Татьяна Безменова
Конспект творческо-познавательного занятия «Яблочный Спас угостит яблочком нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздался стук в дверь. В группу, с полным ведром яблок, вошла Валюша. «На те вам, к празднику, ешьте». Дверь закрылась, Валюша убежала домой, а группу наполнил неповторимый аромат Грушовки. Валя живёт неподалёку от детского сада. У них большой яблоневый сад. Бабушка девушки, баба Женя, каждый год приносила ребятне яблочки – спелые, сладкие, вкусные, ароматные, от одного взгляда на них бежали слюнки. В этом году баба Женя умерла, а Валюша, видно, решила продолжить бабушкину традицию.
Публикация «Конспект творческо-познавательного занятия „Яблочный Спас угостит яблочком нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето. Фольклорные развлечения, спасы
- Спас. Яблочный, медовый, ореховый Спасы
- Яблочный Спас. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Ах, подумала я, какая Валя молодец, а ведь правда, скоро яблочный спас, нужно рассказать детям об этом празднике. Так и возникло это занятие.
Дорогие друзья, предлагаю конспект творческо-познавательного занятия «Яблочный Спас угостит яблочком нас».
Интеграция образовательных областей.
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель.
Знакомство детей с народными праздниками и традициями.
Задачи.
-Дать детям представление о празднике «Яблочный Спас»
-Вызвать у детей положительные эмоции
-Развивать у детей любознательность, творческую активность
Словарная работа.
Спас,яблочки, праздник.
Материалы.
Свежие яблоки, картинки по теме праздника, скульптурный пластилин, досочки, акриловые краски, кисточки, баночки с водой, салфетки для рук.
Ход организованной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель.
-Ребята, сегодня нам с вами принесли вкусные гостинцы, ведь скоро праздник. Посмотрите, что это?
(Яблоки)
-А кто знает, какой скоро праздник?
(Педагог выслушивает ответы детей)
-Ребята, послушайте стихотворение.
Спелых яблок ароматом
Разбудило утро нас
Наступает праздник Спас.
Дивный и загадочный,
Светлый праздник яблочный!
-Совсем скоро мы будем праздновать Яблочный Спас. Летом отмечают три Спаса. Есть Медовый, Ореховый, но самым главным из трёх Спасов считается Второй Спас, который следует за Медовым и называется Яблочным или Праздник первых плодов, ещё в народе его называют -Преображенье Господне. Отмечают этот праздник 19 августа, после него разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты и ягоды.
Празднование Яблочного Спаса начинается с утренней церковной службы. В этот день верующие несут в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими фруктами, и ягодами, где батюшка окропляет их святой водой.
Посмотрите картинку и послушайте стихотворение.
В церкви яблоками пахнет,
Всяк, войдя, вздохнёт и ахнет:
«Ах!»
Горы яблок на столах,
И в корзинах, и в мешках,
На тарелках, в узелках.
Радость, хлопоты, волненье –
Скоро будет окропленье!
Кисть священник обмахнул,
И взмахнул.
Окропляются плоды,
Словно дождиком сады…
(Обсуждение увиденного на картинке)
Воспитатель.
-Ребята, Яблочный Спас всегда символизировал начало осени, в народе его называли Осенинами.
Вспомните, какие приметы осени вы знаете.
(Дети называют приметы осени)
Воспитатель.
-Ребята, я тоже знаю несколько примет осени, послушайте.
Приметы осени.
Гром в сентябре – к тёплой осени.
Облака идут низко -к дождю и холоду.
Листья с веток опадают -гуси к югу улетают.
Осенний иней -к сухой, солнечной погоде.
Звёзды яркие -к хорошей погоде, тусклые -к дождю.
-Ребята, в праздник всегда веселятся, играют в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем. Раз сегодня мы говорим о Яблочном Спасе, то и играть мы будим с яблочками.
Проводится игра «Гуляло яблочко по кругу».
Дети передают яблоку друг другу по кругу, при этом тот, у кого яблоко оказывается в руках, должен описать яблоко.
(Красное, сладкое, вкусное, наливное, большое, ароматное, спелое, «Грушовка», с зелёным бочком и т. п.)
Воспитатель.
-Ребята, в народе верят, что Преображенские яблоки становятся волшебными и исполняют желания. Сейчас мы попробуем вкусные яблочки, а надкусив плод, задумайте желание и про себя скажите:
Думу крепкую надумываю,
Думу трудную заклинаю,
По Второму Спасу пусть сбудется.
(Воспитатель читает слова несколько раз, чтобы дети запомнили.
Дети вместе с педагогом загадывают желания и едят яблоки)
Воспитатель.
-Ребята, самый главный обычай Второго Спаса – угощенье малоимущих и голодных людей яблоками. Верующие никогда не скупились в этот день и охотно делились собранным урожаем с теми, кто в этом нуждался, да и просто угощали от души друг друга спелыми, вкусными яблочками со своего сада.
А мы с вами можем угостить яблочками наших кукол, сделав для них яблочки из пластилина. Делать яблоки мы сегодня будем не из обычного пластилина, а из скульптурного. Он белого цвета, мягкий, очень податливый и удобный в работе. Посмотрите, вот он.
(Педагог демонстрирует пластилин)
-После того, как мы сделаем наши яблочки из скульптурного пластилина, мы сможем их разукрасить кто как хочет, по своему желанию, можно сделать красным,с жёлтым или зелёным бочком, а можно жёлтым, с красным бочком или чисто красное яблочко. Разукрашивайте как вам нравится. Посмотрите какое яблоко сделала я, а теперь посмотрите на настоящее.
(Дети рассматривают образцы и приступают к работе)
В конце занятия педагог уточняет у детей о каком празднике они сегодня узнали, что запомнили. Вместе с детьми угощает «яблоками» кукол.