Екатерина Салькова
«Насекомые». Конспект занятия для воспитанников старшей группы по (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
▼ Скачать + Заказать документы
Возможно кому- нибудь может пригодится занятие по программе Л. Шевченко "Добрый мир". Прогулка пятая. Насекомые.
Цель:
Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России; приобретение культурологических знаний для разностороннего развития детей.
Программные задачи:
Образовательные:
Повторить и закрепить знания детей о дне творения.
Расширять представление детей о мире природы, как творении Божьем.
Публикация «„Насекомые“, Конспект занятия для воспитанников старшей группы по (по учебно-методическому комплекту „Добрый мир“)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Учить внимательно слушать небольшие по объёму произведения, отвечать на вопросы по содержанию развернутыми предложениями.
Побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого создания и сохранения его красоты, добра.
Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы: «почему, для чего, как?» на основе христианской картины мира.
Развивающее:
Развивать связную речь, воображение, логическое мышление.
Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира, развивая различные органы чувств (зрение, слух).
Воспитательные :
Воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, к своему краю, к семье.
Воспитывать старательность, усидчивость.
Воспитывать у детей нравственные чувства милосердия: милосердия, сострадания, сопереживания.
Предварительная работа:
Наблюдение за насекомыми. Рассматривание насекомых на прогулке. Творческое задание «Слушаем, угадываем, рисуем».
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественное- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материал для занятия : музыкальный диск, макет дерева, индивидуальный раздаточный материал – яблоки, картинки по темам Дней творения, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик,
Для рисования – бумага форматом А-4, карандаши, кисточки, краски акварель.
Методические приё мы:
словесная игра, составление картины из готовых форм, беседа с детьми, чтение стихотворений, речь с движениями, рисование под музыкальное сопровождение, помощь, поощрения, совет.
Список литературы:
1. Шевченко Л. Л. Учебно-методический комплект. Добрый мир. – ПБ, Московская область, 2011
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. М. : Мозайка - Синтез, 2013
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети входят в группу под музыку (песня «Дорога добра», садятся на свои места.
Воспитатель : «Ребята мы с вами продолжаем увлекательную прогулку по дням творения. Но для начала давайте поиграем».
2. Игра «Здравствуй, дерево!»
Воспитатель : Посмотрите на доску, перед вами так называемое Дерево хороших и плохих поступков. И красные и черные яблоки, которые означают ваши поступки. Красные - это ваши хорошие поступки, а чёрные яблоки - плохие поступки. Теперь мы с вами каждый день будем отмечать на этом дереве яблоками ваши самые запоминающиеся поступки, совершенные накануне, и тем самым поймем нужно ли нам что-то менять в вашем поведении, или вы очень добрые и отзывчивые ребята, и в вас ничего менять не нужно.
Итак, вспомните какой поступок, вы совершили вчера, и прикрепите яблоко нужного цвета.
(Дети по очереди приклеивают яблоки к дереву,
(Воспитатель делает выводы по результату)
Воспитатель : Хорошо ребята. Мы с вами живём в добром мире. Кто еще может сказать: «Какой мир, в котором мы живём?». ( Дети называют определения мира : красивый, цветущий, яркий, радостный, солнечный, весёлый и т. д.).
Воспитатель : «А теперь давайте с вами подумаем о том, Кто сотворил такой добрый и красивый мир? ( Ответы детей: Бог).
Давайте мы сейчас вспомним те четыре дня творения, о которых мы с вами уже знаем. А для этого на каждом столе у вас лежат картинки, при помощи которых мы и воспроизведем картину этих дней.
Итак, что Бог создал в первый день?
(Дети отвечают, приводят слова Христом. 1 стр. 8) - Сейчас есть земля. На ней живут люди и мы с вами. Светит солнышко, которое даёт нам свет. Ничего этого не было, - и всё сотворил Бог. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И отделил Бог свет от тьмы. И Он назвал свет днём, а тьму – ночью. Так появились день и ночь.
Воспитатель : «Давайте на доску прикрепим нужные нам картинки, которые символизируют этот день» (приклеивают картинки день и ночь)
Воспитатель : - Что создал Бог во второй день?
( Дети: Во второй день Бог создал наше небо - облака и воздух. Из облаков и туч идет порой дождь или снег – (Христом. 1 стр. 12)
«А какая картинка символизирует второй день?»
Прикрепляем картинку (облака).
Воспитатель : «Молодцы ребята, а что создал Бог в третий день?»
( Дети : На третий день Бог создал землю, моря и океаны. Потом Он повелел вырасти растениям: деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела, стала красивым садом. (Христом. 1 стр. 26).
(дети приклеивают картинки с морем, дерево, цветок)
Воспитатель : «Очень хорошо, что же Бог создал в четвёртый день?»
( Дети: На четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды Солнце и луна не только освещают землю. Благодаря им, на смену ночи приходит день, а после зимы наступает весна, потом лето и осень. Христом. 1 стр. 54)
( картинки: солнце, луна, звезды)
Воспитатель : «Замечательно ребята, какие вы молодцы, всё прекрасно запомнили, значит, были очень внимательны на предыдущих наших занятиях.
А вот на прошлом занятии мы с вами узнали, что создал Бог в пятый день, из стихотворения:
Было тихо над землей, лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом кит, дельфин, карась и сом обрели с тех пор свой дом. Птицы радуются в небе, занимается заря.
Они песней славят Бога, за любовь благодарят. (Христомат. 1 стр. 62)
Мы поговорили о птицах, понаблюдали за ними на прогулке, играли в игры и много беседовали, а также смотрели презентацию про птиц, а затем мы узнали с вами о ком?
( Дети отвечают: о жителях моря)
Воспитатель : Правильно, молодцы.
А сегодня мы с вами совершим прогулку и узнаем о том, каких Бог сотворил мелких насекомых : разноцветных жуков, бабочек, веселых стрекоз.
Но, сначала давайте немного передохнём. Вставайте у своих стульчиков и проведё м физкультминутку:
Я нашла себе жука на большой ромашке.
Не хочу держать в руках – пусть лежат в кармашке (дети показывают).
Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью (нагибаются)
Улетел зелёный жук, улетел на крыльях (дети машут руками).
- Замечательно, садитесь.
А теперь, представьте что мы на поляне. Лето, солнечный денёк, птицы поют, цветы цветут. Обсуждаем - размышляем «Кого из творений пятого дня мы видели на прогулках».
Сейчас я вам загадаю загадки, и мы узнаем, знаете ли вы насекомых.
(воспитатель загадывает загадки, дети дают ответы)
Во фраке зелё ном маэстро Я думал: ног не унесу,
Взлетает над лугом в цвету. Есть и у храбрости границы!
Он — гордость местного оркестра Сегодня встретилась в лесу
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик) Мне помесь гуся и синицы.
(Гусеница)
* * *
Голубой аэропланчик Мужички без топоров
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) Рубят избу без углов. (Муравьи)
* * *
Над цветком порхает, пляшет, Ходит ходок через потолок,
Веером узорным машет. (Бабочка) Всем надоедает, здоровью угрожает.
* * * А как осень придёт,
Не мотор, а шумит, Ещё и кусаться начнёт. (Муха)
Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит.
(Пчела)
* * *
Не жужжу, когда сижу, Рыжий, да не конь,
Не жужжу, когда хожу, Рогат, да не баран,
Не жужжу, когда тружусь, Дома его не любят
А жужжу, когда кружусь. (Жук) И на базаре не купят.
(Таракан)
* * *
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (Комар)
Воспитатель : Отлично справились вы с загадками, молодцы!
А как вы думаете, по каким признакам можно определить, что это насекомое? (Дети отвечают- по усикам, по размеру маленькие)
Воспитатель : У насекомых ребята, по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.)
Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми. (О. А. Соломенникова –стр. 85 Насекомые)
Послушайте стихотворение:
Ты покинула пасеку чью- то
И свой труд на заре начала,
Золотое крылатое чудо,
Сотворённая Богом пчела.
Сад цветущий, как облако пышный,
Ждут в нем яблони белые вас
И впервые зацветшие вишни,-
Сколько доброго мёду он даст!
…Мир тебе, существо золотое,
Вечный путник медовых дорог!
Нам всегда твоё дело святое
Трудолюбия добрый урок. (Христом. 1 стр. 85)
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, чему учатся люди у пчелы? ( дети отвечают: трудиться).
А сейчас мы с вами пропоём песенку пчелы (воспитатель проговаривает с детьми песенку) :
Буква «з» поет пчелой.
Звонко-звонко над тобой.
«Зу-зу-зу!»- поет пчела.
«Я вам мёду принесла».
Воспитатель : У пчелы есть крылья, и у птиц есть крылья. А скажите, пчела это птица? О чем поет пчела? Какую пользу она приносит людям?
(Христом. 1 стр. 85 ( дети отвечают: это не птица; польза в мёде.).
А, теперь познакомимся с еще одним красивым видом насекомых – это? Послушайте стихотворение:
Смотрит солнышко в беседку,
Светит радугой роса,
Села бабочка на ветку
И тюльпан открыл глаза. (Христом. 1 стр. 87)
Ребята, о чем рассказывается в каждой строчке стихотворения? Какое настроение звучит в нем? (обсуждают стихотворение)
(Далее, воспитатель рассказывает о том, откуда берутся бабочки)
Так устроено, что бабочка появляется из маленьких личинок-яичек. Но это происходит не сразу, а вот так. Сначала большая бабочка откладывает крохотные яички, из яичек выползают червячки – их называют гусеницами. Гусеница очень обжорлива: она только и делает, что ест да растёт. Когда она вырастает, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьет и лежит без движения. А потом вылетает из нее бабочка: из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку; а бабочка нанесёт яичек и замрет где-нибудь на листке. (Христом 1 стр. 88).
(Затем, дети должны сделать небольшой пересказ, ответив на наводящие вопросы воспитателя).
Воспитатель : Теперь вы знаете много о пчелах и бабочках, на следующем нашем занятии мы узнаем с вами подробнее о других видах насекомых, а сейчас давайте нарисуем красками бабочек и пчёл, кому какое насекомое больше хочется нарисовать, или вы можете нарисовать и бабочку и пчелу.
(Воспитатель включает песенку» Добрый жук», (дети рисуют красками пчёл, бабочек)
Все работы выставляются в виде выставки рисунков.