Конспект занятия на тему: «Ой, ты Дон широкий»

элла чучкова
Конспект занятия на тему: «Ой, ты Дон широкий»

Конспект НОД на тему: «Казачий оберег – подкова на счастье»

Подготовительная группа

Воспитатель: Чучкова Э. Е.

Цель- формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через знакомство с оберегами, их значением в жизни людей.

Задачи:

• способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений;

• развивать творческие способности;

• знакомить детей с русским народным фольклором (поговорки, пословицы, игры, историей возникновения оберега подковы.

• закрепить на примере изготовленных оберегов понятия о семейных ценностях, традициях и быте русского народа.

•воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа.

Материал и оборудование: проектор, экран, карточки образцы, тесто, различные виды круп, природные материалы для украшения, дощечки, салфетки.

Словарная работа: оберег (знакомство со словом).

Дети входят в горницу к тетке Аксиньи. Она встречает гостей.

Тетка Аксинья: Гость на порог — счастье в дом. Милости прошу!

Игра-знакомство «Волшебный клубочек»

- Ребята, давайте и мы с вами поиграем и познакомимся. Смотрите, у меня есть чудесный клубочек. Сейчас у каждого из вас есть возможность сообщить нам своё имя и что – нибудь рассказать о себе. (Педагог берёт в руки клубок и начинает игру сам.)

- Меня зовут Элла Евгеньевна. Я люблю мороженое в шоколаде. (Обмотать нитью палец и кинуть клубок ребёнку, сидящему рядом и т. д. пока клубок не побывает у всех детей и все не расскажут о себе, а клубочек не вернётся к педагогу)

Усаживайтесь поудобнее. О чем же вам поведать?

А расскажу ка я вам вот о чём. (показывает подкову).

Ребята, как вы думаете, что это? (подкова)Для чего используется? (подковывают лошадей).У подковы есть ещё назначение- оберег, от слова оберегать. Проговаривание слова оберег хором. Чтобы узнать откуда появился этот оберег,нам нужно попасть в прошлое! Подскажите как? (на машине времени).У меня есть аппарат, который поможет это сделать.

Посмотрим, что нам покажет машина времени

Включает проектор

Слайд 1- скачут на колесницах фараоны

В древней древней стране жили цари,которые подковывали своих лошадей золотыми подковами. Когда они ехали по улице, то за ними бежали люди. Если подкова отрывалась,её тут же подбирали,потому,что знали она принесёт счастье.

Слайл-2 – скачки на лошадях на Руси

В Древней Руси, подковать лошадей могли не только золотыми, но и серебряными подковами. Да и простое железо было дорогим и редким. Найдя металлическую подкову на дороге, ее можно было с выгодой продать кузнецу мастеру или торговцу.

Отсюда и поверье: «найти у дороги подкову и забрать ее домой - к счастью».

Только вот найти на дороге подкову в наше время совсем не просто. Поэтому обереги для вашего дома мы сделаем сами. Ребята,а может у вас уже есть обереги дома? (ответы детей)

Чтобы сделать оберег, нужно потрудиться. Ведь как у нас на Дону говорят «за всякое дело берись смело»

Но, сначала, я вам предлагаю поиграть в игру «Оживи стихотворение».

1. В небе солнышко плывет.

2. Сильный ветер травку мнет.

3. В ручейке журчит водичка.

4. Машет хвостиком лисичка.

7. Слон кивает головой.

8. Ловит белка хвостик свой.

9. Корешки медведь копает.

10. Квочка листья разгребает.

11. Рыбку ловит дикий кот:

12. Лапкой цап — и сразу в рот.

27. Кошечка проснулась, спинку выгибает.

28. Маленький котеночек ушко умывает.

37. Беленький козленок рожками бодается.

38. Рыжий жеребенок ножками брыкается.

41. Спинку выгнул червячок.

42. Надул щечки хомячок.

47. Тихо облака плывут.

48. Все здоровыми растут.

По прочтении стихотворения детям предлагается инсценировать движениями тела строчки стихотворения.

Тетка Аксинья: А перед тем, как приступить к работе, послушайте, что я вам скажу, да на ус наматывайте.

