Папки-передвижки

Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Состав числа 3»

Бушева Виктория
Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Состав числа 3»
▼ Скачать + Заказать документы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АЛДАНСКОЕ УЛУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ СОШ №2

УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ : «СОСТАВ ЧИСЛА 3»

Учитель: Бушева Виктория Ивановна

2012 - 2013

учебный год

ТЕМА. Состав числа 3.

ЦЕЛЬ. Создание условий для развития умения запоминать состав чисел.

ЗАДАЧИ:

Публикация «Конспект урока математики в 1 классе по теме: „Состав числа 3“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать любознательность, активность, аккуратность, стремление к совместной работе; бережное и заботливое отношение к природе; желание узнавать новое о природе родного края; интерес к чтению.

Образовательные: познакомить детей с образованием числа. 3. Учить правильно

соотносить полученные числа с количеством предметов, называть

их место при счете; активизировать способности обучающихся; быстро и точно находить слова для формулировки темы урока и учебных задач; учить планировать свою деятельность.

Развивающие: развивать умение запоминать состав чисел с опорой на зрительное

восприятие. Развивать мыслительные операции: внимание, память, речь, логическое мышление, наблюдательность, навыки познавательной деятельности; коммуникативные навыки и способности; умение обобщать и делать выводы.

ОБУЧЕНИЕ УУД:

Познавательные УУД: умение объяснять состав числа 3 из разных слагаемых; называть компоненты при сложении и находить закономерность в построении буквенных и цифровых выражений.

Личностные УУД: умение слушать и слышать других, различать формы устного ответа (ответ полный и краткий); устанавливать значимость познавательной деятельности; контролировать себя.

Коммуникативные УУД: умение оценивать действия и ответы одноклассников; участвовать в коллективной работе.

Регулятивные УУД: последовательное выполнение заданий учителя в соответствии с поставленной целью; умение осознавать качество и уровень усвоения выполнения материала, находить свои ошибки и ошибки одноклассников.

ТИП УРОКА : урок - путешествие открытия нового знания с использованием

национально-регионального компонента.

ФОРМА УРОКА : мультимедийный урок - путешествие в сказку.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, слайды по теме урока, доска, индивидуальные наборы с цифрами.

Ход УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок -Начинается урок.

Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II. Актуализация опорных знаний.

Устные упражнения.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться во всем вам известную

русскую народную сказку. Что же это за сказка?

Слайд 1

Региональный компонент.

- Ребята! Колобок никогда не был в Якутии, не видел красоты нашего леса, не знает, как нужно вести себя в лесу, как охранять природу, и поэтому он решил с вашей помощью отправиться в трудное, но увлекательное путешествие по нашему краю. Вы готовы ему помочь?

Слайд 2

Ответы детей.

- А как вы думаете, кого он мог бы повстречать в нашем лесу?

Ответы детей.

- Итак, вперёд! Проверим, с кем же он повстречается и попробуем ему помочь справиться со всеми испытаниями.

Слайд 3

- Испекла бабка вечером колобок и положила на окно остужать.

Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, еще и любознательный. Лежит колобок на окне, смотрит на небо и звезды считает.

Слайды 4, 5, 6, 7, 8.

-Давайте посмотрим, что же он насчитал. Все с ним согласны?

- Какие числа он пропустил?

- Куда их нужно вставить?

Найдите ошибку и восстановите ряд:

1 2. 5 4. 7 8. 10

- Поможем ему сосчитать правильно?

- Счет до 10 вперед и обратно в медленном и быстром темпе.

- Какое число больше, последующее или предыдущее?

- Как получить последующее число?

- На сколько последующее число больше предыдущего?

- Как получить предыдущее число?

Работа с натуральным рядом чисел.

- Покажите число, следующее за числом 3, 7.

- Покажите число, предыдущее 10, 4.

- Какое число стоит между числами 6 и 8?

- Справа от 2, слева от 5?

- Покажите соседей числа 3.

- Какое число в натуральном ряду стоит первым? (1)

- Какое число стоит после него? (2)

- На сколько число 1 меньше последующего числа 2?

- А что интересного вы можете рассказать о числе 2?

(Число 2 стоит в натуральном ряду чисел на втором месте. Оно больше предыдущего числа 1 на один и меньше последующего числа 3 на один. Чтобы получить число 2, надо к 1 прибавить 1 или из 3 вычесть 1.)

- А теперь давайте разомнем свои пальчики и приготовимся к письму.

