Ирина Павлова
Конспект занятия по формированию навыка пересказа у детей среднего дошкольного возраста
Цель. Совершенствование навыка пересказа рассказа близко к тексту.
Образовательные задачи. Совершенствование умения давать полный ответ на вопрос педагога. Расширение и актуализация словаря.
Развивающие задачи. Развитие диалогической речи, связной монологической речи, памяти, мышления.
Воспитательные задачи. Воспитание интереса к чтению и обсуждению прочитанного, навыков сотрудничества в игре и экспериментировании.
Публикация «Конспект занятия по формированию навыка пересказа у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование. Иллюстрация к рассказу, игрушка-галка, прозрачный пластиковый кувшин с водой, корзинка с камушками, камни, два ярких шнура, умная колонка.
Предварительная работа. Чтение рассказа педагогом и родителями, рассматривание и обсуждение иллюстрации. Разучивание и выполнение упражнения «Дорожка в камушках» на занятии логоритмикой.
Интеграция образовательных областей. "Речевое развитие", "Познавательное-развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие".
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Дорожка в камушках». Создание эмоционального положительного фона занятия. Формирование навыка ходьбы между предметами в заданном направлении.
Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к дорожке, обозначенной на полу двумя яркими шнурами. На дорожке на расстоянии 30 см друг от друга лежат камни размером с детский кулачок.
П е д а г о г. Чтобы попасть на занятие, вы должны пройти по дорожке, усыпанной камнями. На камни нельзя наступать, их нужно перешагивать.
Педагог включает музыкальное сопровождение. Дети выполняют знакомое упражнение.
Видим в камушках дорожку.
Поднимаем выше ножки.
Через камушки шагаем,
Мы на них не наступаем.
2. Чтение педагогом рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин». Воспитание навыка слушания и рассматривания иллюстрации.
Педагог помещает на мольберт иллюстрацию к рассказу и выразительно читает рассказ.
Л. Н. Толстой
Галка и кувшин
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.
3. Беседа по тексту. Развитие диалогической речи.
Беседа по рассказу начинается после небольшой паузы. Педагог берет стульчик, садится перед детьми с игрушкой-галкой и задает детям вопросы.
П е д а г о г. Мы с галкой хотим задать вам вопросы. Чего хотела галка? Начинайте со слова «хотела».
1-й р е б е н о к. Хотела галка пить.
П е д а г о г. Что стояло во дворе?
2-й р е б е н о к. Во дворе стоял кувшин с водой.
П е д а г о г. Он был полным воды?
3-й р е б е н о к. Нет. Вода в кувшине была только на дне.
П е д а г о г. Могла ли галка достать воду?
4-й р е б е н о к. Галка не могла достать воду.
П е д а г о г. Что стала делать галка?
5-й р е б е н о к. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше.
6-й р е б е н о к. И можно было пить.
П е д а г о г. Что мы можем сказать о галке? Какой она была?
Д е т и. Галка была догадливой, умной, сообразительной, смышленой.
П е д а г о г. Какие молодцы! Вот сколько слов подобрали. Галке понравились эти определения. Да, галка?
4. Эксперимент «Вода в кувшине». Формирование умения добиваться необходимого результата, экспериментируя.
Педагог приглашает детей в центр экспериментирования, где стоят пластиковый прозрачный кувшин с водой и корзинка с камушками. По предложению педагога дети встают вокруг стола, на котором стоит кувшин. Педагог сажает игрушку-галку на край кувшина.
П е д а г о г. Может ли галка напиться?
Д е т и. Не может.
П е д а г о г. Почему?
Д е т и. Воды мало. Галка не может ее достать.
П е д а г о г. Поможем галке?
Д е т и. Поможем.
П е д а г о г. Что будем делать?
Д е т и. Будем бросать в кувшин камушки.
П е д а г о г. Берите камни по очереди и опускайте их в кувшин. А мы с галкой будем наблюдать за вами.
Дети наполняют кувшин камнями, вода поднимается. Педагог сажает галку на край кувшина.
П е д а г о г. Теперь галка может напиться?
Д е т и. Может.
П е д а г о г. Почему?
Д е т и. Вода поднялась выше.
П е д а г о г. Галка напилась и благодарит вас.
5. Повторное чтение рассказа педагогом. Совершенствование навыка слушания.
Педагог вновь предлагает детям пройти к мольберту и сесть на стульчики. Он повторно читает рассказ, предупредив детей о последующем пересказе.
6. Сообщение педагогом плана рассказа. Подготовка к формированию планирующей функции речи.
Педагог предлагает детям следующий план.
П е д а г о г. Один из вас начнет рассказывать. Он расскажет о галке, которая хотела пить, и о кувшине, который стоял во дворе. Объяснит, почему галка не могла напиться.
Другой закончит рассказ. Сообщим о том, что сделала галка, чтобы напиться.
7. Пауза для обдумывания рассказа и подготовки к пересказу.
Педагог предлагает детям немного подумать и подготовиться к пересказу.
8. Пересказ рассказа двумя детьми. Формирование навыка пересказа рассказа близко к тексту.
Осуществляется пересказ рассказа детьми.
9. Обобщающий пересказ рассказа педагогом или одним из детей.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей
Педагог обязательно оценивает работу каждого ребенка.