Конспект урока по русскому языку «имя существительное»

Галина Геннадьевна Сахатова
Конспект урока по русскому языку «имя существительное»

Тема: Обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Цели: обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного, закрепить умение определять род, число, падеж имён существительных, совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений, развивать мышление, культуру речи, творческие способности учащихся, воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, любовь к родному языку.

Оборудование: ребусы, карточки с заданиями, тест по теме «Имя существительное»

Ход урока:

І. Организационный момент.

II. Словарная работа.

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Кто отгадывает загадки,

Тот становится умней.

Ребусы:

*Проверка написания слов.

Что общего у этих слов?

Что такое существительное?

III.Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об этой удивительной части речи.

Наша задача: повторить и обобщить знания об имени существительном.

IV. На какие группы можно разделить эти существительные?

Запишите эти слова по родам.

Как определить род имени существительного?

м. р. ж. р. ср. р.

песок дорога метро

завод кровать воскресенье

Вася пятница яблоко

Какое слово «лишнее» в каждом столбике? Почему?

(Вася – 1 скл., мебель – 3 скл., метро – нескл. сущ.)

V. Что такое склонение?

Как определить склонение имени существительного?

Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?

1) Прочитайте стихотворение и определите склонение у всех имен существительных.

Солнце греет землю слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

2) Прочитайте и укажите цифрами, сколько существительных каждого склонения есть в тексте.

Иногда гора возникает в результате «работы» вулкана. Когда он извергается, вверх устремляется камень, пепел, грязь. Потом все это падает обратно на землю, лава застывает, и образуется холм.

1-е скл. - ___ 2-е скл. - ___ 3-е скл___

3) Прочитайте загадку, отгадайте её и дополните высказывание.

Назовите по одному существительному 3-го склонения.

В каком числе стоят эти существительные?

Как определить число имени существительного?

VI. Определите число имён существительных.

Снежная сказка

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

Какое существительное всегда употребляется во множественном числе?

Приведите примеры таких слов.

(коньки, ножницы, щипцы, ворота, плоскогубцы санки, грабли, очки, весы, часы, деньги, каникулы, сутки, духи, консервы, брюки и т. д.)

А есть ли существительные, которые всегда употребляются в единственном числе?

(пальто, метро, шоссе, кофе, какао, радио, кино, ателье, пюре,такси, депо, фойе и т. д.)

Как называются такие существительные?

Придумайте предложения с несклоняемыми существительными.

VII. Запишите предложение. Определите падеж всех имен существительных.

Мама купила дочке красивое пальто.

Что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного?

(Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставь от него вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж)

Для чего нужно знать падежи?

(Для того, чтобы верно писать безударные окончания существительных).

VIII. Как определить окончание имен существительных в единственном числе?

Вставьте пропущенные окончания.

обратиться к подруг… близко от деревн… купила в касс…

уйти без игрушк… говорил с дедушк…й шёл по дорожк…

сидели на яблон… махать шапк…й встала с кроват…

Как определить окончание имен существительных во множественном числе?

Вставьте пропущенные окончания.

к директор… у галстук… над коляск…

на болот. для музе… без правил…

о кукушк… по пол… от вывод…

IX. Сделайте морфологический разбор имен существительных.

На великолепной лошади,

по знакомой лестнице,

молодые дубки.

X. Тест по теме имя существительное

1. Имя существительное -

1)обозначает признак предмета

2) обозначает предмет

3) обозначает действие предмета

2. Какое слово лишнее?

1) солнце 2) радость 3)окно

3. В каком словосочетании оба имени существительных женского рода?

1)марка для письма 2) страница книги 3) компот из вишни

4. Какое имя существительное первого склонения?

1) декабрь 2) дядя 3) стекло

5. Имена существительные, какого падежа отвечают на вопросы кому? чему?

1) Р. п. 2) Д. п. 3) В. п.

6. К несклоняемым существительным относятся имена существительные

1) тетрадь 2) зима 3) радио

Итог урока.

Домашнее задание.

Использованная литература

1. Т. Г. Рамзаева «Русский язык. 4класс» - М: «Дрофа», 2008

2. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила, все контрольные работы, все виды тестов. 4 класс»-М: «Астрель», 2008

3.«Контроль в начальной школе 2-4 классы. Традиционные и тестовые задания» (компакт – диск) Приложение к журналу «Начальная школа»

Публикации по теме:

Интегрированный урок русского языка и литературы во II-V классах Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное» Форма проведения урока: урок-сказка «Сказка о том, как смелые путешественники.

«Склонение имен существительных». Урок русского языка в 4 классе Предмет и класс: Русский язык 4 класс, «Планета знаний» Тема урока: Склонение имен существительных Предметное понятие: род, падеж и склонение.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку «имя существительное»
Опубликовано: 5 января 2015 в 14:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День санок на МААМ

«Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой», – стихотворение Ивана Сурикова «Детство» известно всем и каждому. Не только у Ивана Захаровича детство ассоциировалось,...

7 декабря. Праздник новогоднего декора на МААМ

Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, снежинки и мандарины — обязательные атрибуты нашего новогоднего праздника. В России все любят Новый год, поэтому и принято его отмечать с размахом. В предновогоднюю пору...

Конспект занятия «Животные моего края» в подготовительной группе
Задачи. Дать представление детям о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых дает кров и пищу разным его обитателям....
Социально значимая акция «Засветись в темноте»
2 декабря в ДОУ было организовано мероприятие по ПДД для воспитанников подготовительной группы «Стань заметней в темноте», Организаторы мероприятия, педагоги...
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЦЕЛЬ здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых...