Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. «Транспорт»

Оксана Иванникова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. «Транспорт»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ «ТРАНСПОРТ»

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ№18 г. Новокуйбышевска, Россия

Учитель-логопед: Иванникова О. А.

Форма проведения занятия : фронтальная

Возраст детей: подготовительная группа, 7 лет

Категория нарушения: общее недоразвитие речи

Программа обучения: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» автора составителя Г. В. Чиркиной, М. – Просвещение, 2008г.

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи, „Транспорт“» размещена в разделах

Цель: Активизировать словарь детей по теме «Транспорт».

Задачи:

1. Закрепить навык употребления синонимов, антонимов.

2. Отработать умение употреблять существительные в форме В., Р., Т. п. ед. ч.

3. Закрепить навык образования сложных слов, относительных прилагательных.

4. Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций.

5. Учить согласовывать прилагательные и существительные с числительными.

6. Развивать логическое мышление.

Дидактический материал: слайд-презентация «Транспорт», индивидуальный раздаточный материал (предметные картинки с изображением транспорта с недостающими частями, мультимедийное оборудование, мяч, раскраски для детей.

Лингвистический материал:

Предметы: самокат, самолёт, снегоход, самосвал, ледокол, молоковоз, паровоз, теплоход, пароход, вездеход, транспорт, крыло, хвост, сиденье, кузов, кабина, пропеллер, автомобиль, пилот, лётчик, моряк, капитан, трасса, шоссе,.

Признаки: резиновый, грузовой, воздушный, наземный, железнодорожный, водный, подземный.

Действия: мчаться, передвигаться, ехать, лететь, гнать, плыть, заводить, тормозить, провожать, встречать, останавливаться.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Детям предлагается составить сложное слово из двух простых. После верного ответа на экране появляется слайд с изображением самолёта, самоката, самосвала, ледокола, молоковоза, паровоза, теплохода, вездехода.

- Я назову два простых слова, вы составьте одно сложное. Например, по снегу ходит – снегоход.

Сам летает – (самолёт, сам катится – (самокат, сам сваливает груз – (самосвал, лёд колет – (ледокол, молоко возит – (молоковоз, за счёт пара возит – (паровоз, за счёт тепла ходит – (теплоход, за счёт пара ходит –(пароход, везде ходит – (вездеход).

II. Основная часть

1. Введение в тему

- Назовите одним словом предметы, изображённые на экране. (Транспорт).

- Сегодня мы вместе с героями книги Николая Носова Незнайкой и его друзьями узнает много нового о транспорте.

2. Первая станция нашего увлекательного путешествия «Ремонтная мастерская». Слайд с изображением ремонтной мастерской.

Игровое упражнение «Чего нет?»

Детям предлагается индивидуальный раздаточный материал с изображением предметов транспорта с недостающими частями.

Слайд с изображением механика Винтика и его помощника Шпунтика.

- Механик Винтик приготовил вам задание.

- Посмотрите на картинку, назовите транспорт. Скажите, какой части нет на картинке.

(У меня автобус. У автобуса нет двери.

У меня велосипед. У велосипеда нет сиденья.

У меня поезд. У поезда нет вагона.

У меня самолёт. У самолёта нет крыла.

У меня машина. У машины нет кузова.

У меня самолёт. У самолёта нет хвоста.

У меня грузовик. У грузовика нет кабины.

У меня мотоцикл. У мотоцикла нет руля.

У меня вертолёт. У вертолёта нет пропеллера.)

- Вы правильно справились с заданием и назвали недостающие части транспорта.

3. Игровое упражнение «Посчитай-ка до 5»

- Шпунтик - помощник механика Винтика, предлагает вам посчитать до 5 изображённые предметы.

На экране появляется слайд с изображением цифр 1, 2, 3, 4, 5 и предметные картинки.

- Сосчитайте до 5 предметы, изображённые на экране. Например, один большой самосвал – два больших самосвала, три больших самосвала – четыре больших самосвала – пять больших самосвалов.

