюбивые оленеводы, охотники и рыбаки. Раньше эти народы кочевали, некоторая их часть и сейчас кочует за стадами оленей или в поисках лучших охотничьих угодий по тундре, по тайге. Когда взрослые надолго уходили из дому, дети оставались одни и в долгие зимние дни играли в настольные игры. В очаге потрескивали дрова, дети с удовольствием располагались у костра.Из заветных детских ящичков доставались игрушки: простейшие палочки, кости животных. У ребенка они вырабатывали сноровку, смекалку, ловкость. Смех, азарт, а порой и слезы обиды появлялись во время игр. У северных якутов были и свои традиционные подвижные игры и развлечения. Я приглашаю вас принять участие в традиционных состязаниях народов Севера.

Основной этап:

Ведущая:

Нам хорошо средь вечной мерзлоты,

Поющей с леденящими ветрами.

И не боимся зимней темноты.

Мы дышим вольным воздухом одним –

Якуты, чукчи, русские, эвены –

И никакой земли во всей Вселенной

Иной, чем наша, вовсе не хотим.

2. Ведущая представляет жюри.

После каждой эстафеты жюри подводит итог.

Ведущая:

Ребята, а как вы думаете, какое основные занятия северян?

Дети:

- Рыболовство, охота, разведение оленей.

Ведущая:

- Конечно, мальчики учатся у мужчин навыкам рыболовства, соревнуются в ловкости, меткости. Я предлагаю вам начать наши соревнования с традиционной игры «Рыбалка» «Перестрелка». Посмотрим кто из вас больше наловит рыбы и кто самый меткий.

I. Игра «Рыбалка» (время 2 мин.)

Будут, будут рыбки биться,

Словно дождик, серебриться.

И, сверкая чешуей,

В лодку сыпаться струей.

У направляющих в руках удочка с магнитом. В озере (ведро, обруч) рыба из картона с магнитом. По команде первые участники команд бегут к озеру, ловят рыбу, кладут ее в ведро, возвращаются к команде и передают удочку, как эстафетную палочку, следующим участникам. Выигрывает команда, наловившая больше рыбы.

II. «Перестрелка».

У каждого участника по два «снежка». Команды расположены по разные стороны «снежной» крепости. В течении 1 мин. команды перекидывают «снежинки» на сторону соперников. Побеждает команда, на стороне которой меньше количество снежков.

III.Ведущая:

- Север очень большой, из-за вечного холода нет дорог, нельзя проложить рельсы. На чем же передвигаются жители?

Дети:

- Самое традиционное средство передвижение - это нарты, олени, сани, собачьи упряжки.

Ведущая:

- Собаки и олени самые надежные и больше всех приспособлены к условиям севера. Там где может подвести техника, они всегда выручат. Северяне запрягают оленей и собак в упряжки, а упряжки прицепляют к нартам. Северянами придумано много развлечений и соревнований с нартами. Я предлагаю вам интересное соревнование на ловкость и сноровку «Прыжки через нарты».

«Прыжки через нарты» (изготовлены маленькие нарты).

Хороши, конечно, сани,

Только хитрые они:

Вниз, под горку, едут сами,

А на горку - их тяни.

Участники перепрыгивают через 4 нарты, обегают ориентир, возвращаются бегом и передают эстафету.

Ведущая:

- После хорошей, удачной охоты мужчины благополучно возвращаются домой, к семье.

- Кто скажет, чем занимаются женщины, девочки коренных народов Севера. (Ответы детей).

Предлагаю нам всем расположиться у костра и поиграть в познавательную игру «На Севере далеком».

IV. Дидактическая игра «На Севере далеком»

Север мой! Ты суров и прекрасен!

Бесконечен таёжный простор.

Только ты надо мною всевластен-

Повелитель в короне из гор!

Вопросы связаны с обитателями холодных северных широт

1 – Арктическая птица, которая похожа на пингвина, но умеет летать. (Гагарка).

2 – Полярная птица с крупным тупым клювом. (Туник).

3 – Мелкий тундровый грызун. (Лемминг).

4 – Полярная лисица. (Песец).

5 – Основной корм северного оленя. (Ягель).

6 – Низкорослое деревце тундры. (Ива).

7 – Самый крупный хищник Арктики. (Медведь).

8 – Животное, которое разводят народы Севера. (Олень).

9 – Полярная чайка. (Моевка).

V.Ведущая:

- Ребята, кто расскажет как отдыхают, какие традиции существуют у северян? (Ответы детей).

- Вот, например, у хантов и манси существует праздник «Вороний день».

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

- А вот ещё один национальный праздник «Олений праздник».

