Эмилия Пазина
Конспект «Встреча с дедом Щукарем»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа напоминает горницу в казачьем курене. На посиделки собрались казак Петро, дед Щукарь, старый казак, Гриша, Наташа, тетка Лукерья, юные казаки и казачки.
На лавке собрались все, кроме деда Щукаря. Тетка Лукерья шьет поодаль.
Воспитатель: Сейчас мы с вами побываем в казачьем курене, в самом большом и лучшем его месте – в горнице. Окончены дневные работы. После вечери (ужина) расходиться не хочется, начинается самое интересное – разговор. О чем он сегодня? Давайте послушаем…
Звучит песня: «Песня о Багаевке»
Моют вербы золотые косы
Бежит река прозрачная до дна.
Публикация «Конспект „Встреча с дедом Щукарем“» размещена в разделах
Хорошо с высокого откоса
Далеко Багаевка видна.
Облака, окрашенные синью
Проплывают над донской рекой.
Может быть не раз сюда Аксинья
Приходила со своей бедой.
Может быть не раз её Григорий
Поджидал на этом берегу.
Может вербы острова Буяна
Тайну их свиданья берегут.
Старый казак. Ох, добре песню играют! Любо!
Гриша. Деда, а я вот как слышу песню нашу казачью, так вроде Дон наш, батюшка, волною серебрится, девки гутарють, а то конь намётом пошёл… И так сладко делается, как жеребенок до мамки тянется.
Старый казак. Да, сынку, такие песни играть умеют казаки, потому как народ красивый, сильный, смелый, добрый, как Дон родимый.
Гриша. Деда, а зачем наш Дон Иванычем кличут?
Старый казак. А вот послушай малец, да на ус мотай, да своим внукам передавай.
У Иван-озера, что в Тульской губернии, Епифановском уезде, было два сына: Шат и Дон. Шат был озороват и своеволен, а Дон тих и послушен. Надоело Шату сидеть и вздумал он прогуляться по широкой Русской земле, не спросить на то воли родительской. Отправился он в путь. Но куда ни придет, нигде его не принимают. Пошатался он без пользы и вернулся домой. Так и живет он в безвестности - никто его не знает и никому он пользы не приносит.
Тихий же Дон, получив родительское благословение, совершил свое знакомство с Русской землей более основательно. Он все делал не спеша, сознательно и разумно. Прошел он широкие степи, покатился к Синему морю. А надо сказать, что Синим тогда турки называли Азовское море. Видит перед собой Дон море и думает:»Вот если бы перепрыгнуть его и за собой утащить. Да хватит ли силы-силушки?» Видит Дон – летит Ворон. «Ворон, Ворон! – говорит Дон, - сослужи ты мне службу, я нырну в море, а ты лети на другую сторону, а когда одолеешь, каркни!» Ворон согласился и полетел. Но скоро забыл свое обещание и каркнул, лишь только успев отлететь от берега. Словом, поспешил. Так Дон и остался в Синем море.
Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает и города на ее берегах встают. Недаром и зовут люди реку свою родную ласково Дон Иваныч.
Входит дед Щукарь.
Дед Щукарь. Здорово дневали казаки и казачки. Об чем гутарите? Али антирес какой, али беда? Дак без Щукаря ж никак не можно!
Казак Петро. Здорово, дед Щукарь! Седой! Ты сказывать мастак. Дак, можа, расскажешь миру, как Дон наш знаешь, что про степи наши привольные деды тебе пересказали?
Дед Щукарь. А и скажу. Попервой загадку мою разгадайте. Только ты, дед, помолкни, ты можа и помнишь, коли голова не дырява. А вот мальцов испрошу. Вот ты, казак, без усов, скажи мне, что это за цветы такие – бессмертники, да и почему их так кличут?
Что зажмурились? Ну, слухайте.
Легенда родилась в ту давнюю пору, когда на Русь пришли злые вороги, и земля не просыхала от горьких слез матерей, вдов сирот. Пришла будто бы к татарскому хану Батыю русская женщина Овдотья и упала перед ним на колени: «Позволь откупить брата милого». Дивился Батый:
- Брата? А мужа?
