Лариса Самочкова
Интеллектуальный марафон «Гора самоцветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
Звучит музыка. Дети входят в украшенный зал.
1. Вводная часть.
Воспитатель читает стихотворение:
Урал – опорный край державы, седой, могучий властелин.
Опора он России славной,
Овеян сказами былин.
- Вы уже знаете ребята, что наш край, где мы живем, сказочно богат. Урал – это край прекрасной и неповторимой природы. Мы с вами читали много литературы, смотрели видеофильмы о богатстве недрах нашей земли. Вы можете отличить один минерал от другого по цвету, форме и происхождению. А для того чтобы еще раз проверить свои знания о камнях и минералах, мы устроим для вас соревнования, но соревнования не спортивные, а умственные, мы приглашаем вас на Интеллектуальный марафон «Гора самоцветов».
Публикация «Интеллектуальный марафон „Гора самоцветов“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Горы. Знакомим детей с горами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2015
Воспитатель:
- Участвовать в марафоне будут две команды. Команда «Малахитовая шкатулка» и «Самоцветы». Так как в группе у нас есть лучшие коллекционеры, они и будут капитанами команд. Как в настоящей игре каждая команда имеет свою эмблему. Рассмотрите их. Сейчас каждый подойдете к шкатулке и не глядя, возьмет по эмблеме – эмблема, соответствует названию вашей команды.
Представление команд:
Команда «Малахитовая шкатулка». – Наша команда названа в честь красивого зеленого камня – малахита, которым славится наш родной край Урал. Малахит – камень из сказки, и мы надеемся, что проведем сказочную игру.
Команда «Самоцветы».
- У каждого камня
Свой личный цвет,
Свой особенный нрав
И свой букет особых примет –
Ведь каждый из них самоцвет.
2. Основная часть
Под музыку в зал входит Хозяйка Медной Горы:
- Здравствуйте мои юные друзья, мне стало известно, что здесь собрались знатоки моих горных богатств и собираются соревноваться в своих знаниях. И я решила поучаствовать в вашем марафоне. Сейчас начнется увлекательное путешествие в страну каменной красоты. На первый взгляд камни кажутся серыми и скучными. Но это только на первый взгляд. А стоит к ним присмотреться, и они откроют тебе удивительные, многообразные свои грани, затянут тебя в свой удивительный мир.
- Есть детская игрушка калейдоскоп (показывает детям). Сколько не крути калейдоскоп, узор не повторяется и завораживает. Также и мир камней. Сколько не приглядывайся к ним, не изучай их, они будут одаривать тебя красотой своих удивительных граней. Сегодня у нашего калейдоскопа всего шесть граней – вас ждет пять коллективных заданий и один конкурс капитанов команд
Хозяйка Медной Горы:
- Давайте вспомним, какие правила необходимо выполнять в командной игре.
Внимательно слушать задания, вопросы;
Ответ обсуждает вся команда, а отвечает капитан или ребенок, выбранный капитаном;
За правильный ответ команда получает 1 камень-самоцвет.
Право ответа дается команде, которая первая подняла эмблему;
Хозяйка Медной Горы начинает марафон :
- Сегодня я пришла на марафон.
Проверить ваши знанья.
Как это интересно много знать.
Всем друзьям свои уменья показать.
К интеллектуальным конкурсам готовы?
Вперед друзья к победам новым!
Воспитатель: Каждая игра начинается с разминки, и мы тоже потренируемся.
Воспитатель: Перед вами коллекции минералов. Хозяйка Медной Горы будет, по очереди, поднимать воздушные шары, а вам необходимо выбирать из коллекции камни того же или похожего цвета. Если вы дадите правильное название камня, то получаете дополнительный самоцвет.
( берутся шары трех цветов: красный, зеленый, белый)
Хозяйка Медной Горы: хвалит ребят за правильные и быстрые ответы.
Первая грань - Конкурс «Цвет свой камушек скажи …»
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на экран, я вам будут показываться слайды с изображением камня или минерала. На столе у каждой команды лежат карточки с названием цвета. Вам нужно внимательно посмотреть на слайд, найти соответствующую карточку, и поднять ее. Какая команда быстро и правильно ответит, та получает от Хозяйки Медной Горы камушек – самоцвет. Например: Горный хрусталь – какой по цвету? (прозрачный). Приготовились? Вперёд!
Показ слайдов: Аметист – фиолетовый, дымчатый кварц – серый, морион – чёрный, цитрин – лимоны, тигровый глаз – золотисто-жёлтый, лазурит – голубой, изумруд – прозрачно – зеленый, родонит – фиолетовый, малахит – зеленый.)
Хозяйка Медной Горы:
- Объясните, свой выбор (ответы детей).
- Посмотрите на экран ноутбука, давайте проверим правильность ваших ответов ( на экране появляются правильные ответы: изображение камня и подписанный цвет)
- Вы молодцы, быстро и правильно справились с заданиями.
Вторая грань - Конкурс КАПИТАНОВ.
На пол выкладываются две игровые дорожки, сходящиеся к большому кругу. Каждая дорожка поделена на пять секторов, по которым будут продвигаться капитаны команд. За каждый быстрый и правильный ответ, капитан делает шаг в перед. Побеждает тот, кто быстрее встанет в круг. Его и награждает Хозяйка Медной Горы камушком – самоцветом, идущим в общую копилку команды.
Хозяйка Медной Горы читает задания и показывает карточки капитанам:
1. То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость пуста-
Демидовскую Медницу, Гумешки –
Прославил этот камень не спроста.
В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)
2. По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хотя размером мал.
Скажите, как зовется минерал? (Алмаз)
3. Старики говорили, что есть такой знак – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. На что указывала Огневушка?