III. Гимнастика для пальчиков.

Две веселые лягушки Пальцы делают зарядку,

Ни минуты не сидят. Чтобы меньше уставать.

Ловко прыгают подружки, А потом работать будут,

Только брызги вверх летят. Все красиво выполнять.

Работа в тетради.

- Вдруг колобок попал в непроходимый лес и чтобы помочь ему передвигаться дальше необходимо протоптать ему тропинку. А тропинка будет необычная, и её вы изобразите в своих тетрадях, написав по образцу цифры в прямом и обратном порядке.

IV. Постановка учебной проблемы, учебных задач.

- Но вот колобок увидел на небе созвездие.

- А кто знает, что такое СОЗВЕЗДИЕ?

Слайд 9 а

(Это несколько звезд, расположенных недалеко друг от друга и если эти звезды соединить линиями, то образуется очертание какого-нибудь предмета или фигуры. Люди придумали каждому созвездию свои названия.)

- А если соединить линиями звезды в созвездии, которое увидел колобок,

какая фигура получится? (Треугольник.) Слайд 9 б

- А почему его так назвали?

(Ответы детей)

- Так колобку понравилось наблюдать за звездами, что он размечтался,

глядя на них и не заметил, как перед ним появился ЗАЯЦ.

Слайд 10

Заяц ему и говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем, если ты не выполнишь моё задание!»

- Хорошо, я постараюсь! – сказал колобок.

- Ребята, давайте будем вместе с колобком выполнять задание и дадим возможность убежать дальше.

Региональный компонент.

- А выполнив задание вы узнаете, какие породы зайцев можно встретить

в Якутии.

- Сколько звезд в созвездии? (3)

- Кто догадался, с каким числом и цифрой нам предстоит сегодня работать?

-Что о ней вы бы хотели узнать и что научиться выполнять благодаря ей?

Постановка учебных задач детьми.

(Дети составляют план предстоящей работы на уроке)

- По каким признакам вы можете разбить звёзды на части? (По размеру и цвету.)

- Сколько красных, желтых?

- Каких больше? На сколько?

- Если разбить звезды на части по размеру, то какие из них будут в одной части, в другой?

- Разбейте звезды на части по размеру и допишите равенства.

Слайд 11

Б + М = 3

М +_= 3

3 - _ = М

3 - _= Б

Региональный компонент.

(Рассказ учителя о зайцах и о бережном отношении к природе и всему

живому– см. Дополнительный материал для учителя)

Слайд 12, 13

V. Открытие нового знания.

- И вдруг на небе стали происходить чудеса:

Слайд 14

Вышел месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь - посмотри:

Получилась цифра –«ТРИ»

Слайд 15

- Покатился колобок дальше и попал в сказочный замок, где живет цифра 3 и нам с вами предстоит исследовать число 3 и узнать о нем как можно больше.

- А знаете, ребята, что в древности число три считалось магическим, потому что оно складывалось из двух предыдущих чисел; счастливым.

- Число 3 стало самым излюбленным числом в сказках.

- В каких сказках встречалась цифра 3?

(О Трех поросятах, о Трех медведях, о Трех богатырях.)

VI. Физкультминутка под музыку.

(см. Приложение)

- Колобок покатился дальше и встретил на своем пути МЕДВЕДЯ.

Слайд 16 а

- И медведь ему говорит: «Какой ты аппетитный, колобок! Я тебя, пожалуй, съем, если ты не выполнишь моё задание!»

- Хорошо, Михайло Потапыч, я постараюсь, при помощи ребят, конечно. А если вы поможете выполнить колобку задание, в награду узнаеме что-то интересное о медведях.

- Задумался медведь. Поможем убежать колобку, ребята?

- Для этого нам придется потрудиться и попробовать заменить буквы в равенствах числами.

Слайд 16 б, в, г

Работа в тетради.

1+2=3 3-1=2

2+1=3 3-2=1

Региональный компонент.

(Рассказ учителя о медведях – см. Дополнительный материал для учителя)

Слайд 17, 18

VII. Применение нового знания.

- Побежал колобок дальше, а навстречу ему ВОЛК:

Слайд 19 а, б

- Колобок, колобок, я тебя съем если ты не отгадаешь мою загадку.

- Поможем колобку убежать, отгадаем загадку, пока волк не догадался?

ЗАДАНИЕ: «Колобок задумал число, а когда его увеличил на 1, стало 3. Какое число колобок задумал

Гимнастика для глаз.

Руки за спину, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим - на парту глядим.

И снова наверх - снежинка летит!

Глазами повертим, поищем ее.

И снова работать. Немного еще.

Региональный компонент.

(Рассказ учителя о волках – см. Дополнительный материал для учителя)

Слайд 20

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Катится колобок дальше. А навстречу ему ЛИСА: Слайд 21

- Колобочек, колобочек, пухленький бочочек, я тебя съем! А если выполнишь моё задание, я не только отпущу тебя, но и расскажу много интересного о лисах.

- Нет, лисонька, ничего у тебя не получится! Знаю я много сказок про твои коварства. У меня есть такие хорошие помощники, так что я легко справлюсь с твоим заданием.

Работа по учебнику.

- Стр. 75, №5 — придумайте и расскажите, что могут изображать такие схемы. Слайд 21 а, б

- Кто сам придумать не сможет, может выбрать подходящий из рисунков.

Региональный компонент.

(Рассказ учителя о лисах – см. Дополнительный материал для учителя)

Слайд 23

IX. Итог урока.

- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

- Каким по счету в натуральном ряду стоит число 3?

- Кто запомнил, как можно получить число 3?

- Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

X. Рефлексия учебной деятельности

- Колобку очень понравилось, как вы работали и он говорит вам:

«МОЛОДЦЫ»

Слайд 24

- Колобок каждому из вас приготовил свою фотографию и попросил,

чтобы вы вспомнили, как работали на уроке.

- Те ребята, которые потрудились в полную силу и им понравилась своя

работа на уроке приклеют колобка на самую верхнюю ступеньку.

- Те, кто немного был невнимательным или не очень доволен своей работой

на среднюю.

- А те, у кого сегодня не было настроения работать или вы не довольны

своей работой - на нижнюю ступеньку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

О ЖИВОТНЫХ ЯКУТИИ

Заяц-беляк — любимый объект охоты почти по всей нашей стране. Отличительные признаки. Он потому и беляк, что зимой чисто-белый, остальные виды зайцев в лучшем случае остаются сероватыми или почти не меняют цвета. Но эти тонкие оттенки в природе трудноразличимы. Самый верный признак беляка — отсутствие на хвосте черного цвета.

Беляки средней полосы России, Западной Сибири и Казахстана весят до 4 кг, в Якутии и на Дальнем Востоке они мельче — не более 3 кг, в тундрах Сибири живет беляк-гигант — до 5,5 кг весом.

Места обитания. Житель лесов, но не сплошной тайги. Гари, вырубки, просеки — его излюбленные места, выходит он на сибирские гольцы, уживается в тундре и среди безлесных каменистых возвышенностей. Обычны беляки и среди березовых колков лесостепи Западной Сибири.

Образ жизни и повадки. Заяц-беляк — любитель вечерних и предрассветных сумерек. Он снимается с лежки после захода солнца (может бегать и ночью, охватывая за сутки 10—20 га лесной площади.

Обычно заяц обходится без особых укрытий от непогоды, но зимой устраивает для отдыха ямки, иногда роет в снегу и неглубокую нору.

Различна у беляков подвижность. В одних местах они держатся с большим постоянством, пробегая за день не более пары километров и занимая в течение года участок 40—50 га. В других районах совершают ежедневные кочевки от мест лежек к местам кормления, проходя по десятку километров, а в горной тайге иногда идут вдоль охотничьей тропы на гольцы и назад. В тундре беляки совершают настоящие кочевки. Например, на Таймыре с сентября зайцы идут на юг, собираясь стадами по 15—20, а то и 70—80 особей. Совершают зайцы посезонно и вертикальные перемещения. В Якутии они осенью спускаются в поймы рек, а весной поднимаются в горы, за день проходя до 10 км.

Основные перемещения связаны с поиском корма. Летом беляки едят сочные травы, часто пьют воду. Излюбленные их корма — клевер, одуванчик, мышиный горошек и другие бобовые, любят они иван-чай, едят даже полынь — в общем, сотни видов растений. С большой охотой беляки выкапывают гриб — олений трюфель. Осенью зайцы начинают питаться корой и ветками деревьев, даже таких, как лиственница, травяной ветошью — всем, что удается раздобыть. Беляк очень плодовит. За лето зайчиха приносит 2—3 помета из 3—5, иногда даже 11 потомков. Самцы отчаянно дерутся между собой, но тем не менее преследуют самку группой. После 50 дней беременности самка забирается в гущу кустов или в валежник, и там появляются зайчата, в первый же день способные к самостоятельному передвижению. В тундре зайцы-беляки иногда устраивают выводковые норы, но в большинстве мест обитания выводок зайчат остается просто под прикрытием кустов и трав. Молодые растут быстро и на 9—10-й день едят траву. Однако, в отличие от кролика, половозрелыми зайцы становятся только в годовалом возрасте.