- Замуж выйду – муж будет. Муж будет – сын родиться. А брата мне уж негде взять – родителей моих ты сжег в Рязани…
Подивился Батый мудрости русской женщины, наклонился, сорвал первый попавшийся цветок, протянул его Овдотье: «Иди по моей орде, доколе цветок не увянет. Тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа».
Не ведал Батый, что женщина сможет волшебную силу скромному цветку передать – соберут её ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку. Долго бродила Овдотья по Орде и многих руссичей тогда она спасла. Жил заветный цветок и ещё красивее стал! С той поры и назвали его «бессмертник».
Гриша. Дедуня, а и взаправду чудеса творят любовь, печаль и гнев русской женщины, матери. А что ж храбрые казаки в ту пору перевелись?
Казак Петро. Ну, уж нет! Казачьему храброму роду нет переводу! И ране были. Что ли не слыхивали про Митяя – казака бесстрашного, про Петруся – мальчонку, Игнатку? Али не бил донской казак смертным боем Змея Горыныча, Чудище заморское, да Бабу-Ягу поганую.
Гриша. Дядечко Петро, а скажи нам про храброго казака! Я ужас как люблю такие сказки.
Казак Петро. Сказывать я не больно мастак, но умолчать силов нет. Самому любо про доблесть казачью слухать. Дак вот… Давным-давно это было (пересказ в сокращении сказки П. Лебеденко «Петрусь-мальчонка русский») – приложение №1.
Гриша. Дядько Петро, что-то ты знакомую историю говорил. Вроде я её слыхивал…
Наташка. Мы ж такую сказку в книжке читали! А книжку ту казак Петро Лебеденко написал «Сказки Тихого Дона называется». Он писатель-то сказки эти тоже слухать любил, а потом взял да и записал все в книжку. Там и взаправду сказки про храбрых казаков есть. Но я совсем не согласна, что одни казаки такие. А казачки? Да не было б казаку удачи, если б на ратное дело его казачка не благословила – матушка родная, сестрица – краса, невеста ненаглядная, жена верная. Вся сила казака от женских рук. Вот так!
Гриша. А что-то про казачек храбрых сказок не рассказывают, все более про сварливых да жадных, толстых да глупых.
Наташка (дети). Ах ты глупая голова! А про Светланку из сказки «О чудище заморском, девице-красавице и серой волчице» слыхал? А про Груню, у которой сердце доброе дороже красоты? Спросите-ка тетку Лукерью, она много сказок знает и про зверей разных, и про силушку казацкую и про казачек. Тетка Лукерья, а подь-ка сюда. Ой, гляньте, покуда мы тут гутарим тетушка Лукерья новую занавеску сгонобила! Ай да руки – не знают скуки.
Воспитатель. Лукерья Ильинична, мы тут малость поспорили, кто главный казак или казачка.
Лукерья Ильинична. Что спорить тут? А никто не главный. Главный природа – мать, земля наша донская, что кормит нас, силу, красоту нам дает, ум. А дите человеческое, коли у природы учится, добрым человеком станет, малого да слабого не обидит, старого уважит. А вы, детушки малые, слушайте да думайте. Научит вас сказка мудрая и от Лиха одноглазого избавиться, и Змея Огненного погубить, Судьбину свою бесслезную сделать…
Наташка. Тетка Лукерья, ну скажи и ты нам свою сказку, не откажи!
Лукерья Ильинична. А и скажу я вам одну сказку, повеселю народ. (сказка «Глупец и жеребец» из сборника «Биссеринка» - (приложение №2).
Воспитатель. Этой сказки конец, кому мёду корец, кому щей горшок, кому денег мешок. А всем добрым людям – здоровья поболе да счастливой доли. Пора и честь знать. Спасибо на добром слове.
Хоровод «Как у наших у ворот».
Гутарник (словарь русских донских говоров) :
курень – казачий дом с четырехскатной крышей,
гутарить –говорить,
вечерять – ужинать,
наметом – голопом,
попервой – сначала,
сгонобила – сшила,
ведать – знать,
ноне – сегодня,
играть – петь.