Материал: быстрый самолёт, красивый трамвай, резиновое колесо, новая лодка, грузовой автомобиль, большой корабль.

Физминутка. Упражнение «Машины» на координацию речи с движениями и развитие общих речевых навыков.

На улице нашей машины, машины, машины малютки, машины большие. (Дети двигаются друг за другом по кругу, держа в руках воображаемые рули). Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые. (Сделав разворот, двигаются в другую сторону). Эй, машины, полный ход. Я – примерный пешеход: торопиться не люблю, вам дорогу уступлю. (Один ребёнок – пешеход, «переходя улицу», произносит эти слова.)

4. Игровое упражнение «Скажи, наоборот» с мячом.

Логопед произносит слово и бросает ребёнку мяч. Поймав мяч, ребёнок называет противоположное слово (антоним).

Материал: разгоняться – (тормозить, сломать – (отремонтировать, трогаться – (останавливаться, загружать – (разгружать, взлетать – (приземляться, встречать – (провожать, погружаться – (всплывать).

5. Игровое упражнение «Кто, чем управляет»

У Незнайки есть друг, который всё знает. Его зовут Знайка. Знайка предлагает вам выполнить следующее задание.

На слайде картинки с изображением профессий людей, управляющих транспортом. Логопед называет профессию и предлагает детям составить предложение.

- Кто чем управляет? Например, пилот управляет самолётом, вертолётом.

Материал: лётчик, машинист, капитан, шофёр, водитель, моряк, вертолётчик, велосипедист, мотоциклист.

6. Игровое упражнение «Скажи по-другому».

Детям предлагается подобрать слова синонимы.

- Скажи по-другому: шофёр – водитель.

Материал: лётчик – пилот; моряк- мореход, корабельщик; машина – автомобиль; дорога – трасса, шоссе; ехать – мчаться, нестись, гнать, тащиться, плестись, передвигаться.

7. Игровое упражнение «Составь предложение»

- Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал задание составить предложения из слов. Но Незнайка не может выполнить это задание. Помогите Незнайке.

Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме. После того, как составит предложение и назовёт предлог, на экране появляется слайд, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением предлога.

- Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог. Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по.

Материал:

Машина, гараж, стоять, в. (Машина стоит в гараже.)

Грузовик, заехать, дом, за. (Грузовик заехал за дом.)

Поворот, мотоциклист, выезжать, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)

Вертолёт, лес, над, лететь. (Вертолёт летит над лесом.)

Машина, ехать, мост, под. (Машина едет под мостом.)

Автомобиль, мост, выезжать, из-под. (Автомобиль выезжает из-под моста.)

Шоссе, по, автомобиль, мчаться. (Автомобиль мчится по шоссе.)

- Молодцы, вы справились с задание и помогли Незнайке.

8. Игра «Четвёртый лишний»

- Незнайка и его друзья приготовили для вас следующее задание.

На экране появляется слайд, на котором изображены 4 картинки. Детям предлагается назвать 4-ый лишний предмет и объяснить, почему этот предмет является лишним. Данная игра управляется системой гиперссылок. При правильном ответе, система гиперссылок отправляет нас к следующему заданию. Если задание выполнено не правильно, предлагается выполнить задание правильно.

- Назовите картинки. Какая картинка лишняя и почему?

Материал:

3 картинки пассажирского транспорта, 1 грузового

3 картинки воздушного транспорта, 1 наземного

3 картинки наземного транспорта, 1 воздушного

3 железнодорожного, 1 водного

3 водного, 1 железнодорожного

3 картинки транспорта. 1 профессии на транспорт

III. Итог занятия

- Ребята, вы выполнили все задания и много узнали о транспорте. Незнайка со своими друзьями дарит вам вот эти картинки-раскраски.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач. 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка.

Речевая игра «Что я приготовлю»Речевая игра «Что я приготовлю» Дидактическая игра "Что я приготовлю" Цель: развитие грамматического строя речи, развитие словаря Ход: дети получают цветные кастрюльки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. «Транспорт»
Опубликовано: 18 марта 2012 в 20:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД