МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»

Головина Наталья Михайловна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширять кругозор; обогащать знания о нашей Родине; активизировать речь; познакомить с жизнью и бытом народов Севера, воспитывать уважение к чужой культуре, образу жизни; обобщать знания детей, полученных ранее.

Материалы к занятию :

1. картина с изображением тундры в зимнее время.

2. эскизы, фотографии, рисунки национальной одежды, обуви.

3. изображение оленей запряженных в упряжку.

4. иллюстрация жилья (чума) народов Севера.

5. изображение северного сияния.

6. ягоды: морошка, брусника, клюква.

7. накидки белого и серого цвета для детей танцующих танец.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе, „Путешествие в страну вечной мерзлоты“» размещена в разделах

8. цветик-семецветик.

9. национальная музыка

10. одежда или элемент национальной одежды для хозяйки чума.

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в путешествие, а поможет нам в этом цветик – семецветик. Закрываем глаза, обрываем один лепесток и произносим волшебные слова:

«Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться на Крайнем Севере.

Открыв глаза, дети и воспитатель начинают «трястись» от холода и, если быстро не одеться, то можно замерзнуть.

В: У жителей Севера одежда особая. Местная одежда называется малица.

Шапка к шубе пришивается,

Рукавички к рукавам.

Это северная малица

Очень просто называется,

Очень быстро одевается

Через голову: раз-два.

Местная обувь – бурки. Вся одежда шьётся из шкур оленей.

Ребенок:

У Иришки бурки из оленей шкурки

Теплые – претеплые, топают и топают.

Белые – пребелые, бегаю и бегают.

Где они? Да вот они, их попробуй, догони.

В школе были, дома были, за водой к ручью ходили.

И промокли невзначай.

И сидит Иришка в стареньких ботинках.

Новенькие бурки сохнут у печурки.

В: Теперь мороз не страшен, можно и оглядеться.

Рассматривая изображение тундры, замечают: скудная растительность, корявые низкорослые деревья и кустарники, все покрыто толстым слоем снега и льда, гуляет поземка и, на сотни километров вокруг нет ни одного человеческого жилья. И ко всему этому сейчас время полярной ночи.

В: Но нам повезло. Я вижу оленью упряжку.

(Рассматривают иллюстрацию оленьей упряжки.).Сани называются нарты; длинный шест которым погоняют оленей хорей. На нартах сидят люди.

Дети подробно описывают внешний вид. Жители невысокие ростом, коренастые, смуглые; с черными, прямыми волосами. Небольшие глазки – щелочки обрамляют прямые черные ресницы, защищающие, как щеточки, глаза от колкого снега.

В: Оленеводы предлагают нам сесть на нарты и ехать с ними в стойбище, а то погода начинает портиться. Как вы думаете, какие люди могут жить в таких суровых условиях?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, любящие свою малую Родину.

В: и хоть условия здесь суровые, но люди здесь удивительно добрые и открытые, и никогда не оставят человека в беде.

Дети садятся на стульчики.

В: хоть погода окончательно и испортилась и люди устали, они не торопятся идти в свои дома – чумы. Люди кормят и укрывают оленей. Почему же они так трепетно относятся к этим животным?

Дети: Олень – это верный друг, теплая одежда, пища, средство передвижения, а еще теплый дом, в который нас и приглашают хозяева.

Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

Чум, чум – круглый дом!

Побывайте в доме том.

В нем всего одна стена.

Очень круглая она.

В круглом доме круглый год,

Стенка водит хоровод.

Дверь не закрывает,

В гости приглашает

Гости явятся едва,

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится

Угостить торопится.

Радушная хозяйка в национальной одежде, под национальную музыку угощает всех морсом из северных ягод.

В: Как хорошо! К тому же и буря уже совсем стихла, и нанебе появилось северное чудо, которое зовется Северным сиянием.

Ребенок читает стихотворение Ю. Шесталова «Северное сияние»

Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Ой, горит большой костер

Выше леса, выше гор!

Он горит, а снег не тает.

Он блестит – не согревает.

Мерзнут горы и леса,

Коченеют небеса….

Кто зажег огонь чудесный

Золотой костер небесный?

Не живет ли в вышине

Великан могучий?

Не печет ли на огне

Хлеб себе за тучей?

Никого за тучей нет

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

В: Ребята, пора в обратный путь. Уже и олени запряжены.

Звучит песня. Музыка Фраткина, слова Пляцковского; дети исполняют танец.

В: вот мы и вернулись туда, откуда нас увозили нарты. С помощью цветика – семецветика возвращаемся в группу.

Открывают лепесток и вновь говорят волшебные слова.

«Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться на Крайнем Севере».

Открыв глаза, оказываются у себя в группе.

В: Ребята, а что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

Дети: Катались на нартах, надевали малицу, бурки, подгоняли оленей с помощью хорея. Узнали о полярной ночи и полярном дне, слушали необычную музыку, протяжную, как сама тундра. Побывали в чуме, и пили волшебный напиток из брусники, морошки, клюквы, любовались Северным сиянием.

Публикации по теме:

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»
Опубликовано: 8 декабря 2012 в 16:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»» (включая файлы) размещена пользователем Головина Наталья Михайловна (УИ 37576) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД