Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»

Вера Ахрюкова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Возраст детей: 4-5 лет

Форма занятия (НОД): Восприятие художественной литературы

Форма организации: подгруппа

Задачи:

1) Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Постановка поисковых вопросов к рассказу. Закрепить знания детей о зимующих птицах.

2) Ответ на вопрос, поставленный в названии рассказа «О чем плачет синичка. Развивать мышление и речь детей. Воспитывать бережное отношение к природе.

3)С помощью дидактической игры: «Какая птица улетела?», закрепить знания детей о птицах (название, развивать память, внимание.

4)Физкультурная минутка: «Скачет шустрая синица».

Цель: снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального разряда; совершенствование общей моторики; выработка четких движений с речью.

5)Психогимнастика: «Грустный – весёлый»

Словарь новых слов: перелётные и зимующие птицы; зимовать; суровая зима; кормушка; шустрая синица, потревожили, нахохлились.

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций зимующих птиц;

-чтениехудожественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь»;

-наблюдение за птицами во время прогулок;

Оборудование и материалы:презентация с изображением некоторых зимующих птиц: синицы, сороки, вороны, дятла, снегиря, воробья; звуковая фонограмма птиц; кормушка, кукла би-ба-бо птицы синицы.

Ход занятия

(Звучит спокойная музыка и в группу входит воспитатель в руках у него кукла синички, дети собираются вокруг воспитателя).

Дети:

-Это что за птичка?

Воспитатель:

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется (Синица).

Воспитатель:

-Вы правильно назвали птичку.

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети:

-Наступила осень.

Воспитатель:

- Назовите приметы осени.

Дети:

- Солнце не греет, стало холодно, спрятались насекомые, идут дожди, листья пожелтели.

Включается запись крика птиц улетающих на юг.

- Послушайте, что это за звуки?

Дети:

- Это птицы полетели.

Воспитатель:

- Некоторые птицы от нас улетают в тёплые края, и они называются перелётными птицами.

-Давайте повторим, как называются эти птицы. (дети повторяют)

- Улетают не все птицы, а некоторые остаются. Они будут зимовать у нас. И эти птицы называются зимующие. (дети повторяют)

-Зимой птицы селятся ближе к людям.

-Как вы думаете почему?

Дети:

-Потому что легче прокормиться.

Воспитатель:

- Теперь, я вам предлагаю познакомиться с зимующими птицами (презентация птиц).

Дидактическая игра: «Какая птица улетела?»

Воспитатель:

- А давайте немного поиграем с птичками.

- Посмотрите внимательно на экран и назовите, какие есть птицы.

Дети:

-Сорока, ворона, дятел, синица, снегирь, воробей.

Воспитатель:

- Сейчас одна из птиц улетит, а вы должны угадать какая птица улетела.

- Закройте, пожалуйста, ладошками глаза. Не подглядываем. Теперь открывайте.

- Посмотрите внимательно. Какая птичка улетела? (2-3 раза).

(Ответы детей)

Воспитатель:

- Молодцы, вы были очень внимательны.

-Теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультурная минутка: «Скачет шустрая синица».

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель:

– А теперь послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «О чем плачет синичка

- Будьте внимательны, вам нужно будет понять «О чём плачет синичка.

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.

- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.

- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.

Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.

Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? - удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?

Вопросы воспитателя:

- Кто герои рассказа?

Дети:

-Мальчик Миша, девочка Оля, синичка.

Воспитатель:

- Что сделали ребята?

Дети:

- Миша привязал веревку к дереву и они стали качаться.

Воспитатель:

- Кого они потревожили?

Дети:

-Оля и Миша потревожили синичку.

Воспитатель:

- Почему плакала синичка?

Дети:

-Синичка боялась что гнездышко упадет, а птенчики погибнут.

Воспитатель:

- Как бы вы поступили?

Дети:

-Мы бы не стали вешать качели на дерево.

Воспитатель:

- Как вы думаете, как поступят ребята?

Дети:

-Ребята не станут качаться на качелях, а поиграют в другую игру.

Психогимнастика:

Воспитатель:

- Ребята, давайте представим, что вы синицы. Покажите, как расстроилась синица, ей стало грустно, она плачет. (дети показывают)

- А теперь что дальше?

Дети:

- Синичка успокоилась, обрадовалась, ей стало весело. (дети показывают)

Воспитатель:

- Как мы уже говорили сейчас у нас осень, но совсем скоро наступит зима. Птицам, которые остаются зимовать очень нелегко живётся, потому что зимой холодно и мало корма.

-Возле домов, всегда больше пищи, и птицы, позабыв страх, перебираются поближе к людям. И вы должны помочь им продержаться до весны.

Воспитатель:

- А как мы можем помочь перезимовать птицам?

Дети:

-Птиц надо покормить.

Воспитатель:

- Правильно, ребята, их нужно подкармливать.

- А чем вы можете накормить птиц?

Дети:

- Семечки, хлеб, сало, зёрнышки.

Воспитатель:

-А где же наша кормушка? Давайте положим в кормушку угощение для наших птичек. (Дети кладут угощение и прикрепляют к кормушке птичек)

- Вот и покормили наших птиц.

Синичка:

- Спасибо вам, ребята. Вы такие заботливые. Мне пора в лес. До свидания!

Воспитатель:

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

- Что нового для себя вы узнали? (обращение к каждому ребёнку).

- А что больше всего понравилось?

- Что вам запомнилось?

- Какие же вы молодцы, очень внимательно слушали мой рассказ, отвечали на вопросы. Называли зимующих птиц, предлагали варианты помощи им.

- А нашу кормушку мы обязательно возьмём на прогулку и повесим на участке. Будем наблюдать за птицами, подкармливать их. Поможем им пережить холодную зиму.

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Птицы
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение рассказа В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?»
Опубликовано: 1 января 2015 в 15:57
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста «Браслет»
Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста "Браслет". Добрый день, уважаемые коллеги! Наступает прекрасный праздник "День Мамы" и...
Конспект занятия по физической культуре «История скакалки» для детей средней группы
Конспект по физической культуре "История скакалки" для детей средней группы МБДОУ детский сад "Березка" филиал детский сад "Солнечный Зайчик" Провела...
Фотоотчет о подготовке к Дню матери в младшей группе
В нашей группе прошла беседа на тему «День матери» Цель: Воспитывать у детей уважение и заботу и любовь к своей маме. День матери это праздник особый,...