МААМ-картинки

Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Весна. Первоцветы»

Ольга Епонешникова
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Весна. Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Весна. Первоцветы».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи: расширять кругозор, уточнять и закреплять элементарные представления о весне, о весенних цветах, обогащать активный словарь, активизировать речь воспитанников, продолжать знакомить с Красной книгой;

Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе „Весна, Первоцветы“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь: умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений и знаний; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение, образные представления; способствовать развитию познавательных способностей;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка, прививать любовь и бережное отношение к природе, к цветам.

Планируемые результаты: Умение составлять рассказ о весне с опорой на сюжетные картинки, составлять описательный рассказ по вопросному плану. Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; иметь элементарные представления о весенних цветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.

Материалы и оборудование: Серия сюжетных картинок: «Весна», предметные картинки: «Весенние цветы», интерактивная доска, слайд-шоу «Весенние цветы», живые цветы в вазе, аудиозапись произведения: «Подснежник» П. Чайковского.

Предварительная работа: Беседа о весне, о весенних цветах; рассматривание картин, иллюстраций с изображением весны, весенних цветов; чтение художественной литературы, отгадывание загадок; решение кроссвордов, обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок и по плану.

Ход занятия

I. Организационный момент

Загадка о весне.

Логопед: Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень — листьям,

Нам — тепло,

Волшебство

— Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

— Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица — … (Весна).

II. Составление рассказа о весне по серии картинок.

Логопед: Мальчики и девочки, вы любите весну? Расскажите, пожалуйста, о ней, о её приметах. А помогут вам в этом картинки, только зима их перепутала, потому что не хочется ей уступать своё место весне, поэтому нам их нужно разложить по порядку, чтобы вся исправить. (Дети раскладывают по порядку серию сюжетных картинок, затем говорят по предложению к каждой картинке, придумывают заключение рассказа. (Все рады весне) В итоге желающий воспитанник рассказывает весь рассказ целиком).

1. Весной солнце светит ярче.

2. День длиннее ночи.

3. Тает снег, с крыш капают сосульки.

4. Появляются проталины на земле, расцветают подснежники.

5. На деревьях набухают почки и распускаются молодые листочки.

6. Перелётные птицы возвращаются их тёплых стран.

7. Просыпаются животные и насекомые после зимней спячки.

8. Люди меняют зимнюю одежду на весеннюю.

III. Упражнение на развитие мимических мышц лица:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем улыбаться

И конечно восхищаться.

IV. Составление описательного рассказа о цветке по плану.

1. Сюрпризный момент: живые весенние цветы (нарцисс, тюльпан, лесная фиалка, мышиный гиацинт, гиацинт, ветреница, чистяк весенний, прострел).

Логопед достаёт из шкафа цветы в вазе, и говорит детям, что это весна привет им передала.

2. Дыхательное упражнение: «Аромат цветов».

Вдох через нос, выдох через рот, 3 раза.

3. Рассматривание цветов, сравнение, составление описательного рассказа по плану:

• Что это?

• Какого цвета?

• Какие особенности строения? (Назовите части растения).

• Где растёт?

• Какую пользу приносит?

• Чем примечателен этот цветок?

Примерный рассказ: Это аптечная ромашка. Она белая, а серединка у неё жёлтая. У неё есть корень, стебель, тонкие зелёные листья, белые нежные лепестки, желтые тычинки. Ромашка растёт на лугу. Из неё делают лекарства, мыло, шампунь. Она пахнет приятным запахом.

V. Физкультминутка «Вместе мы идём»

Вместе по лесу идём, (Ходьба).

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг, (Ходьба).

Тысяча цветов вокруг! (Потягивание, руки в стороны).

Вот ромашка, кашка, клевер, (Наклон на каждый цветок).

Расстилается ковёр (Руки развести в стороны).

И направо, и налево. (Наклон, правой рукой коснуться левой ступни и наоборот).

К небу ручки потянули

Позвоночник растянули (Потягивание, руки вверх).

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети присаживаются на свои места).

VI. Беседа о цветах.

На интерактивной доске слайд-шоу предметных картинок: «Весенние цветы».

- Назовите цветы - первоцветы, т. е. те которые расцветают первыми.

- Назовите цветы, которые занесены в красную книгу. (Тюльпан, прострел, мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, ветреница, лютик, ландыш).

- Почему эта книга называется Красной? (Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности). Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»

- Что мы с вами можем сделать, чтобы спасти их. (Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать их. Надо только любоваться ими).

VI. Просмотр на интерактивной доске слайд-шоу «Весенние цветы» под аудиозапись произведения: «Подснежник» Петра Ильича Чайковского.

Логопед: Вам понравилась музыка, которая сейчас звучала? Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку и смотрели весенние цветы? Какая эта музыка? (замечательная, волшебная, красивая, лёгкая,) Автор этой музыки великий композитор Петр Ильич Чайковский, а называется она «Подснежник» из произведения «Времена года». Запомните, пожалуйста! Какие цветы вы видели на экране? (Воспитанники перечисляют все цветы, которые они видели и запомнили).

VII. Игра: «Составь цветок» - закрепление предметного словаря.

Воспитанники составляет цветок из лепестков, на которых изображены весенние цветы. Они их называют.

VIII. Упражнение «Составь предложение» - преобразование деформированной фразы.

Деревья, на, листья, распустились.

Высоко, ласточки, над, летать, земля.

Под, сидеть, берёза, ёж.

Луг, одуванчики, на, растут.

IX. Игра: «Повтори скороговорку» - автоматизация звуков.

Просыпаются весной цветики лесные,

Одеваются цветы в платьица цветные.

X. Игра: «Скажи наоборот» - употребление антонимов.

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой дни холодные, а весной … (тёплые).

Зимой часто погода пасмурная, а весной … (солнечная).

У тюльпана толстый стебель, а у подснежника … (тонкий).

Нарцисс высокий, а пролеска … (низкая).

Лютик ядовитый, а мать-и-мачеха … (лекарственная).

У гиацинта гладкий стебель, а у незабудки … (шершавый).

Лесная фиалка – полевой цветок, а анютины глазки - … (садовый).

XI. Игра: «Назови признаки» - уточнение и закрепление словаря прилагательных.

Логопед: Вот открою сундучок, в нём таинственный клубок, передавая таинственный клубок друг другу, мы будем дарить весне красивые слова. (Яркая, красивая, долгожданная, нарядная, тёплая, солнечная, ароматная, зелёная, цветущая, замечательная, любимая).

XII. Итог.

Логопед: Ой, какие вы молодцы! Мне так понравилось с вами играть. А вам понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? Нарисуйте своё настроение в виде смайлика с помощью цветных карандашей.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли:

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Подгрупповая логопедическая НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цель: Развитие образной речи и формирование понятия: «фразеологический оборот», «крылатые слова и выражения», согласно лексической теме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Весна. Первоцветы»
Опубликовано: 2 января 2015 в 02:35
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Весна. Первоцветы»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Епонешникова (УИ 290719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД