Оксана Иванникова
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ «ТРАНСПОРТ»
Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ООШ№18 г. Новокуйбышевска, Россия
Учитель-логопед: Иванникова О. А.
Форма проведения занятия : фронтальная
Возраст детей: подготовительная группа, 7 лет
Категория нарушения: общее недоразвитие речи
Программа обучения: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» автора составителя Г. В. Чиркиной, М. – Просвещение, 2008г.
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи, „Транспорт“» размещена в разделах
Цель: Активизировать словарь детей по теме «Транспорт».
Задачи:
1. Закрепить навык употребления синонимов, антонимов.
2. Отработать умение употреблять существительные в форме В., Р., Т. п. ед. ч.
3. Закрепить навык образования сложных слов, относительных прилагательных.
4. Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций.
5. Учить согласовывать прилагательные и существительные с числительными.
6. Развивать логическое мышление.
Дидактический материал: слайд-презентация «Транспорт», индивидуальный раздаточный материал (предметные картинки с изображением транспорта с недостающими частями, мультимедийное оборудование, мяч, раскраски для детей.
Лингвистический материал:
Предметы: самокат, самолёт, снегоход, самосвал, ледокол, молоковоз, паровоз, теплоход, пароход, вездеход, транспорт, крыло, хвост, сиденье, кузов, кабина, пропеллер, автомобиль, пилот, лётчик, моряк, капитан, трасса, шоссе,.
Признаки: резиновый, грузовой, воздушный, наземный, железнодорожный, водный, подземный.
Действия: мчаться, передвигаться, ехать, лететь, гнать, плыть, заводить, тормозить, провожать, встречать, останавливаться.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Детям предлагается составить сложное слово из двух простых. После верного ответа на экране появляется слайд с изображением самолёта, самоката, самосвала, ледокола, молоковоза, паровоза, теплохода, вездехода.
- Я назову два простых слова, вы составьте одно сложное. Например, по снегу ходит – снегоход.
Сам летает – (самолёт, сам катится – (самокат, сам сваливает груз – (самосвал, лёд колет – (ледокол, молоко возит – (молоковоз, за счёт пара возит – (паровоз, за счёт тепла ходит – (теплоход, за счёт пара ходит –(пароход, везде ходит – (вездеход).
II. Основная часть
1. Введение в тему
- Назовите одним словом предметы, изображённые на экране. (Транспорт).
- Сегодня мы вместе с героями книги Николая Носова Незнайкой и его друзьями узнает много нового о транспорте.
2. Первая станция нашего увлекательного путешествия «Ремонтная мастерская». Слайд с изображением ремонтной мастерской.
Игровое упражнение «Чего нет?»
Детям предлагается индивидуальный раздаточный материал с изображением предметов транспорта с недостающими частями.
Слайд с изображением механика Винтика и его помощника Шпунтика.
- Механик Винтик приготовил вам задание.
- Посмотрите на картинку, назовите транспорт. Скажите, какой части нет на картинке.
(У меня автобус. У автобуса нет двери.
У меня велосипед. У велосипеда нет сиденья.
У меня поезд. У поезда нет вагона.
У меня самолёт. У самолёта нет крыла.
У меня машина. У машины нет кузова.
У меня самолёт. У самолёта нет хвоста.
У меня грузовик. У грузовика нет кабины.
У меня мотоцикл. У мотоцикла нет руля.
У меня вертолёт. У вертолёта нет пропеллера.)
- Вы правильно справились с заданием и назвали недостающие части транспорта.
3. Игровое упражнение «Посчитай-ка до 5»
- Шпунтик - помощник механика Винтика, предлагает вам посчитать до 5 изображённые предметы.
На экране появляется слайд с изображением цифр 1, 2, 3, 4, 5 и предметные картинки.
- Сосчитайте до 5 предметы, изображённые на экране. Например, один большой самосвал – два больших самосвала, три больших самосвала – четыре больших самосвала – пять больших самосвалов.
Материал: быстрый самолёт, красивый трамвай, резиновое колесо, новая лодка, грузовой автомобиль, большой корабль.
Физминутка. Упражнение «Машины» на координацию речи с движениями и развитие общих речевых навыков.
На улице нашей машины, машины, машины малютки, машины большие. (Дети двигаются друг за другом по кругу, держа в руках воображаемые рули). Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые. (Сделав разворот, двигаются в другую сторону). Эй, машины, полный ход. Я – примерный пешеход: торопиться не люблю, вам дорогу уступлю. (Один ребёнок – пешеход, «переходя улицу», произносит эти слова.)
4. Игровое упражнение «Скажи, наоборот» с мячом.
Логопед произносит слово и бросает ребёнку мяч. Поймав мяч, ребёнок называет противоположное слово (антоним).
Материал: разгоняться – (тормозить, сломать – (отремонтировать, трогаться – (останавливаться, загружать – (разгружать, взлетать – (приземляться, встречать – (провожать, погружаться – (всплывать).
5. Игровое упражнение «Кто, чем управляет»
У Незнайки есть друг, который всё знает. Его зовут Знайка. Знайка предлагает вам выполнить следующее задание.
На слайде картинки с изображением профессий людей, управляющих транспортом. Логопед называет профессию и предлагает детям составить предложение.
- Кто чем управляет? Например, пилот управляет самолётом, вертолётом.
Материал: лётчик, машинист, капитан, шофёр, водитель, моряк, вертолётчик, велосипедист, мотоциклист.
6. Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Детям предлагается подобрать слова синонимы.
- Скажи по-другому: шофёр – водитель.
Материал: лётчик – пилот; моряк- мореход, корабельщик; машина – автомобиль; дорога – трасса, шоссе; ехать – мчаться, нестись, гнать, тащиться, плестись, передвигаться.
7. Игровое упражнение «Составь предложение»
- Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал задание составить предложения из слов. Но Незнайка не может выполнить это задание. Помогите Незнайке.
Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме. После того, как составит предложение и назовёт предлог, на экране появляется слайд, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением предлога.
- Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог. Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по.
Материал:
Машина, гараж, стоять, в. (Машина стоит в гараже.)
Грузовик, заехать, дом, за. (Грузовик заехал за дом.)
Поворот, мотоциклист, выезжать, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)
Вертолёт, лес, над, лететь. (Вертолёт летит над лесом.)
Машина, ехать, мост, под. (Машина едет под мостом.)
Автомобиль, мост, выезжать, из-под. (Автомобиль выезжает из-под моста.)
Шоссе, по, автомобиль, мчаться. (Автомобиль мчится по шоссе.)
- Молодцы, вы справились с задание и помогли Незнайке.
8. Игра «Четвёртый лишний»
- Незнайка и его друзья приготовили для вас следующее задание.
На экране появляется слайд, на котором изображены 4 картинки. Детям предлагается назвать 4-ый лишний предмет и объяснить, почему этот предмет является лишним. Данная игра управляется системой гиперссылок. При правильном ответе, система гиперссылок отправляет нас к следующему заданию. Если задание выполнено не правильно, предлагается выполнить задание правильно.
- Назовите картинки. Какая картинка лишняя и почему?
Материал:
3 картинки пассажирского транспорта, 1 грузового
3 картинки воздушного транспорта, 1 наземного
3 картинки наземного транспорта, 1 воздушного
3 железнодорожного, 1 водного
3 водного, 1 железнодорожного
3 картинки транспорта. 1 профессии на транспорт
III. Итог занятия
- Ребята, вы выполнили все задания и много узнали о транспорте. Незнайка со своими друзьями дарит вам вот эти картинки-раскраски.
Дифференцированная оценка деятельности детей.