Получи документы

Конспект занятия «Образ богатырей земли Марийской в книжной графике А. Фомина»

Анастасия Хохлова
Конспект занятия «Образ богатырей земли Марийской в книжной графике А. Фомина»

Программное содержание:

- Познакомить детей с творчеством А. Фомина.

- Обратить внимание на особенность его книжной графики.

- Познакомить с иллюстрациями к легендам «Чоткар» и «Онар» (В. Юксерн)

- Вызвать у детей интерес к творчеству художника, эмоциональный отклик на его рисунки, желание их рассматривать, высказывать свое отношение к ним.

- Развивать чувство гордости своей Родиной.

Методы и приемы:

- рассказ, беседа по вопросам;

Публикация «Конспект занятия „Образ богатырей земли Марийской в книжной графике А, Фомина“» размещена в разделах

- показ иллюстраций в книгах и на электронном ресурсе;

- дидактическая игра «Собери иллюстрацию»

Материалы и оборудование: книга В. Юксерна «Чоткар»; иллюстрации к книге на бумажном и электронном ресурсе; презентация «Художник-иллюстратор Анатолий Фомин»; дидактическая игра «Собери иллюстрацию», фигуры богатырей.

Предварительная работа: чтение книги «Чоткар», рассматривание иллюстраций.

Организация: дети сидят перед столом воспитателя, на котором стоит компьютер. Звучит марийская музыка.

Ход занятия.

- Сегодня я познакомлю вас с художником нашей республики – Анатолием Васильевичем Фоминым. Родился в Туркменской ССР, приехал в Йошкар-Олу по приглашению. Анатолий Фомин обладает умением видеть в жизни и изображать в работе характер, подчеркивать национальные особенности. Его иллюстрации помогают раскрыть содержание произведения. Работал в технике гуаши. Каждую иллюстрацию сделал праздничной, декоративно нарядной.

- Ребята, вы знаете к каким книгам создал иллюстрации Анатолий Фомин? Посмотрите внимательно на экран. Кто здесь изображен? Это марийский богатырь Чоткар. А вот еще один марийский богатырь Онар. Это иллюстрации, созданные А. Фоминым к книге В. Юксерна «Чоткар». Вы ее знаете, читали и рассматривали иллюстрации. Давайте вспомним легенду о Чоткаре.

- Ребята, вспомните, каким был Чоткар? (Сильным, могучим, храбрым)

А каким изобразил его художник в иллюстрации? (Большим, сильным, могучим) С помощью каких средств выразительности Фомин передал могучесть и силу богатыря? (с помощью композиции рисунка – богатырь нарисован крупным по сравнению с другими объектами иллюстрации).

- Ребята, расскажите о содержании иллюстрации. По какому сюжету из легенды она нарисована? (Иллюстрация нарисована по сюжету, когда Чоткар прощался с народом)

- Скажите, а какое настроение передает этот рисунок? (Грустное) С помощью каких средств художник передает настроение? (С помощью изображения мимики лица Чоткара).

- Что еще изобразил художник на иллюстрации? Какую роль играет здесь такое средство выразительности как цвет? (Художник изобразил богатую природу республики, бескрайность лесов и полей. Зеленый цвет передает богатство нашей Родины, а синий и белый – чистоту).

- Посмотрите, ребята, у иллюстрации есть своя рамочка. С помощью чего художник ее нарисовал? (С помощью марийских узоров)

- Расскажите, ребята, о чувствах, которые вызывает у вас эта иллюстрация? Понравилась ли она вам и почему?

- Молодцы, ребята! А теперь нам нужно отдохнуть, чтобы снять напряжение с тела и глаз. Для этого проведем физкультминутку.

Физкультминутка:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Гимнастика для глаз:

(Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

- А теперь посмотрите, ребята, на другую иллюстрацию. Кто здесь изображен? Правильно, богатырь Онар. Скажите дети, отличаются ли друг от друга легенды о Чоткаре и об Онаре? Правильно, отличаются. В легенде о Чоткаре говорится о том, как богатырь землю марийскую защищал, а в легенде об Онаре рассказывается о том, как богатырь победил царского сына.

- Какой сюжет из легенды изобразил художник в иллюстрации? Расскажите о ее содержании.

- Каким изобразил художник Онара? Расскажите о его внешнем виде. (Сильным, могучим, добрым, поэтому художник изобразил его в полный рост. Онар одет в национальную марийскую одежду. Его рубаха и брюки белые, что передают чистоту и свет, которые исходят от богатыря).

- А каким выглядит царский сын? С помощью каких средств передал художник его характер? (Царский сын выглядит слабым, жалостливым. Его характер художник передал с помощью позы и расположения в пространстве иллюстрации: он сидит на коленях и кажется очень маленьким по сравнению с Онаром).

- Что художник изобразил на заднем плане иллюстрации? (Так же, как на иллюстрации к Чоткару, художник изобразил богатство и бескрайность родной земли. Озеро, песчаный берег, густой лес, парусники на воде. Все это вызывает чувство гордости за богатство и непокорность родной земли).

- Какие чувства вызвала у вас эта иллюстрация? Расскажите о них.

- Ребята, мы с вами поговорили о двух иллюстрациях, созданных художником Анатолием Фоминым к легендам о богатырях нашей Республики. Теперь вы знаете, что кроме русских богатырей, были и наши местные богатыри, марийские, которые охраняли нашу землю от врагов, бед и воин. Благодаря Чоткару и Онару наша природа такая богатая, чистая и просторная. Скажите, а какой богатырь вам понравился больше? Каким бы из этих богатырей вы хотели побыть? Если бы вы были на месте этих героев, как бы вы защищали свою Родину?

- Хорошо, ребята! А теперь я предлагаю вам собрать из разрезных картинок эти иллюстрации.

- Молодцы, ребята! Быстро, а главное – правильно вы собираете картинки. А сейчас я предлагаю вам нарисовать рубахи для богатырей. А то у них уже старые, и они хотят надеть новые рубахи.

(Детям раздаются фигуры богатырей, на которых ребята раскрашивают рубахи).

В конце занятия воспитатель анализирует деятельность детей на занятии и раскрашенные ими фигуры богатырей.

Публикации по теме:

Книжная графика художников Республики Марий Эл Программное содержание: Закрепить представление детей о книжной графике, ее особенностях и средствах выразительности. Познакомить с книжной.

Презентация «Художник-иллюстратор Е. М. Рачёв» Эту презентацию я сделала для того, чтобы познакомить детей с творчеством известного детского художника-иллюстратора Евгения Михайловича.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Образ богатырей земли Марийской в книжной графике А. Фомина»
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 20:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД