Лучший педагог года

Конспект занятий познавательного цикла с элементами ТРИЗ и исследовательской деятельности «Удивительные истории»

Марина Мухортова
Конспект занятий познавательного цикла с элементами ТРИЗ и исследовательской деятельности «Удивительные истории»

Образовательные цели: 1 .Продолжать учить формировать доказательную и объяснительную речь, включая сложные предложения.

2. Продолжать учить составлять описательные рассказы

3Учить сравнивать, классифицировать, анализировать. Упражнять детей в правильном подборе синонимов, антонимов.

. Развивающие цели:1. Развивать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности.

2. Развивать творческое воображение.

3. Привлечь внимание к проблеме использования воды в быту.

4. Вырабатывать умение самостоятельно делать выводы.

Публикация «Конспект занятий познавательного цикла с элементами ТРИЗ и исследовательской деятельности „Удивительные истории“» размещена в разделах

Воспитательные цели:1. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.

2. Воспитывать экологическую культуру.

3. Воспитание навыка самостоятельной деятельности.

4. Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение.

5. Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи.

6. Воспитывать интерес к занятию.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята в лесу есть лесная школа в ней учатся лесные зверушки. Кто учится в лесной школе?

Дети: В лесной школе учатся звери и птицы.

Воспитатель: Вот и наша знакомая Каркуша тоже учится в этой школе. На прошлой неделе им задали трудное задание, с которым они не смогли справиться! И вот Каркуша попросила нас ей помочь.

Ответы детей.

Воспитатель: Будьте внимательны.

I. Задание: Разминка. Словесная игра.

1. Что бывает деревянным?

2. Что бывает железным?

3. Что бывает жидким?

4. Что бывает газообразным?

Словесная игра. «Назови лишнее?"

1. Пар, дым, запах, сок. (Газообразное)

2Сок, вода, суп, камень. (Жидкое)

3. Дерево, железо, стекло, вола. (Твердое)

Словесная игра "Верно или неверно".

1. Сейчас идет дождь?

2. Дети катаются на лыжах по улице летом?

3. Осенью куры улетают на юг?

4. Поросенок умеет летать?

2. Словесная игра. Умозаключения.

1. Игрушка сделана из дерева,дерево не тонет в воде. Утонет ли игрушка в воде? Почему?

2. Вода замерзает при низкой температуре. Замерзнет ли огурец при низкой температуре, если он состоит из воды? Почему?

3. Резиновые игрушки, наполненные воздухом, не тонут в воде. Мяч резиновая игрушка. Утонет ли мяч? Почему?

Воспитатель: Ребята Каркуша оставила задание, а где же она сама?

Могло ли с ней, что то случится? Как вы думаете, что с ней случилось?

Дети: Она могла заблудиться.

Каркуша:"Случилось, случилось, я давно здесь, но не подаю голоса,потому,что мне обидно, меня такую красивую,не видят гости. Тюбик с черной краской сделал меня невидимой за то,что я когда рисовала для вас задание,не пользовалась черной краской.

Воспитатель: Может быть, мы тебе поможем

Каркуша: Не знаю. Волшебство он спрятал в белом листе бумаги. (Дети предлагают разные варианты расколдовывая).

- Давайте поколдуем.

_Прогоним.

С помощью воспитателя находят ответ.

Воспитатель: Дети: Нужно этот лист бумаги закрасить краской из черного тюбика. Дети садятся за столы и закрашивают листы бумаги черной краской. Появляется силуэт Каркуши нарисованный свечой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите мы с вами настоящие волшебники. Волшебство черного тюбика изчезает и появляется Каркуша.

Сюрпризный момент. Появляется игрушка Каркуша.

Хвалится, радуется своим бантиком,своим нарядом.

Ребята, спасибо за то,что меня "расколдовали ".Что -бы отблагодарить вас я хочу показать вам свои рисунки и прочитать интересный рассказ.

3 .Задание.

На доске вывешиваются Каркушины картины: на одной -летний пейзаж,на другой - этот же рисунок в зимнее время года. Каркуша читает свой рассказ.

Жили, были в речке

Смешные человечки

Не дрались и не мирились

Хороводы не водили

И однажды разлучились

Жарко солнышко пригрело

Человечкам захотелось

Бегать, прыгать и скакать

А кому- то полежать.

Разогнались, полетели

И на тучку тихо сели

Испугались высоты

Как же выйти из беды?

встали рядышком опять

стали капли вырастать

Дождиком упали в речку

Озорные,человечки

А зимой в мороз и в стужу

Человечки крепко дружат

Взявшись за руки стоят

Катают на себе ребят.

Воспитатель: Спасибо тебе Каркуша за твои рисунки,за красивый рассказ.

4. Каркуша: Ну,что ребята понравился вам мой рассказ, мои рисунки. А про каких человечков я вам рассказала? Чего они там бегают, прыгают, летают?

Дети: Да это же твердые, жидкие и газообразные человечки.

Воспитатель: А как вы убедите Каркушу, что там живут твердые,жидкие, газообразные человечки. Дети,расскажите Каркуше,что вы знаете об этих человечках? Начнем с твердых человечков.

Дети: Можно проделать опыт с карандашом и крышкой стола. Взять карандаш и попытаться, проткнуть крышку стола. Карандаш не проходит,потому,что стол твердый. В крышке стола живут маленькие человечки, которые крепко держатся за руки, не пускают карандаш.

Воспитатель: Ребята покажите твердых человечков, как они крепко держатся за руки. Пройти между ними невозможно. они сильные и крепкие. А где еще живут человечки кроме стола, что еще бывает твердым?

Дети: Дерево,железо,камень,стекло.

Воспитатель: А вы что вы знаете жидкое?

Дети : Вода,суп,каша, чай, сок.

Воспитатель: А какие человечки живут в воде?

Дети: В воде,супе живут жидкие человечки.

5. Воспитатель: Ребята расскажем Каркуше о жидких человечках.

Дети: Можно провести опыт с водой: Карандаш проходит через воду. ее можно вылить совсем, перелить в другой стакан. В жидких веществах живут жидкие человечки. Они очень подвижные, за руки не держатся, постоянно передвигаются. (С показом)

Воспитатель: Покажите жидких человечков. Они подвижны, за руки не держатся.

Дети: Показывают жидких человечков.

6. Воспитатель: Ребята, а какие человечки живут в паре, дыме. Воздухе?

Дети: Живут газообразные человечки. Их можно увидеть только в паре, дыме. А в остальных веществах человечки невидимые. Их нельзя налить в стакан. Потому, что они прыгучие и бегающие. Их вообще трудно поймать.

Воспитатель: Ребята покажите газообразных человечков. Кто хочет показать.

Вот видишь Каркуша,как тебе ребята интересно рассказали и показали маленьких человечков. Правда тебе было интересно узнать, что есть твердые человечки,жидкие. газообразные? И с этим заданием ребята справились.

6. Воспитатель: И так следующее задание Каркуши. Нужно из карточек на которых нарисованы человечки составить модель любого вещества. Проходите к столам и приступайте к работе. А ты Каркуша внимательно смотри и слушай.

Дети:1. Это схема чего? (камень, железо)

2. Это схема чего? (воды, жидкого вещества)

3. Это схема чего? (пара, газа).

Воспитатель: Правильно ребята. Вот видишь Каркуша, как дети для тебя справились с заданием. А теперь давайте вместе составим модель стакана с водой.

Что мы построили? (модель стакана с водой)

Воспитатель: А теперь построим модель апельсина. Скажите, пожалуйста, можно ли узнать, что в комнате есть апельсин? Как узнать? (по запаху).

7. Физ. минутка. Ребята, а сейчас давайте поиграем в веселых "Сосулек". Представьте что вы сосульки. (1твердый человечек) и ты Каркуша можешь играть с ребятами. Появилось солнце. (2 сосулька стала таять). Она превратилась в лужу. Солнце скрылось, стало холодно, мороз; человечки превратились в твердых прижались друг к другу теснее (вместе теплее).

8. Воспитатель: Ребята я хочу еще вам задать одно Каркушино задание. Нужно ответить, какое одно слово объединяет все слова: мокрая, пар, холодная, грязная, лед, горячая, жидкая? Что это?

Дети: Эти слова объединяют одно слово вода.

Воспитатель: Где мы встречаем воду?

Дети: В реке, в море, озере, в кране.

Воспитатель: кому нужна вода?

Дети: Вода нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Воспитатель: Вода очень ценный продукт. Как используют люди воду?

Дети: Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук,

тела.

Воспитатель: Какая вода человеку нужнее? Конечно только чистая, пресная

вода - из родника, колодца, водопровода. Современному человеку достаточно повернуть кран, чтобы полились драгоценные голубые капли.

8. Каркуша: А где и как вы используете воду в вашей группе? Много ли вы ее нужно? По хозяйски ли вы ею распоряжаетесь?

Воспитатель: Нам сегодня придется поработать следопытами, да необычными, а водяными. Ребята у нас есть план группы, мы на нем голубыми каплями отметим. Где у нас в группе расходуется вода? Дети садятся за столы и вырезают из бумаги капли, этими каплями помечаем на плане - группы, где расходуется вода. Проводится анализ работы детей по плану группы.

Воспитатель: Вот видите, как много воды нужно только в нашей группе. Давайте подумаем о том, как нужно беречь воду, чтобы ее хватило надолго.

Дети: Нужно не разливать попусту воду. Закрывать хорошо кран: а можно бросать мусор в реку? Д\И "Хорошо или плохо? "

Воспитатель: Ребята вот мы и справились с заданиями Каркуши. Задания для вас были трудные? Что вам понравилось? Мы сделали доброе дело помогли Каркуше,узнали много нового, интересного, познавательного.

Каркуша: Спасибо ребята! До свиданье. Я полечу в свою лесную школу и расскажу своим друзьям, как вы мне помогли. До свиданье!

Воспитатель: Ребята молодцы, Каркуше очень понравилось как вы. выполняли задания. А я хочу дать вам задание на дом. Посмотрите дома, как вы используете воду. И объясните родителям и младшим братьям и сестрам, что воду нужно беречь.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития связной речиДидактические игры для развития связной речи Представляю Вашему вниманию игры для развития связной речи «Собери картинку» Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение,.

Перспективное планирование по развитию речи старших дошкольников Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе Сентябрь Неделя Вид, тема Цель Методическое обеспечение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятий познавательного цикла с элементами ТРИЗ и исследовательской деятельности «Удивительные истории»
Опубликовано: 5 октября 2014 в 16:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД