Ольга Ротманова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе «Встречаем перелётных птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект " Встречаем перелётных птиц"
Задачи: Развитие устойчивого интереса детей к природе. Формирование практических умений видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения. Развивать наблюдательность, познавательную активность детей. Расширить представления детей о зимующих птицах. Познакомить детей с компасом. Для чего он нужен человеку.
Материалы и оборудование: корм для птиц, кормушка, скворечник, компас - 3-4шт.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект занятия в подготовительной группе „Встречаем перелётных птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Ход занятия:
Воспитатель с детьми выходят из детского сада.
Воспитатель : Какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель : Ребята, как вы узнали, что пришла весна? (по каким признакам вы заметили приход весны) или Что происходит весной в природе?
Дети: (варианты ответов) Всё оживает, набухают почки на деревьях, прилетают птицы или
С приходом весны оживает вся природа: ярче светит солнце, теплее и длиннее становятся дни, снег становится рыхлым и тает, бегут, журчат ручьи, возвращаются из тёплых стран перелетные птицы.
Воспитатель : Вспомните, какие птицы прилетают первыми?.
Воспитатель : А какой месяц идет?
Дети: Месяц апрель
Воспитатель : А кто вспомнит пословицы, приметы про апрель?
Дети: Апрель с водой – май с травой.
Теплый апрель, мокрый май - значит будет урожай.
Синие облака в апреле — к теплу и дождю
В конце марта — начале апреля прилетают скворцы.
Апрельский цветок ломает снежок.
Снег в апреле: внучек за дедушкой пришел.
Ребята, сегодня необычный день. Мы с вами собрались отметить приход весны и прилет птиц из теплых краев.
Для этого, что мы приготовили? Зачем мы взяли скворечники?
Ответы детей:
Воспитатель : ребята, предлагаю отправиться к кормушке, может птицы уже прилетели и начнут радовать своим пением (дети вместе с воспитателем идут к кормушке).
Ребята, прилетели птицы или нет?
Дети: Нет, не прилетели, ещё к нашей кормушки птицы.
Воспитатель : Ребята, а какие птицы прилетают к нам на кормушку?
Ответ детей (воробьи, синицы, вороны).
Воспитатель : Вокруг снег, были и метели, и морозы, а они ничего не боятся? Что же это за птицы?
Дети: зимующие, могут перечислить их.
Воспитатель : Каких птиц называют зимующими? Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
Дети: Есть птицы. Которые могут приспособиться к зимним условиям – синицы, сороки, вороны, воробьи - эти птицы зимующие.
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семена ми и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Некоторые птицы погибают от холода зимой.
Воспитатель : Кто помогает птицам перезимовать?
Дети: Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи и другие птицы любят пшено, семечки.
Воспитатель : Ребята, а в марте на нашу калину (показывает) прилетали свиристели, быстро поклевали ягоды и улетели, мы даже не успели их рассмотреть и понаблюдать за ними. Вспомните, свиристели - это какие птицы?
Дети: Пролётные или кочующие.
Воспитатель : Почему их так называют?
Дети: Они перелетают с одного места на другое. А снегирь – это какая птица? (кочующая)
Воспитатель : А каких же птиц называют перелётными? (ответы, вынуждены перелетать с одного места на другое, где тепло, такие птицы называются перелетными.)
Ребята почему от нас улетают перелетные птицы? (одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему) (нет корма, насекомых)
Правильно осенью исчезают насекомые, те птицы которые едят насекомых называются насекомоядные, поэтому они первые улетают в теплые края (трясогузки, дрозды и скворцы, грачи и т. д.).
Воспитатель : Ребята, но не расстраивайтесь, ведь мы с вами знаем, что птицы обладают удивительно развитыми органами чувств. Они способны хорошо ориентироваться в пространстве. И скоро мы увидим много, много птиц.
А, помните откуда прилетают к нам птицы? (ответы детей – с юга)
А, где он юг? Там, там или может там. Как же узнать и или с помощью чего?
Ответы детей: по местным природным признакам: по солнцу, деревьям, мхам и т. д.
У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной.
Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.
Воспитатель : Пользоваться местными приметами нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности.
Воспитатель : Шло время, и люди изобрели особый прибор для точного определения сторон горизонта. Знаешь ли ты, как он называется?
Дети: компас.
Давайте его рассмотрим.
Как вы думаете, что за буквы на нем написаны? или Что обозначают буквы? А на компасе есть 2 буквы меньше размером. Какие (рассматривают) СЗ, СВ, ЮВ,ЮЗ как вы думаете, что они означают?
история
Воспитатель : Правила пользования компасом
Надо, повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С (север, а красный – с буквой Ю (юг); тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
Ребята, а нам, где может пригодится компас?
Предлагаю отправиться в удивительное путешествие и поиграть в любимую игру «Следопыты», но только с компасом, а вот и первое задание:
Воспитатель : Ребята, вот мы и пришли к дереву на котором будет висеть наш скворечник. Напомните мне откуда к нам прилетают (скворцы) птицы?
Дети: С юга.
Воспитатель : Как вы думаете, куда нам надо повернуть скворечник?
Дети: На юг.
Воспитатель : значит, скворечник нам надо закрепить с какой стороны.
Дети: с юга.
А сейчас скворечник Алексей Петрович закрепит вот на этом дереве.
-Алексей Петрович, помогите нам, пожалуйста, закрепить скворечник.
Закрепление скворечника на дереве.
А мы пока давайте хором пригласим к нам птиц.
– Мы ребята дошколята, Приглашаем всех пернатых. Прилетайте, кто захочет, мы вас любим очень-очень.
Дети:
Ты, зима, иди на север –
хватит тут озорничать!
Выходи скорей, ребята,
Весну будем зазывать!
Весна, весна на улице,
Весенние деньки.
Мы сделали скворечники
Летите к нам скворцы.
– Отгадайте загадку.
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка. (Скворечник.)
Это так прекрасно, когда поют и парят в небе птицы,
И мир становится прекрасным до удивленья!
Весна только вступает в свои права, гонит зиму со двора. А зима не спешит уходить – нет, да и напомнит о себе снежком или ледяным ветром, а в нашем скворечнике птицам будет нестрашна уходящая зима, они начнут обживаться и радовать нас своим пением.
Увидал грача – весну встречай.
Увидал скворца – весна у крыльца.
Настоящую весну приносят нам с юга журавли. Тёплые дни наступают после их прилёта, и уж больше зима не возвращается, но заморозки бывают.
Ранний прилёт жаворонка к тёплой весне.
Дождь ранней весной перед холодом.