Весной и осенью беляк линяет. Весенняя линька начинается в марте и кончается в мае. Осенняя начинается в августе и заканчивается в середине ноября. Осенью первыми вылинивают задние ноги, круп, затем передние лапы и бока. Дольше всего летний мех остается на спине и около глаз. Весной линька идет в обратном порядке — со спины.

Живут беляки 8—9 лет, иногда доживают до 10, обычно же гибнут значительно раньше.

Численность зайцев-беляков сильно колеблется, в тайге цикл таких колебаний — 10—-11 лет, южнее колебания бывают чаще и беспорядочнее. Уменьшение или увеличение числа зайцев не охватывает всю страну — в одном месте их больше, в другом меньше. Имеются лишь общие тенденции. Как много может быть беляков, видно хотя бы из того, что в Якутии однажды на поляне размером около 10 га кормились сразу 140 зайцев, на другой размером 1 га — 48. Вместе с тем иногда по первой пороше можно пройти многие километры и не встретить ни одного заячьего следа.

Заяц-русак среди других зайцев — гигант. Самые крупные русаки весят до 7 кг и более. Такой размер делает их соблазнительными объектами охоты. В последнее время русаки осваивали новые для себя земли на востоке. Это привело к мысли акклиматизировать их в Средней Сибири и на Дальнем Востоке. Прижиться-то они прижились, но промысловой численности (из-за отсутствия условий) не достигли.

Места обитания. Русак — житель открытых пространств, в леса он заходит лишь по опушкам, просекам, дорогам, в редколесье. Селится русак среди полей, лугов, в кустарниках и лесных полосах, на бахчах и огородах. Зимой его особенно привлекают озими и огороды. Тут есть что погрызть, особенно во время снежного наста, когда в степи травы делаются абсолютно недоступными. В такое время русаки предпринимают длительные кочевки и, если не находят пищи у человеческих поселений, гибнут. Скопление русаков у малонаселенных пунктов нередко наносит ущерб сельскому хозяйству: за одну ночь заяц может обглодать 10—15 фруктовых деревьев, испортить немало саженцев в полезащитных лесных полосах и лесопитомниках.

Образ жизни и повадки. Летом русак ест многие травы, зимой — семена и ветошь трав, озимь, побеги деревьев и кустарников, кору, остатки огородных культур. Поедая семена сорняков, заяц помогает им распространяться, так как не все семена перевариваются. Зато серые куропатки любят посещать заячьи копанки.

Большинство специалистов считают, что русаки, как и беляки, нор, как правило, не роют. Однако в Волжско-Камском крае зимние норы русаков так глубоки, что зайцев можно ловить прикрывая выход сеткой. Есть сведения, что иногда и мамаша-русачиха роет для своего потомства если не нору, то хотя бы глубокую ямку. Пометов у русаков бывает 2—3 и даже 4. Период гона — ранней весной — в феврале— марте. Весенний помет из 1—2 зайчат, более поздний из 3—4 (до 8). Период беременности у русака 45—48 дней — меньше, чем у беляка. В 2-недельном возрасте русачата начинают есть траву, но взрослыми становятся в возрасте около года. Живут русаки до 10 лет.

Как и у всех зайцев, линька у русаков происходит весной и осенью. Весенняя линька бывает в марте—апреле и протекает так бурно, что шерсть выпадает клочьями. Осенняя линька идет постепенно, летние волосы выпадают, и на смену им подрастает густой и пышный зимний мех. Начинается эта линька с бедер, затем переходит на огузок, хребет и бока. Зимой русак светлеет и из рыжевато-серого делается светлосерым. Голова и низ тела у него в это время совершенно белые, а верхняя часть хвоста остается черной. Численность русаков колеблется не так сильно, как беляков. Последние 30—40 лет идет постепенное снижение числа русаков, но все же их осеннее поголовье достигает многих миллионов особей.

