Светлана Пучкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Хлеб»
Цель: закрепить знания детей об особенностях выращивания зерновых культур; о труде хлеборобов, о машинах помощниках;
Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей его выращивающих;
Продолжать учить придумывать предложения, упражнять в словообразовании.
Оборудование: серия сюжетных картинок, хлебобулочные изделия, колосья зерновых культур, проросшие зерна пшеницы, зерно, кофемолка.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Хлеб“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• разучивание пословиц стихов о хлебе, чтение сказок, рассказов о том как выращивают хлеб.
Ход занятия:
Организационный момент
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? /о хлебе/
- Как называется профессия человека, который выпекает хлеб? /пекарь/
- Где выпекают хлеб? /в хлебопекарне и на хлебозаводе/
- Из чего выпекают хлеб? /из муки/
/демонстрация различных сортов муки/
- Откуда появляется мука? /Муку получают из зерна/
- Из какого зерна можно получить муку? /из ржи, пшеницы…/
/демонстрация колосьев/
- Что нужно сделать с этими колосьями, чтобы получить зерна? /достать зерна из колосков и обмолотить колосья/
- Что нужно сделать с зернами, чтобы получить муку? /нужно зерна смолоть, измельчить, превратить в порошок опыт (промалывание зерен в кофемолке)/
- Где выросли колосья? /в поле/ Демонстрация пророщенных зерен.
- Что нужно было сделать, чтобы выросли эти колосья? /семена посадить в землю/
- Что нужно было сделать с землей на поле, прежде чем посадить семена? /землю нужно было взрыхлить/ Загадка о тракторе.
На доске картинка «Трактор рыхлит землю»
- Что это? /трактор/
- Что делает трактор? /рыхлит землю/. По другому говорят пашет землю.
- Для чего нужно пахать землю? /земля перед посадкой должны быть рыхлой/
- Что произойдет с семенами, после того как их посеют в землю? /из них вырастают колосья/
/демонстрация картины «Хлебное поле»/
- Загадка о колоске
- Что изображено на Катрине /хлебное поле/
- Какое оно, какого цвета колосья?
- Загадка о комбайне
А теперь посмотрите на эту картину «Комбайн убирает зерно»
- Что изображено на этой картине? /комбайн и грузовик/
- Для чего нужен комбайн? /комбайном срезают и обмолачивают колосья/
- Как называется профессия человека, который управляет комбайном? /комбайнер/
- Как называют людей, которые сеют, выращивают, убирают хлеб? /хлеборобы/
- А теперь давайте поиграем /физминутка/
Дети встают в два ряда
- Представьте себе, что вы зернышки /дети приседают/
- Солнышко пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы /сжатые ладони потянулись вверх/
- И вот уже два листика тянутся к солнцу /ладони раскрыты, запястья сомкнуты/
- И вот выросли наконец хлебные колосья, в конце лета поспели /дети встают/
- Пора убирать хлеб /водящий – «хлебороб» вытягивает руки в стороны, идет между рядами, дети должны успеть присесть; приседать можно не раньше предыдущих «колосков». Тот, кого задели, выбывает их игры/
Дети садятся на стулья.
- После того, как зерно убирают с поля, его везут на завод, на котором зерно перемалывают в муку.
- Как называется этот завод? /мукомольный/
- Потом муку перевозят на другой завод, на котором выпекают хлеб, булки, батоны.
- Как называется этот завод? /хлебозавод/
Игра «Какой бывает хлеб?» /ржаной, пшеничный, вкусный, ароматный…/
- После того, как хлебобулочные продукты впекают, их привозят в магазин. Как называется такой отдел в магазине? /хлебный/
- Какие хлебные изделия вы знаете?
- Вот какое разнообразие продуктов можно выпечь из муки.
Но для этого необходим труд многих людей. Есть пословица: «Хлеб всему голова» /голова в этой пословице имеет смысл – главный/. То есть хлеб главный продукт питания на столе, поэтому к нему нужно бережно относиться/ о хлебе говорят : «Берегите хлеб. Хлеб наше богатство»
- А какие пословицы знаете вы?
• Хорошо трудится – хлеб уродится.
• Что посеешь – то и пожнешь.
• Работа до поту – так и поешь в охоту…
Во всех этих пословицах говорится о труде и о бережном отношении к хлебу.
- Послушайте стихотворение Я. Дягутитте «Руки человека»
Склонила тяжелую голову рожь:
Спасибо вам солнце и ласковый дождь.
Спасибо земле, что была моим домом
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились с упором,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна.
А нынче они урожай уберут,
Спасибо вам руки за добрый ваш труд.
Работа со схемой «Придумай рассказ»
- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, о каких хлебных продуктах в нем говорится.
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь
Выбирайте, угощайтесь
Игра «Достань и назови»
На разносе под салфеткой лежат хлебобулочные изделия /пряники, печенье…/
Дети достают по очереди и называют их ласково.
- А теперь скажите мне, чем вы угостите своих друзей, например, я угощу Петю баранкой, а Настю печеньем.
Дети по очереди говорят, чем будут угощать своих друзей.
- А теперь возьмите угощение и пригласите наших гостей пить чай.