Оксана Кашицева
Конспект занятия «Дикие животные зимой в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Дикие животные зимой в лесу»
Программное содержание:
• Закрепить с детьми признаки зимы
• Обогатить и закрепить знания и представления о животных, живущих в наших лесах (волк, медведь, еж, лиса, заяц, белка)
• Дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы.
• Познакомить детей с дикими животными по классам : травоядные и хищные.
• Учить детей мыслить самостоятельно.
Публикация «Конспект занятия „Дикие животные зимой в лесу“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
• Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, мышление.
• Учить детей, опираясь на полученные знания и интуицию, используя оригинальные решения проблем, находить выход из любой ситуации.
Коррекционные задачи:
• Обогатить словарь за счет признаков и действий за счет обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки)
• Согласовывать слова в предложении в грамматически правильной форме.
• Учим сочетать речь с движениями
• Активизируем в речи слова-антонимы: длинный - короткий.
• Учить детей отвечать четко, уверенно проговаривать поставленные звуки.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.
• Воспитывать любовь к животным.
Предварительная работа:
• Подбор иллюстративного материала по теме «Животные наших лесов»
• Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики»
• Разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом» Нищевой (в обработке).
• Разучивание стихотворений о диких животных
• Дидактические игры: «Путаница», «Чего не хватает», «Назови семью», «Чей хвост, чья голова»
• Рассматривание динамической модели «Берлога медведя зимой», «Жилища белки, ежа и лесных мышей»
Оборудование и материалы:
• В группе оформлен «лес» из веток, искусственных елей
• Мнемодорожка с приметами зимы
• Имитация «Берлоги, норы»
• Игрушки диких животных по сезону : серая белка, волк, медведь, еж, белый заяц, лиса
• Следы разных животных
• Игра-модель «Признаки животных»
• Коллаж - пиктограммы «Почему у белки длинный хвост», «Почему у зайца короткий хвост»
• Мешочки для игры «Определи на ощупь»
• Игра «Круги Эйлера» : разноцветные тарелки (зеленая и красная, картинки «Питание животных», картинки с дикими животными, обручи зеленого и красного цвета
Ход занятия :
1).Организационный момент. Воспитатель: Сегодня утром я получило письмо, где сказано, что к нам летит какой-то гость, из самой Африки.
Раздается гул самолета (вертолета). Прилетает Тигренок.
Тигренок: Здравствуйте ребята, я прилетел к вам в гости из самой Африки, где всегда очень жарко. Почему же у вас так холодно?
Воспитатель: Дети, объясните Тигренку, почему у нас холодно.
Дети: Потому что наступила зима.
Тигренок: А что такое зима? Я даже и не знаю, объясните.
Воспиатель: Дети поможем тигренку понять, что такое зима, возьмите каждый примету зимы и расскажите тигренку
Дети поочередно выкладывают мнемодорожку на полу с приметами зимы.
Мнемодорожка «Зима
Дети:
1-сейчас зима, зимой три месяца : декабрь, январь и февраль.
2-солнце светит мало, день короче ночи.
3-мороз рисует на окнах узоры,
4-часто идет снег,
5-дуют холодные ветры.
6-звери в лесу сменили окраску шерсти.
Тигренок:
-Теперь я понял, что такое зима. А вам нравится зима? Я слышал, что у вас здесь живут такие животные, которых нет в наших теплых краях, вы мне расскажите о них
Воспитатель: Дети, посмотрите у нас получилась зимняя дорожка.
Мы сейчас оденемся потеплее и пойдем по этой дороге с Тигрушей в лес. (имитируем одевание)
2) Тигруша: Морозно! Холодно в лесу! Неужели в зимнем лесу никто не живет?
Варианты ответов детей, подвожу к выводу, что в лесу кто-то оставил следы. Значит кто-то в лесу всё-таки живет.
Тигруша: Ой, правда, я вижу чьи-то следы.
Воспитатель: Следы, каких животных мы видим.
Дети перечисляют: следы волка, следы белки.
Воспитатель: Дети как называют этих животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Почему их называют дикими?
Дети: Они живут в лесу, сами добывают себе пищу.
3). Я так хотел, сними познакомиться, почему же они прячутся от нас?
Воспитатель: Сейчас узнаем.
Тигренок: Что это за гора? Я сейчас с неё прокачусь!
Воспитатель: Нет, Тигренок это не гора, это чей-то домик. Мы сейчас тихонько подойдем и поглядим, кто здесь живет.
(заглядываем, видим медведя, «сосущего лапу»)
Тигренок: Какой огромный зверь, как его зовут? А что он делает…
-Как называется жилище медведя?
-Берлога
-Кто же еще спит зимой
-Еж
-А как называется у него жилище
-Нора.
Тигренок: А чьи это ушки и хвостики торчат.
Дети: Это уши зайца, это уши белки, это хвост лисы, хвост волка.
Воспитатель: А еще можно сказать «Заячьи уши, беличьи уши, волчий хвост, лисий хвост»
Тигренок: Какие интересные названия у домика медведя- берлога, у ежика- нора.
А какой домик у белки? У лисы? У волка? У зайца?
Дети: Дупло, нора, логово (помогаю, если не знают)
Воспитатель: у зайчика дома нет, живет он под кустом.
Тигренок: Что- то лапки мои замерзли, дети хотите погреть свои пальчики.
Физкультминутка: «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом есть нора - надежный дом
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели
Под кустом у зайца дом
Волк свернет свой хвост кольцом,
В теплом логове своем
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем.
(удары ладонями и кулачками)
4).Предлагаю сесть на стулья-пенечки
Тигренок: Смотрю я на вас животные и удивляюсь, какие вы все разные.
Дидактическая игра «Длинный- короткий»
«У ежа лапы короткие, а у волка-….(длинные)
«У волка морда длинная, а у зайца-….(короткая)»
«У зайца хвост короткий, а у белки….(длинный)»
Тигренок: Интересно, зачем белке такой длинный хвост?
Воспитатель: Узнаем у ели, ведь это любимое дерево белки.
Вывешиваем элементы схемы на шишки поочередно.
Белка прыгает с дерева на дерево, пользуется своим хвостом как рулем- он помогает правильно держать направление во время прыжка, хвост помогает ей приземлиться на землю- как на парашюте, чтобы не замерзнуть белка укрывается хвостом как одеялом
На ели лежит платок, платком изображаем все действия (им показываем руль, как падает парашют, как укрывается одеялом)
Тигренок: Теперь понятно почему белке нужен такой длинный хвост, а зачем тогда зайцу такой короткий хвост нужен?
Воспитатель раскладывает схему под кустом:
Зайцу с коротким хвостом легче спасаться от хищных зверей, за длинный его можно будет схватить. Спит зайка под кустом в сугробе, и с коротким хвостом ему легче спрятаться.
Тигренок: а для чего лисе нужен хвост?
Дети: чтобы заметать следы. Изображает султанчиком «Веник»
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, для чего волку нужен хвост?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Укладываясь на ночь спать, волк сворачивается клубком и своим хвостом укрывает нос и ноги, которые как раз оказываются в центре круга. Благодаря такому положению хвоста теплый воздух, выдыхаемый из легких, хорошо согревает лапы и нос.
Дыхательная гимнастика (изобразить как дышит волк, почувствовав тепло от своего дыхания) : вдох через нос- выдох через рот
5) Тигренок: Теперь я все знаю и запомнил про ваших животных, я приготовил гостинцы для ваших зверей, помогите мне найти, кому какой подарить.
Правильно животные бывают разные : одних называют хищными, а других травоядными. Дети кто такие хищные животные (варианты ответов детей, хищные животные- это те животные которые питаются другими животными. А кто же тогда травоядные? (это животные, которые питаются травой, растениями.)
Мы сейчас это попробуем закрепить. Перед вами лежат две разноцветные тарелки: зеленая - будет обозначать, что из неё питаются травоядные животные и красная тарелка- из неё питаются хищные животные. Задание: разложите правильно в тарелки пищу для животных.
А теперь определите, кто что будет есть.
Волк - ест зайцев, ежей, оленей, птиц.
Лиса - зайцев, птиц, рыбу
Белка - орехи, шишки, грибы
Заяц - кору деревьев, в огороде может украсть морковь.
Еж - ягоды, грибы, но иногда и ужей, маленьких мышей
Медведь- ест растения, но иногда, если очень голодный может съесть и оленя.
Ежа и медведя я сознательно даю в конце, т. к они относятся и к хищным и травоядным животным.
Дидактическая игра «Определи на ощупь»
Дети на ощупь определяют кто - что ест и раздают его зверям.
В мешочках: для волка-кость, лисе- рыбка (птица, медведю- бочонок с медом, зайцу- кору, ежу-гриб, белке- шишку
6) Тигренок: Много я узнал про ваших животных. Приеду в Африку и всем расскажу про них, как бы мне ничего не забыть?
Воспитатель: Не переживай, у нас есть замечательные кубики «Запоминалки», они помогут мне тебе всё запомнить.
Ой, подул сильный зимний ветер и все перепутал.
Дети помогите всё правильно собрать.
Игра-модель «Признаки животных»
Дети подбирают картинки, соответствующие схемам:
-животное
- его семья
-питание
-жилище
-способы защиты, от кого защищается
Воспитатель: Тигренок какой же, ты добрый. И мы тебе тоже подарок приготовили.
Дидактический кубик «Будь как.»
Дети, собирая кубик, закрепляют свойства характера у каждого животного, желая это Тигренку.
• Будь сильный как…. медведь
• Будь красивым как ….лиса
• Будь умным как…. волк
• Будь быстрым как…. заяц
• Будь ловким как…. белка
• Будь добрым как… еж
Тигренок всех благодарит и хвалит детей.