Лариса Шкиркова
Конспект творческой гостиной «Кладовая мудрости, россыпь радости» для родителей и детей подготовительной группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная область: Художественное творчество :
Расширять представления детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.
Развивать детское творчество, создавать коллективную композицию по мотивам народных промыслов.
Развивать музыкально-художественную деятельность, выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание.
Образовательная область: Познание:
Формировать представление о культуре России через знакомство с народным творчеством.
Публикация «Конспект творческой гостиной „Кладовая мудрости, россыпь радости“ для родителей и детей подготовительной группы ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Образовательная область: Чтение художественной литературы:
Прививать чуткость к поэтическому слову, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки.
Образовательная область: Коммуникация:
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
Предварительная работа:
1. Подготовить карточки с пословицами;
2. Подготовить фон для коллективной работы детей, картинки с изображением изделий русских мастеров;
3. Подготовить керамические заготовки для росписи;
4. Оформить выставку изделий народных промыслов и рисунков детей на тему «Герои русских сказок»;
5. Провести анкетирование родителей.
Ход мероприятия:
Мероприятие проводится в музыкальном зале.
I часть
Педагог:
- Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о народной культуре, ее значении в воспитании детей.
Детство – время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре. Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется отношение ребенка к внешнему миру.
В последнее время возрос интерес к традициям семейного и национального воспитания, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, является частью его истории.
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка, близко его восприятию, понятно ему.
Знакомясь с устным фольклором, слушая народную музыку, рассматривая изделия народных мастеров. Дети приобретают новые знания о жизни, труде людей, о том, что ценит народ в человеке, то порицает, как понимает красоту. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается их собственное творчество, ярче и образнее становится речь.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают радость, получают удовлетворение от ярких, жизнерадостных красок, богатства и разнообразия видов и мотивов.
Словесное творчество народа включает песенки, потешки, загадки. Кладезем народной мудрости являются пословицы и поговорки. Этот вид устной поэзии невелик по объему, но очень емкий по смыслу. Краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, сложились на основе огромного жизненного опыта. Обращенные к детям пословицы открывают им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь – людей насмешишь».
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Задание родителям : «Закончите пословицу».
- Давайте вспомним некоторые пословицы. У вас карточки со второй частью известных пословиц. Я буду произносить первую часть пословицы, а Вы – вторую.
• «Кончил дело, гуляй смело»;
• «Что посеешь, то и пожнешь»;
• «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»;
• «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;
• «Любишь кататься – люби и саночки возить»;
• «Птицу узнают в полете, а человека в работе»;
• «Кто первый в труде, тому слава везде»;
• «Труд человека кормит, а лень портит»;
• «Глаза боятся, а руки делают»;
• «Не будет скуки, когда заняты руки»;
• «Много слов, да мало дела»;
• «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
II часть
Педагог:
- «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Нет ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринял бы сказку. С ней ребенок встречается с раннего возраста. Сказка не отделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа.
В сказке перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт, из сказки дети получают блестящие образцы родного языка.
(Звучит музыка, в зал входят дети в русских костюмах, садятся рядом с родителями).
Педагог:
- Послушайте, дети, я загадаю вам загадку, а вы назовите героиню известной сказки:
«Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зеленая подружка:
Царевна - … (Лягушка).
(Входит Царевна-лягушка, садится на пенек. Следом входит Иван-царевич).
Иван-царевич:
С утра я по лесу хожу,
Стрелу свою не нахожу,
А здесь уже почти болото …
Стрелу нашел, наверно, кто-то.
Царевна-лягушка:
Я стрелу твою поймала
И из лап не выпускала:
Все ждала, когда придешь.
Меня замуж позовешь!
Иван-царевич:
Как женюсь я на лягушке?
Засмеют друзья, подружки!
Повезло, так повезло … (Думает, затем решается)
Ох, женюсь я всем назло!
Царевна-лягушка:
Что, Иванушка, не весел,
Низко голову повесил?
Приходи на склоне дня,
Забери с собой меня.
(Иван-царевич кланяется и уходит, понурив голову).
Царевна-лягушка:
Чтобы злые чары снять,
Прежний образ свой принять,
Я должна позвать на помощь.
Но, кого же мне позвать? (Уходит).
Педагог:
Лягушка не просто девица,
Василисушка мастерица.
Рукодельница, да узоров затейница,
Что ее расколдовать
Загадки нужно разгадать,
Загадки не простые – о промыслах России.
