Конспект урока музыки в 4 классе «Музыкант из Желязовой Воли»

Кристина Нербышева
Конспект урока музыки в 4 классе «Музыкант из Желязовой Воли»

Музыкант из Желязовой Воли

Цели: ознакомить учащихся с профессиональным музыкальным творчеством Фредерика Шопена; помочь различить настроения, чувства и характер, выраженные в музыке; анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведений; развивать общий кругозор; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: портрет Ф. Шопена, изображения «Танец краковяк»

Музыкальный материал:

1. Ф. Шопен – «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», II и III часть (фрагменты)

2. С. Ранда – «Листопад»

Ход урока

Учитель: Прозвенел для нас звонок, нам пора начать урок! (музыкальное приветствие) Здравствуйте! На сегодняшнем уроке мы познакомимся с польской музыкой. В польской музыке, как и в музыке народов любой страны, собрано только хорошее, ценное, доброе, что есть в народе. В этом её воспитательное и эстетическое значение: уметь понимать красоту жизни, учить красивым мыслям и поступкам. Мировое признание польской музыке принесло творчество Фредерика Шопена, пианиста и композитора XIX века. Он расширил выразительные возможности игры на фортепиано. Вся непродолжительная жизнь Ф. Шопена неотделима от жизни родной Польши – ее истории, культуры, народных обычаев. Шопен родился в маленьком доме в Желязовой Воле, близ Варшавы. Дом стоял в парке, около реки, и в доме часто проводились музыкальные вечера, тогда фортепиано выносили из дома и ставили под елью, слушатели располагались под открытым небом. Такие вечера проводятся и сейчас, в этом доме располагается музей Шопена. Очень рано проявились музыкальные способности Фредерика. С 8 лет он уже выступал в концертах. Он окончил Варшавский лицей и поступил в Высшую школу музыки. Шопена не привлекали крупные музыкальные формы: он не сочинял ни опер, ни симфоний, ни концертов. В двадцатилетнем возрасте он написал «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром», состоящий из трех частей. Ребята, а что такое концерт как музыкальный жанр?

(Концерт – это музыкальное сочинение для одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра)

Учитель: Молодцы! Сейчас вы услышите вторую часть концерта Ф. Шопена. Подумайте, какие чувства композитора заложены в этой музыке.

Слушание: Ф. Шопен – «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», II часть (фрагмент)

Учитель: Какие чувства композитора заложены в этой музыке?

(нежность, трепетность, мечтательность, легкость и т. д.)

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих инструментов главный?

(Ответы учащихся)

Учитель: Главенствующая роль отдана партии фортепиано. На долю оркестра приходится скромный аккомпанемент в виде гармонической поддержки. Каким настроением пронизана музыка?

(светлым, добрым)

Учитель: Что вы представляете, слушая эту музыку?

(Ответы учащихся)

Учитель: Сквозь музыкальную мысль действительно «слышатся» голоса природы – шелест листьев, всплески воды, соловьиные трели.

Слушание небольших фрагментов: Ф. Шопен – «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», II часть

Учитель: Как бы вы охарактеризовали мелодию?

(певучая, ласковая, протяжная, воздушная)

Учитель: Какой ритм и темп?

(спокойный, умеренный)

Учитель: Скажите, есть ли в этом музыкальном фрагменте динамическое развитие?

(да)

Учитель: Каково оно?

(Ответы учащихся)

Учитель: Ребята, вторая часть «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» Фредерика Шопена очень мечтательна, загадочна и красива. А сейчас послушайте III часть этого музыкального произведения. Определите, будет ли характер этого музыкального фрагмента схож с характером музыки, прослушанной нами раннее.

Слушание: Ф. Шопен – «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», III часть (фрагмент)

Учитель: Какой характер этой музыки? Похожа ли она на звучавшую ранее?

(нет, она более резвая, веселая, игривая)

Учитель: Какие образы возникали в вашем воображении при прослушивании III части?

(праздник, веселье, торжество и т. д.)

Учитель: Действительно, слушая эту музыку, можно представить картину народного гулянья. С помощью каких наиболее ярких средств музыкальной выразительности композитором передается эта праздничная атмосфера?

(резвый ритм, скачкообразная мелодия, быстрый, озорной темп)

Слушание небольшого фрагмента: Ф. Шопен – «Концерт для фортепиано с оркестром № 1», III часть (фрагмент)

Учитель: Как вы охарактеризуете мелодию?

(она веселая, игривая)

Учитель: Основная мелодия, и правда, очень энергичная, яркая, бодрая с четкими акцентами, что явно в духе народных жанров: песен, танцев. Главной темой III части «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» Ф. Шопена стал краковяк (название произошло от польского города Краков) – популярный польский народный танец, который исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой. Движения танца в большинстве построены на различных прыжках, исполняются они легко и пластично. В танцах воспеваются молодые краковские парни. В танце обычно четное количество пар, а музыка исполняется под народные инструменты.

Просмотр изображений: польский народный танец «Краковяк»

Учитель: Вот так Фридерик Шопен выразил свое отношение к родной стране Польше и ее культуре. Радостный характер, богатство фортепианных красок, виртуозная эффектность – все это определяет праздничный тон финала «Концерта для фортепиано с оркестром № 1». Поэт Борис Пастернак выразил восхищение музыкой Шопена в следующий строках:

«…В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды».

Как вы думаете, музыка какой части «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» созвучна этим стихам?

(II части)

Учитель: Аргументируйте свой выбор!

(Ответы учащихся)

Учитель: Действительно, вы правы. Почти сразу после написания своего концерта, осенью 1830 года Шопен покинул Варшаву и уехал в Париж. Через 10 лет пребывания в Париже на Шопена обрушиваются один за другим удары судьбы. Здоровье его резко ухудшилось и в 39 лет композитора не стало. Его родная сестра Людвика выполнила его последнюю волю: отвезла на родину его сердце, которое и поныне покоится в Варшавском Костеле Святого Креста. Ребята, а как вы считаете, мог ли вот эту мелодию написать Фридерик Шопен?

Наигрывание припева песни: С. Ранда – «Листопад»

(нет)

Учитель: А почему?

(потому что мелодия незамысловатая, ее легко запомнить, эта музыка похожа на песню)

Учитель: Давайте послушаем это музыкальное произведение от начала до конца. Подумайте, каким настроением пронизана эта музыка?

Исполнение учителя: С. Ранда – «Листопад»

Учитель: Какое настроение этой музыки?

(веселое, солнечное)

Учитель: В каком жанре написано это музыкальное произведение?

(это песня)

Учитель: Эту прекрасную песню под названием «Листопад» написала современный композитор Светлана Михайловна Ранда из города Новосибирска, пишущая музыку для детей. Среди ее творений песни: «Краски лета», Русский медвежонок», Учительница первая моя», «Чудесный лес», «Школьный праздник» и другие. О чем говорится в песне «Листопад»?

(о прелести осени, ее красочности, яркости)

Учитель: Эта песня называется «Листопад». И в такой немного хмурый день она способна всем нам поднять настроение. Давайте разучим эту красивую песню!

Разучивание: С. Ранда – «Листопад»

Основные задачи:

1. следить за точностью исполнения мелодии и ритмического рисунка;

2. обратить внимание на дикцию;

3. разучивать и исполнять в веселом, задорном, озорном характере.

Исполнение учащихся: «Листопад»

Учитель: Ребята, какие музыкальные произведения звучали сегодня на уроке?

(«Концерт для фортепиано с оркестром № 1»)

Учитель: С творчеством какого композитора мы с вами познакомились?

(Фредерика Шопена)

Учитель: Какую песню разучили и исполнили?

(«Листопад»)

Учитель: Ребята, мы сегодня с вами обращались к двум абсолютно разным музыкальным произведениям, но каждое из них по-своему прекрасно. Слушайте больше подобной музыки и тогда кругозор ваших музыкальных пристрастий несомненно расширится. Наш урок окончен! До свидания!

Публикации по теме:

Открытый урок музыки в 5 классе «Музыкальный портрет» Цель: закрепление понятий характер, интонация, динамика, образ. Задачи: сопоставление произведения музыки и живописи; развитие фантазии,.

Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье.    Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект урока музыки в 4 классе «Музыкант из Желязовой Воли»
Опубликовано: 8 октября 2014 в 12:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...