– золото
– песок
– малахит
Ответ: золото
4. В сказах Бажова очень часто говорится о людях, ищущих подземные богатства, сокровища. По преданию, хранительницей золота считалась большая змея. Как ее называли?
– кобра
– полоз
– гадюка
Ответ: Хранителем сокровищ считался на Урале Полоз.
5. Все знают сказ о волшебном животном, которое ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки о пяти веточках, а на правой передней ножке серебряное копытце блестит. Итак, Серебряное копытце – это…
– косуля
– олень
– козел
Ответ: Козлик – Серебряное копытце.
6. В одном из сказов старушонка на болоте охраняет колодец с богатствами. Эта коварная старушка из “Синюшкиного колодца” получила прозвище такое не зря. А что означает слово “синюшка”?
– синяя старушка
– болотный газ
– гибельное место
Ответ: По книге – это синяя старушка. Происхождение слова от слова “синюха”, “синюшка”, что означает болотный газ. Синюшка – одна из многочисленных слуг Хозяйки горы. Эти существа могли завести в такое место, откуда трудно было выбраться, могли испугать бегущими навстречу огнями, могли, наконец, погубить слабыми с виду руками старухи Синюшки.
Хозяйка Медной Горы награждает победившего капитана камушком – самоцветом.
Грань третья – конкурс «Блиц – турнир».
В этом конкурсе используется дидактическое пособие «Цветное полотно» с волчком и стрелочкой. Полотно разделено на сектора, где разложены загадки пронумерованные цифрами до шести. Загадываются 3-4 загадки. Хозяйка Медной Горы:
- А шкатулочку-то мою открыть не желаете? Камешек невиданных в ней полным-полно. Загадки отгадывайте, и камешки вмиг оживут. Вам нужно внимательно выслушать загадку, посоветоваться с членами команды, и дать правильный ответ.
Самый красивый,
Самый богатый
На весь мир знаменит
Наш Уральский МАЛАХИТ.
На мрамор он похож в природе,
Его используют в народе,
Красивый он имеет вид
Уральский камень РОДОНИТ.
Голубого и неба чистого
Камень цвета морской волны
Красотою он одарит
Небесно красивый наш ЛАЗУРИТ.
От болезней всех излечит,
Утолит печали вмиг
Самый яркий он в шкатулке
Наш Уральский СЕРДОЛИК.
Словно солнечное утро
Так прекрасен его вид.
Это камень всем известный
Он зовётся РИОЛИТ.
Сколько блеска и сияний
Этот камушек собрал.
И в гости нас к себе позвал
Прозрачный камушек ОПАЛ.
Будто в сказку попадаешь,
Озаряет светом он -
Полюбуйтесь все ребята
Это камень ХАЛЦЕДОН.
(После каждого ответа дети поясняют свой выбор)
Грань четвертая - Конкурс «Камни – талисманы».
\На полотне по секторам разложены карточки с названием месяцев. На столе у команд коллекции минералов.
Хозяйка Медной Горы:
- У людей, рожденных в том или ином месяце, есть свои камни - талисманы, и называли их «Камни месяца рождения».
Каждая команда, по очереди, будет крутить волчок. Далее по стрелке необходимо прочитать месяц; посоветоваться с членами команды, а затем капитан команды поднимает камень талисман этого месяца, которому он соответствует. Например, у людей, родившихся в январе – камень-талисман – гранат.
Грань пятая - Конкурс «Узнай и раскрась горные породы».
На двух столах, для каждой команды, приготовлены карандаши, фломастеры; распечатки изображений камней в черно-белом варианте для каждого ребенка; коллекции камней.
Воспитатель:
- Ребята, перед вами лежат листы, на которых изображены камни и минералы, но они не цветные. Вам нужно найти в коллекции этот минерал, рассмотреть его и раскрасить изображенный на листе в правильный цвет. Каждый, кто правильно выполнит задание, получит в командную копилку самоцвет.
- Почему выбрал этот цвет?
- А какого цвета еще цвета, можно встретить этот камень? (работа детей)
Грань шестая - Конкурс Хозяйки Медной Горы.
Игра “Найди пару минералу”
Каждой команде дается коллекция минералов и названия камней, напечатанные на карточках находящихся в конверте у Хозяйки Медной Горы. (Для каждой команды свой комплект карточек).
Хозяйка Медной Горы:
Марафонцы вперед идут
Минералы с собой берут.
Без них никак нельзя!
Открываем конверт друзья!
- Друзья, у меня в конверте названия минералов, а у вас на столе коллекции. Нужно правильно и быстро соотнести камни с названиями. Работать нужно слаженно, быстро и коллективно помогая друг другу. Чья команда справится быстрее и без ошибок та команда и победит в этой игре.
- Покажите минерал и скажите его название.
3. Заключительная часть.
Хозяйка Медной Горы:
- Молодцы ребята! Ну, вот и сверкнула последняя грань нашего калейдоскопа. Но это не конец, а только начало. Впереди лето. А поскольку сидя дома, ничего нового не увидишь и не узнаешь, то нужно идти на экскурсии и в походы по родному краю в объятия Уральских гор.
- Что особенно вам запомнилось в нашей игре, о чем бы вы рассказали своим родителям и друзьям? Почему?
- Что нового вы бы хотели еще узнать? (ответы детей)
Хозяйка Медной Горы вместе с детьми считает заработанные камни - самоцветы. Дети собирают все вместе общую гору самоцветов, и в это время у Хозяйки Медной Горы открывается шкатулка с подарками.
Наш марафон пришел к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить.
Не грех команду наградить.
Хозяйка Медной Горы прощается с детьми и возвращается в свои сказочные каменные владения.