Подкову можно украсить различными элементами, которые имеют свое символическое значение:

• горох, фасоль - богатство и изобилие в доме

• тыква, семена тыквы – символ плодородия,

• крупа – мир, лад в доме, желая этого, молодых осыпали крупой

• семечки, подсолнух - семейное счастье, гостеприимство

• мак- исполнение желаний;

• пшено - от сглаза;

• гречка- плодородие и достаток;

Тетка Аксинья предлагает карточки- образцы

А теперь берём тесто и делаем подкову, украшаем крупой, сухоцветами.

Дети выполняют работу вместе с теткой Аксиньей. Звучит народная музыка.

Тетка Аксинья: Скоро сказка сказывается, скоро и дело делается.

Посмотрите, какие красивые и разнообразные подковы у вас получились. Собирает все поделки на поднос. Вопросы к детям. (Почему, ты выбрал фасоль). Дети обосновывают свой выбор. Пусть эти обереги принесут в ваш дом мир достаток и счастье, а зло обходит его стороной. (передаём их воспитателю группы).

Педагог показывает заранее изготовленную и раскрашенную подкову, и предлагает детям повесить свою подкову в группе.

«Ребята, а как мы повесим нашу подкову для группы (дети предлагают свои варианты).

Знаете ли вы, что на Руси издревле знали такое правило: повесь подкову концами вниз — будет защита от зла, вверх — привлечешь в дом достаток.

Подкову - оберег нужно вешать особым способом:

Подкову всегда вешают только на один гвоздь;

Сейчас мы подкову, которую я изготовила, повесим у входа и произнесем слова, которые помогут прогнать от нашего порога все плохое, а впустить в дом все самое хорошее».

Подкову на дверь прибиваем,

От всякой беды ограждаем,

Все плохое за порогом оставляем.

Все произносят волшебные слова и вешают подкову над дверью в группе.

После занятия педагог предлагает детям поиграть в народную игру «На горе сидели зайцы». Проговорить правила игры,

Тра-та-та, тра-та-та,

Начинается игра!

Эй, народ выходи

Да игрой удиви!

Тетка Аксинья вытягивает вперед руку ладонью вниз. Дети ставят под ладонь свой указательный палец. Тетка Аксинья говорит:

На горе стояли зайцы

И кричали: «прячьте пальцы!»

Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот отвечает на вопросы тети Аксиньи:

• для чего люди использовали подкову?

• как можно повесить подкову?

• кому бы ты хотел подарить подкову?

• а из чего бы ты хотел еще сделать подкову?

Тетка Аксинья: Пришла пора прощаться.

Всем мира и добра!

Публикации по теме:

«Подкова на счастье»«Подкова на счастье» Подкова на счастье» Подкова – один из древнейших и самых известных талисманов удачи, успеха и богатства. Поэтому я предлагаю Вам сделать.

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом. Планирование работы Младшая группаЦель:воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа. Задачи*Дать представление.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Лексика
  • Праздники
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия на тему: «Ой, ты Дон широкий»
Опубликовано: 10 января 2015 в 16:38
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 декабря. День игрушек из носочков на МААМ

Каждая семья периодически сталкивается с такой проблемой, как пропажа одного носка из пары. Оставшиеся без пары детские носочки можно использовать творчески, с пользой и позитивом. Также для создания...

14 декабря. Праздник новогодних костюмов на МААМ

Ни один детский новогодний утренник не обходится без карнавальных костюмов. Ведь каждый малыш мечтает хотя бы на несколько часов перевоплотиться в любимого сказочного героя. Родители охотно идут навстречу...

«Зимний лес полон чудес» — конспект НОД по ФЦКМ (аппликация) для детей старшего...
Вид деятельности: аппликация . Форма проведения: индивидуально-коллективная Тип НОД: практическая работа Цель: Расширение опыта...
Консультация для воспитателей «Огород в детском саду, как одна из форм трудового...
Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается позитивное...
Фотозарисовка «Зимние этюды». Часть 1
Фотозарисовка «Зимние этюды». Часть 1. Доброе время суток, уважаемые друзья и коллеги, заглянувшие на мою страничку! Предлагаю Вам фотозарисовку...