- По традиции праздник отмечают так, молодые оленеводы соревнуются в ловкости, кто быстрее поймает оленя. Сегодня я предлагаю вам тоже проверить себя на ловкость и поиграть в игру «Поймай оленя», а также прокатиться на оленьей упряжке.

И опять я бегу по равнине

Быстроногий красавец олень

Впереди, в бесконечности синей

Исчезает, как дымная тень.

И остались лишь звонкие дали,

Он ушел, подарив и отняв

Близкий миг торжества и печали,

Но гордец круторогий не прав.

Я тебя догоню, одолею

Где-то там, среди светлых полян,

Я пригну твою гордую шею,

Закрутив горизонт, как аркан.

VI. Подвижная игра «Поймай оленя».

Охотники стараются накинуть на рога картонные кольца (замена аркана) с определенного расстояния. Выигрывает команда, которая больше набросит колец на рога.

VII. Подвижная игра «Оленья упряжка».

Дети встают парами (олень – один участник, оленевод – другой). Оленеводы запрягают оленей в вожжи (скакалки). Олени бегут (на голове рожки из картона). Оленевод держит за вожжи. По очереди пары обегают ориентир, возвращаются назад, передают эстафету – рожки, как эстафетная палочка.

VIII.Ведущая:

Мчусь тундрой, белыми снегами,

Куда олень меня везет,

И юкагирскими огнями

Вдруг озарился горизонт.

- Какое новое, неизвестное слово вы услышали в стихотворении (ответы детей – юкагирские огни). Правильно, юкагиры - это люди исчезающего народа, но в старое время сильного и многочисленного Омокского народа. Они среднего роста, хорошо сложены, волосы и глаза темные или черные, лицо продолговатое, белизной кожи резко отличаются от прочих жителей Севера. Они вообще трудолюбивы. Питаются юкагиры — рыбой, водяной птицей и в особенности олениной, высушенной на солнце или мороженой. Лакомством считается копченый олений язык. Олень и собака служат как для передвижения, так и для охоты.

Когда путешественники гостили у юкагиров, они наблюдали необыкновенное свечение и назвали его «Юкагирские огни». В наше время мы называем так «Северное сияние».

И вот пока мы с вами соревновались на улице стемнело, и я хочу вам рассказать и показать «Северное сияние».

Северное сияние — это мистический, непредсказуемый и красивый феномен, внезапно появляющийся и точно также внезапно исчезающий.

Очень красиво, когда на темном небе загораются разноцветные полосы северного сияния, дрожит, переливается, окрашивая снег в яркие цвета. Послушайте, что я вам расскажу о северном сиянии:

Что за чудо – чудеса, загорелись небеса,

Ой, горит, пылает пламя над сверкающими льдами,

Ой, горит большой костер выше леса, выше гор.

Ой, горит, а снег не тает, он блестит, не согревает.

Мерзнут горы и леса. Коченеют небеса.

Кто зажег огонь чудесный, золотой костер небесный?

Не живет ли в вышине великан могучий?

Не печет ли на огне хлеб себе за тучей?

Никого за тучей нет, не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет северного неба.

Я предлагаю вам удобно расположиться на ковре и посмотреть на это чудо природы. (На экране включается видео ролик с «Северным сиянием»)

Заключительный этап:

Ведущая:

Наш праздник закончился, и все-таки я думаю, что победила сегодня дружба!

Жюри подводит итоги соревнований и объявляет результаты.

Команды друг за другом под торжественный марш проходят круг почета и выходят из зала.

Публикации по теме:

Занятие-беседа по реализации национально-регионального компонента в старшей группе «Мой северный край» Мой северный край Цель: Уточнить и пополнить знания детей о жизни и быте народов Севера, их занятиях; познакомить с явлением природы –.

Северное чудоСеверное чудо Думаете, что северное сияние можно увидеть только зимой в морозный денек. А вот и нет! Несколько дней назад моя племянница сделала снимки.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Фрукты и ягоды
Автор публикации:
Сценарий спортивного мероприятия с использованием ИКТ «Северное сияние»
Опубликовано: 14 мая 2014 в 10:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Фотоотчет «Первый снег в детском саду»
Первый снег в этом году выпал у нас 15 января ! Сегодня ребята особенно торопились на прогулку, ведь выпал чудесный, волшебный снег, который они так долго...
Фотоотчёт «В гостях у зимней сказки»
Снег ложится на дома: К нам опять пришла Зима! Принесла в котомке Вьюги да позёмки, Холода, сугробы, лёд И, конечно, Новый Год! Зимушка-зима -...
Дидактическая игра по ФЭМП «Составить число из двух меньших чисел с помощью ломаных...
Цель: формировать у детей подготовительной к школе группы умение составлять числа из двух меньших чисел, используя ломаные линии. Задачи: - учить детей...