Задание родителям : «Назовите промысел».
- Сейчас дети будут загадывать загадки, а Вы должны их отгадать и назвать.
1 ребенок:
Словно репка она круглобока
И под алым платочком на нас,
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока. (Матрешка).
2 ребенок:
Круглые, железные,
В хозяйстве – полезные,
Черные, желтые и красные,
Удивительно прекрасные. (Жостовские подносы).
3 ребенок:
Скачут коклюшки:
Стук-стук-стук,
Платочек появился вдруг
И воротник из белой нити.
Прекрасно выполнен, взгляните! (Вологодское кружево).
4 ребенок:
На черном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники …
Ими подвязаны девичьи головы,
Глазки лукавые, личики нежные. (Павловские платки).
5 ребенок:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые.
А может солнцем залитые. (Хохлома).
6 ребенок:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых. (Гжель).
7 ребенок:
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки …
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят. (Городецкая роспись).
8 ребенок:
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные.
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
А ну, назови-ка меня! (Дымка).
(Входит Василиса).
Василиса:
- Спасибо Вам и взрослые, и дети, что расколдовали меня.
(Входит Иван-царевич).
Иван-царевич:
Вот уж день кончается,
Вечер приближается.
Слово дал придти за ней,
За невестой моей!
Эй, лягушка, отзовись!
Эй, квакушка, покажись!
(К Ивану подходит Василиса).
Василиса:
Что, Иванушка, не весел,
Что головушку повесил?
Иван-царевич:
Не девица – просто чудо!
Знаешь ты меня откуда?
Василиса:
Я стрелу твою поймала
И из рук не выпускала,
Все ждала, когда придешь,
Меня замуж позовешь!
Иван-царевич:
Это ты моя лягушка? (Разглядывает Василису)
Не похожа на квакушку!
Василиса:
Замуж звал меня Кощей,
Прицепился, как репей,
Но отказ мой получил
И в лягушку превратил.
Добрых я ждала людей
И дождалася детей.
Все загадки отгадали.
Злые чары тут же спали.
Иван-царевич:
Пусть зло на проделки хитро,
Но все же побеждает добро.
Выходи честной народ.
Веселиться в хоровод!
(Дети и родители встают в хоровод).
III часть
Педагог:
- Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота нашла отражение в узорах декоративных росписей. Чаще всего в наших домах можно увидеть изделия гжельских мастеров. Давайте посмотрим, как рождается сине-белое чудо.
Просмотр презентации «Синь России».
Задание родителям и детям «Веселая мастерская».
Педагог:
Дорогие гости, сидеть без дела не годится,
Ваше старание нам пригодится.
Закатайте рукава,
Краски, кисточки, вода –
Все для Вас имеется,
Пусть никто не ленится!
Педагог:
- Взрослым задание такое: расписать сувениры по мотивам гжельской росписи. (Родители расписывают керамические заготовки в форме гжельской посуды).
- А дети все вместе создадут картину «Чудо-городок». (Дети из готовых форм наклеивают коллективную работу по мотивам народных росписей).
- Чтоб работу нам начать, надо пальчики размять.
Проводится пальчиковая игра «А уж ясно солнышко…»
(Готовая коллективная работа детей вывешивается на доске, а родители показывают свои выполненные работы).
1 ребенок:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили.
Своему искусству молодых учили.
2 ребенок:
Русские матрешки в сарафанах ярких.
Хохломские ложки – лучше нет подарка,
Дымковские барышни, кони, петушки
И павловопосадские все в цветах платки.
3 ребенок:
Синь озер глубоких, белые снега
Подарила Гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар,
Будет рад подарку всяк: и млад, и стар.
Педагог:
Когда закончится работа,
Наступит летний вечерок,
Пойдут девчата за ворота
И на лужайку в хоровод.
Платочек яркий на головке
И сарафан расшит тесьмой.
В деревне самый лучший парень
Пройти не сможет стороной.
Дети исполняют танец «Кадриль».
Педагог:
- Все сегодня потрудились и повеселились. Убедились, что народное искусство – это подлинный источник прекрасного, кладовая мудрости, россыпь радости!»
Взрослым спасибо за внимание.
А детям – за старание,
Заслужили Вы призы.
Вам в награду за уменье
Эти чудо-леденцы!
(Детям раздаются леденцы на палочках, родителям предлагаются в качестве подарка расписанные ими сувениры).