Виктория Малютина
Конспект тематического досуга «Сказка в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закреплять представления детей о музыкальных и литературных сказках.
2. Слушать и узнавать отрывки балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, вызывать интерес к балетной классической музыке.
3. Развивать творческое мышление, воображение, эмоциональную память через цветовосприятие.
4. Воспитывать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма.
Публикация «Конспект тематического досуга „Сказка в музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2013
Оборудование: Мультимедийная установка (проектор+экран, магнитофон, аудиозапись классической музыки: балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», мольберты, рисунки, «Волшебная палочка», звуковое сообщение от «Волшебной палочки», веретено, цветные карточки моделей, танцевальные карточки–модели, кисти, краски, элементы костюмов.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский: увертюра из балета «Щелкунчик»; марш из балета «Щелкунчик»; вальс из балета «Спящая красавица»; темы Феи Сирени, Феи Карабос, Феи Капельки, Феи Колосьев из балета «Спящая красавица».
Предварительная работа:
проведение викторины с детьми по русским народным сказкам;
просмотр балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского;
прослушивание аудиокассеты сказки «Спящая красавица» П. И. Чайковского;
чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица»;
рисование иллюстраций по сказке «Спящая красавица» Ш. Перро;
оформление выставки рисунков детей для родителей.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал, встают врассыпную и раздается звон «Волшебной палочки».
Музыкальный руководитель: - Ребята, вы слышите? Что это за звуки раздаются?
- Это наша «Волшебная палочка». Она нам что–то хочет сообщить.
Звучит голос «Волшебной палочки» в записи: - Дорогие ребята, я вновь рада с вами встретится. Сегодня я хочу предложить вам отправиться в новую сказку, где добро не побеждает зло, а просто делает его добрым.
Звучит музыка: интродукция к балету «Спящая Красавица».
Музыкальный руководитель: - Вы узнали, что это за музыка?
- Это тема Феи Карабос.
Музыкальный руководитель: - Из какой это сказки и кто является композитором этого произведения?
- «Спящая Красавица», П. И. Чайковский.
«Волшебная палочка»: - Правильно. Я помогу попасть вам в эту сказку, но в пути вас будут ждать трудности. Преодолеть их вам помогут смелость, находчивость и воображение. Готовы?
«Волшебная палочка»: - Представьте себе, что вы легкие белые облака. Вы летите, летите, летите!
Дети двигаются под музыку.
Музыкальный руководитель: - Вот мы и в королевстве сказок.
1. «Веретено сказок».
Звучит тема Феи Сирени. Воспитатель надевает элемент костюма, изображающего Фею Сирени.
Музыкальный руководитель: - А какая Фея сейчас с нами?
Ответы детей: - Фея Сирени.
Фея Сирени: - Ребята, посмотрите, что это?
Ответ детей: - Веретено.
Фея Сирени: - Оно не простое, это «Веретено сказок». Давайте присядем на ковер, вы внимательно посмотрите, и скажите, какие сказки вам знакомы. Вы готовы?
Ответ детей: - Да.
Просмотр презентации «Балеты П. И. Чайковского». После просмотра музыкальный руководитель предлагает детям рассказать, какие сказки они узнали.
Музыкальный руководитель: - Молодцы, ребята! А что объединяет все эти репродукции?
- К этим сказкам П. И. Чайковский написал балеты.
Фея Сирени: - Спасибо, веретено.
Фея Сирени откладывает веретено в сторону, достает цветок и подает его одному из детей.
Фея Сирени: - Я дарю вам этот цветок – символ нежности. Возьмите его с собой.
Музыкальный руководитель: - Спасибо тебе, Фея Сирени, а мы продолжаем наш путь. Впереди нас ждут новые задания.
Дети перемещаются в условное место Феи Канарейки.
2. «Моделирование сказки».
Музыкальный руководитель: - Музыка снова ведет нас дальше по сказочному пути.
Звучит тема Феи Канарейки.
Музыкальный руководитель: - Вы, конечно, ее узнали, это…
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на птицу, сидящую на ветке.
- Это тема Феи Канарейки.
Музыкальный руководитель: - … которая дарит нам радость.
Музыкальный руководитель показывает перышко.
Музыкальный руководитель: - А радость бывает яркой, нежной, озорной и это можно услышать в музыке, которую Фея Канарейка предлагает нам послушать, узнать и подобрать к ней цвет.
Звучат фрагменты из балетов П. И. Чайковского. Дети узнают. Подбираю цветной модуль. Исполняется «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель: - Что Вы услышали и почему выбрали такой цвет?
- Это «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Музыка яркая, праздничная, победная, поэтому красный цвет самый яркий и победный сюда подходит больше всего.
Музыкальный руководитель: - Назовите сказочных героев–победителей.
- Щелкунчик, Иван-царевич, Никита-Кожемяка, принц Дизере…
Исполняется «Вальс «Спящая Красавица».
Музыкальный руководитель: - Что Вы услышали? Почему Вы выбрали такой цвет?
- Это «Вальс» из балета «Спящая Красавица». Музыка радостная и светлая, полётная и легкая, поэтому мы выбрали модуль такого цвета (розовый, желтый, голубой).
Музыкальный руководитель: - Назовите персонажей из сказок, которые бы обладали такими качествами: полетностью и легкостью.
- Золушка, Аврора, Дюймовочка, Фея Сирени…
Исполняется «Увертюра «Щелкунчик».
Музыкальный руководитель: - Что Вы услышали? Почему Вы выбрали такой цвет?
- Мы услышали вступление к балету «Щелкунчик». Музыка радостная, беззаботная, игривая, поэтому к ней походят модули такого цвета (желтый, зеленый).
Музыкальный руководитель: - А каких сказочных героев вы можете назвать?
- Колобок, Кот в сапогах, Мальчик с пальчик и т. д.
Музыкальный руководитель: - Фее Канарейке очень понравилось, как вы справились с заданием. Этот символ Радости, ее подарок, мы возьмем с собой. Продолжаем наш путь.
3. «Коллективное сочинение танца по схеме».
Музыкальный руководитель: - Ребята, я слышу нежные звуки, что это?
Ответы детей: - Тема Феи Капельки.
Музыкальный руководитель: - Поспешим за этой музыкой!
Дети перемещаются к месту с изображением Феи Капельки.
Музыкальный руководитель: - Фея Капелька очень любит танцевать. Вы хотите потанцевать с ней?
- Да.
Музыкальный руководитель: - А какая музыка у этой Феи?
- Музыка радостная и светлая, полётная, лёгкая, колючая, быстрая.
Детям предлагаются карточки с изображением различных танцевальных движений, дети рассматривают и выбирают более подходящие для данной музыки, выкладывают последовательность движений и исполняют творческий танец.
Музыкальный руководитель: - Какие замечательные капельки у вас получились, и мне так захотелось услышать их в музыкальных звуках. Я предлагаю вам музыкальные инструменты, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие для звуков капель.
Дети выбирают музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель: - Я смотрю, никто не выбрал барабан, бубен, ложки. Почему?
- Потому что у этих инструментов звук грубый, громкий, толстый.
Музыкальный руководитель: - А дирижером я предлагаю быть….
Музыкальный руководитель предлагает роль дирижера, и дети импровизируют на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: - Нежный звук ваших музыкальных инструментов так порадовал Фею Капельку, что она решила подарить нам колокольчик - Символ Добра.
Музыкальный руководитель берет колокольчик и передает детям.
4. «Отгадай сказку по вкусу».
Звучит тема Феи Колосьев. Воспитатель надевает элемент костюма, изображающего Фею Колосьев
Музыкальный руководитель: - Мы отправляемся дальше по сказочному пути вместе с музыкой …Феи Колосьев.
Воспитатель: - Я, Фея Цветущих колосьев – Фея Щедрости, приготовила для Вас очень интересное задание. Вы должны вспомнить сказки по вкусу.
Дети пробуют кусочки хлеба.
Воспитатель: - А теперь, вспомните сказки, в которых есть эпизоды, связанные с хлебом.
- «Колобок», «Колосок», «Маша и медведь», «Царевна–лягушка», «Красная Шапочка», «Гуси–лебеди», «Конек–горбунок».
Дети пробуют кусочки яблока.
Воспитатель: - А теперь, вспомните сказки, в которых есть эпизоды, связанные с яблоком.
- «Гуси-Лебеди», «Хаврошечка», «Иван-Царевич и серый волк».
Воспитатель: - Вы знаете много сказок! Это - колосок, Символ Щедрости я дарю вам за выполненное задание. Счастливого Вам пути!
5. Встреча с Феей Карабос.
Звучит тема Феи Карабос. Дети перемещаются в сторону замка Феи Карабос, где стоят мольберты, покрытые легкой, но достаточно плотной тканью, изображающей ее замок. Воспитатель перевоплощается в Фею Карабос. Злобно кружится возле детей, размахивая плащом. Плащ двухсторонний: с одной стороны серебряный, с другой - желтый.
Музыкальный руководитель: - Не сердись, Фея Карабос. Мы прошли долгий и трудный путь по сказочному пути, прежде чем встретить тебя и преподнести наши подарки.
Дети по очереди преподносят подарки.
1. - Прими, пожалуйста, от нас вот этот волшебный цветок. Он одарит тебя нежностью.
2. - Это волшебное перо принесет тебе Радость.
3. - А это колосья Щедрости
4. - Со звоном колокольчика в твоем доме будет больше Добра.
Тихо звучит музыка вальса.
Фея Карабос: - Я чувствую, как мое сердце теплеет, добреет, радуется. Я слышу волшебные звуки вальса, который приглашает нас танцевать.
Дети танцуют вальс из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского. Фея Карабос незаметно меняет цвет плаща и снимает ткань с мольбертов, на которых прикреплены рисунки с изображением цветов.
Фея Карабос: - Я благодарю вас за прекрасный танец. От такой нежной музыки даже в моем каменном замке расцвели цветы.
Музыкальный руководитель: - Ребята, а как вы думаете, чего не хватает в этом красивом, но каменном саду?
- Света, тепла, добра, жизни, музыки, ласки.
Музыкальный руководитель: - Фея Карабос, а не хотела бы ты, чтобы твои цветы были такими же прекрасными как звуки этого вальса?
Фея Карабос: - Очень хочу, но не знаю, возможно, ли это?
Музыкальный руководитель: - Возможно, ведь музыка совершает настоящие чудеса.
Дети рисуют под музыку «Вальса» П. И. Чайковского. Изображают кистью движение мелодии и ритм музыки. Фея Карабос рассматривает рисунки, благодарит детей. Звучит тема Феи Сирени.
Музыкальный руководитель: - Нам было очень хорошо в твоей сказке, но уже пора возвращаться.
Фея Карабос: - До свидания! Счастливого пути.
«Волшебная палочка»: - Закройте глаза! И представьте, что вы легкие белые облака. Вы летите, летите, летите!
Дети двигаются под музыку.
6. Подведение итогов.
Музыкальный руководитель: - Мы вернулись в наш детский сад.
«Волшебная палочка»: - Ребята, вы настоящие друзья! Помогли Фее Карабос стать добрей, красивей, нежнее! До новых встреч в сказке!
Музыкальный руководитель: - Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего вам запомнилось?
- Репродукции к сказкам, превращение Феи Карабос, игра на музыкальных инструментах, узнавать сказку на вкус, танцевать и. д.
Музыкальный руководитель: - Какое у вас настроение после нашего путешествия?
- Радостное, доброе, веселое, хорошее и т. д.
Музыкальный руководитель: - Ребята, смотрите, Фея Карабос подарила вам в подарок диск, на котором записан балет «Золушка» С. С. Прокофьева.