Лисица хорошо известный всем зверь (рис. 2, а, 6). На Камчатке, Чукотке, по рекам Анадырь и Колыма водятся крупные лисицы с пышным, мягким волосяным покровом огненно-красного цвета. В лесной зоне Советского Союза от Белоруссии до Якутии встречаются лисицы крупного и среднего размера, с весьма пышным и мягким рыжим мехом.

В лесостепных районах РФ обитают лисицы, волосяной покров которых отличается средней высотой, густотой и мягкостью, светло-рыжим хребтом и желтоватыми боками. Степи и пустыни нашей страны населены мелкими лисицами с низким, редковатым светло-песчано-желтым или серым мехом.

В лесных, лесостепных и горных областях РФ изредка встречаются лисицы черно-бурая и сиводушка.

Область распространения лисиц охватывает почти всю территорию Советского Союза. Их нет лишь в тундрах Крайнего Севера и на островах Северного Ледовитого океана. Лисицы живут в лесах и степях, горах и равнинах, долинах рек и пустынях. Свои норы с несколькими лазами устраивают среди леса, по оврагам, в зарослях кустов, в скалах и других подобных скрытых местах. Образ жизни лисиц меняется по сезонам года. В норах лисицы живут летом семьями, во время рождения и выкармливания молодняка, зимой же они кочуют поодиночке по полям и лесам, отдыхая

Волки

Размещение, численность. Ареал волка охватывает всю Якутию. Волков больше в тундре, чем в северном редколесье. Еще более обычен в вилюйских, горнотаежных верхоянских и центральных районах Якутии и уменьшается в числе вновь на юге и юго-западе. Вместе с тем, несмотря на более благоприятный режим в якутских тундрах (малая мощность снега, наст, волка здесь все же меньше, чем в центральных, северо-восточных и вилюйских районах, и главным образом потому, что тундра зимой бедна кормами (большая часть оленей откочевывает в лесотундру — Егоров, 1965). Обитание волка в районах его высокой плотности, прежде всего, объясняется обилием зайца-беляка, копытные здесь являются для волка скорее дополнительным кормом. Приведенная картина распределения волка в значительной мере исправляет неверное представление о размещении его в Якутии (мало в тайге, больше в лесотундре и еще больше в тундре, сложившееся, по-видимому, в конце прошлого века.

Численность волка в Якутии не стабильна.

Питание. В тундре и лесотундре трофические связи волков, особенно зимой, сосредоточены па северном олене — все остальные корма играют подчиненную роль. Его добычей становятся домашние и дикие олени, причем предпочтение отдается диким. При их изобилии домашний олень нападению подвергается редко. Летом, до августа, в тундре и лесотундре волк питается в основном леммингами, полевками, зайцами, а в горах еще и черношапочными сурками; из птиц чаще всего крупными, например, гусями. В таежной и горно-таежной Якутии пища волка разнообразней, причем отчетливо доминирует заяц-беляк. Копытные (особенно лось) занимают существенное, но не главное место. Доминирование зайца-беляка частично объясняется наблюдениями в период высокой его численности. В Якутии три типа питания: тундровый — с преимущественным поеданием дикого и домашнего оленей, ценгральнотаежный — с доминированием зайца-беляка и южнотаежный — с преобладанием лося и изюбря. Обеспеченность кормом более устойчива па севере, где численность оленей не подвержена резким изменениям. В таежных районах кормовые условия непостоянны. Численность беляка резко изменяется. Бывают периоды недостатка корма, когда усиливается преследование диких и домашних копытных. Добыча волками диких копытных велика в Южной Якутии и тундре, а в центральнотаежпом регионе она возрастает в периоды депрессии численности зайца-беляка. В меньшей мере от волка страдает лось.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Большой атлас животных» Москва, Издательский дом «РОСМЭН» 2001г.

2. «Жизнь животных» Альфред Брем ООО Издательство «Эксмо» г. Москва 2003г.

3. Интернет-ресурсы: www Sporthaht. Ru

4. Русская народная сказка «Колобок» ООО «Издательский дом «Проф-Пресс» 2010г.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Я рекордсменка Гиннеса!Я рекордсменка Гиннеса! 23-24 июня 2012 года в местности «Ус Хатын» много народу и Руководство Республики Саха (Якутия) приняли участие в национальном празднике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Состав числа 3»
Опубликовано: 14 июля 2013 в 15:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Состав числа 3»» (включая файлы) размещена пользователем Бушева Виктория (УИ 116110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД