Получи документы

Конспект занятия по формированию представлений о добре и зле для воспитанников 4 класса

надежда пермякова
Конспект занятия по формированию представлений о добре и зле для воспитанников 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков.

Задачи:

• Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло». Учить различать сущность полярных понятий «добро» и «зло» посредством знакомства с притчами. Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить сопереживать.

• Продолжать учить составлять коллективный связный рассказ, пользуясь приемами моделирования, развивать навыки связной речи.

• Учить сопереживать, проявлять отзывчивость.

Предварительная работа:

Публикация «Конспект занятия по формированию представлений о добре и зле для воспитанников 4 класса» размещена в разделах

Чтение сказок, обсуждение мультфильмов, просмотренных дома; беседы по рассказам на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций, подбор пословиц и поговорок о добре и зле.

Оборудование: компьютер, песни «Улыбка», «Дорогою добра», электронная физминутка «Дорогою добра», сигналы «ДА» и «НЕТ».

Ход занятия

Дети заходят в группу под песню «Улыбка».

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас гости. Пришли они к нам с добрыми намерениями, посмотреть, послушать, чему мы научились, как мы умеем общаться друг с другом. А чтобы у нас получилась приятная беседа, что лучше всего сделать? Как вы думаете?

Дети. Улыбнуться. (Дети улыбаются гостям и друг другу).

Воспитатель. Ребята, а что вы почувствовали сейчас, когда улыбались?

Дети. Тепло, любовь к окружающим, нам стало хорошо, спокойно, весело.

Воспитатель. Ребята, а какой улыбкой вы улыбались гостям и друг другу?

Дети. Ласковой, доброй, нежной, веселой.

Воспитатель. А разве может быть еще какая-то улыбка?

Дети. Недобрая, злая, язвительная, насмешливая.

Воспитатель. Ребята, злыми или добрыми могут быть лица. А что еще может быть добрым или злым?

Дети. Человек, дела, поступки, мысли.

Воспитатель. Я люблю, когда при встрече мы знакомым и родным «С добрым утром», «Добрый вечер», «Доброй ночи говорим».

1 ребенок:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро длиться до вечера.

2 ребенок:

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Воспитатель. Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей, делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

Не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

А. Лесных

- Ребята, вы послушали стихи, а можете ли вы сказать, что же такое добро и что такое зло?

Дети отвечают.

Воспитатель. В словаре С. И. Ожегова даётся следующее определения: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Сейчас я вам расскажу одну притчу, а вы попробуйте определить ее тему.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей искала надежное убежище, страдая от жестокости чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем занятии?

Дети. Мы будем говорить о добре и зле.

Воспитатель. Добро – высшая нравственная ценность.

В противоположность добру всё плохое, вредное, дурное, обман, всё, что относится к беде и несчастью является злом. Первопричиной зла во многих случаях бывают ссоры между людьми. Умение прощать является началом доброго отношения к людям.

Воспитатель. Ребята, мы с вами много говорили о правилах доброты. Назовите мне их.

Дети. Прощать ошибки других. Не жадничать. Жалеть других. Не завидовать. Помогать людям. Делиться последним с другом. Защищать слабого. Прощать ошибки другим.

Физминутка «Дорогою добра»

Воспитатель. Ребята, вы хорошо отдохнули, а сейчас внимательно послушайте притчу «В больнице» и выскажите своё мнение о главных героях притчи.

В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

- Что там видно в окне? - как-то спросил тот, что лежал у двери.

- О! - оживился первый. - Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.

Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, пару влюбленных, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, - думал он. - За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

- Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

- Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

- Но зачем же он… Зачем же он рассказывал мне всё это?

- Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…

Воспитатель. А что подтолкнуло больного на совершение жестокого поступка?

Дети. Зависть.

Воспитатель. А что же можно сказать о другом больном? По каким правилам он жил?

Дети. По правилам добра.

Воспитатель. Злых людей не бывает, есть злые поступки, дела. То, что человек совершает плохие поступки, это оттого, что на его пути встречались непорядочные, грубые, жадные, завистливые люди. Мне, например, повезло. Меня всегда окружали и окружают добрые, порядочные, требовательные, дисциплинированные люди. Ребята, я вам желаю, хороших попутчиков в жизни, но будьте готовы и к встрече с хитрыми, завистливыми людьми. Сумейте вовремя им противостоять, не поддаться их влиянию.

И ещё, ребята, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке. А сейчас приведите примеры доброго отношения, добрых дел, которые сделали ваши товарищи.

Дети высказываются.

Воспитатель. Предлагаю вам провести аукцион пословиц и поговорок.

Дети называют и толкуют пословицы и поговорки о добре и зле, приготовленные заранее.

Воспитатель. Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен научиться держать и вести себя среди других людей. Давайте протестируем следующие высказывания о поведении человека, об общении. Здесь на помощь нам придут сигналы: «ДА» и «НЕТ».

• Всегда ставь себя выше других.

• Пообещав что-то сделать – сделай.

• Обижай тех кто слабее тебя.

• Не можешь – не обещай.

• Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за всеми.

• Всегда требуй награды за добрые дела.

• Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.

• Спеши делать добро.

• Спеши друг другу на помощь.

• Не обращай внимание на советы окружающих.

• Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к пожилым, старшим.

Воспитатель. По результатам тестирования можно сделать вывод, что вы верны данному слову, предупредительны к старшим, говорите только правду. Я думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь. Между категориями добра и зла с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно не требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках). Так что добрым быть нелегко.

Воспитатель. Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили?

Дети высказываются.

Воспитатель. Ребята, какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали ещё одну небольшую притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

Воспитатель. Как вы понимаете эти слова?

Дети отвечают.

Воспитатель. От вас зависит, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня с вами озвучили. Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

Давайте, ребята, на прощание подарим гостям и друг другу песню «Дорогою добра». (Дети поют вместе с записью песни.)

Публикации по теме:

Полярная соваПолярная сова У полярной совы И полярных совят Удивительный, странный, Загадочный взгляд. Словно видят они Не зверей, не людей, А огромные льдины На.

Тематический проект ко Дню ВОВ «Подвиг»Тематический проект ко Дню ВОВ «Подвиг» h4]Тематический проект «Подвиг» посвященный юбилею Великой Отечественной войны. [/h4] Составитель: педагог-психолог Мишнёва Т. В. В основу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию представлений о добре и зле для воспитанников 4 класса
Опубликовано: 9 июня 2014 в 11:58
+498Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию представлений о добре и зле для воспитанников 4 класса» (включая файлы) размещена пользователем надежда пермякова (УИ 72067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 437.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД