Надежда Семичева
Конспект занятия по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений «Осенние хлопоты. Животные нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений.
Подготовительная группа.
Воспитатель Семичева Н. С.
Осенние хлопоты. Животные нашего края.
Цели:
закрепить и пополнить знания детей о диких животных средней полосы России, их образе жизни, жилище, питании; Раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.
Публикация «Конспект занятия по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений „Осенние хлопоты, Животные нашего края“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
воспитывать любознательность, интерес к природе и животному миру; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным.
Наглядный материал и оборудование: для игры - вырезанные из цветной бумаги животные и их хвосты, клей. листы с изображением леса,пустыни,тундры; мультимедийное оборудование, презентация.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Посмотрите, какой он (слайд№1)
Леса - это живое чудо нашей планеты. Они не только украшают землю, но и очищают воздух, насыщая его кислородом. Леса поддерживают водный баланс, защищают землю от засухи. Их называют "легкими планеты". Лес прекрасен в любое время года. Но лес - это еще и родной дом, убежище для его обитателей : насекомых,птиц, зверей.
-Ну что ребята, пойдем в гости к лесным жителям. Давайте с вами вспомним какая погода осенью в лесу? Какие происходят изменения неживой природе. (Да солнце светит меньше.) А какие изменения происходят в живой природе? Кто относится к живой природе (ответы детей) А теперь посмотрите на осенний лес (слайд№2). Вот он какой. Почему в природе в осеннем лесу происходят такие изменения (ответы детей)
Дети:Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче.
Воспитатель:Ребята а что случилось бы если бы после лета сразу же наступила зима (ответы и рассуждения детей)
Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья. Хотите узнать как они готовятся к осени? Тогда отправляемся в путь. (Воспитатель включает музыку и дети «змейкой» идут по группе мимо расставленных елочек)
Воспитатель:Вот мы и в лесу. Послушайте стихи:
Осень. По утрам морозы
В рощах желтый листопад
Золотым ковром лежат
В лужах лед прозрачно-синий
На листочках белый иней.
-А где же звери? Дети:Эй где вы (зовут) Воспитатель:Ой разве можно громко в лесу кричать и шуметь? (ответы детей)А почему? Правильно звери могут испугаться. Надо вести себя тихо не шуметь в лесу. Давайте тихонько погуляем может кого=нибудь увидим.
Отгадайте загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса-
А зовут её …. (лиса)
Дети: лиса
(слайд №3)
Лиса - настоящая красавица. Расскажите, какая лиса? Где она живет? (ответы детей)
Как лиса готовится к зиме. Осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы? Теплая. Меняет ли лиса цвет шерсти? Почему
- Послушайте другую загадку:
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой
Дети: медведь
(слайд№4).
Расскажите, какой медведь? Где живет медведь (ответы детей)
Как медведь готовится к зиме? А что делает зимой? Как он все зиму спит ничего не ест? Кто еще впадает в спячку? (еж, бурундук)
- Попробуйте отгадать такую загадку:
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы?
Кто это?
Дети: заяц
Как заяц готовится к зиме? Заяц делает запасы как белка? А почему (Потому что у зайца достаточно еды, заяц грызет кору деревьев зимой). Какая шерсть у него вырастает. Он осенью линяет. Шерсть теплая. Почему? (чтобы зимой было не холодно). А какая шерсть зимой? (белая). Зачем он меняет свою шубку?
слайд№5.
Под соснами,
под ёлками лежит мешок с иголками? (слайд№6).
Дети: ежик
Зачем ежу иголки? Почему ежа называют соней?Ежик колючий свернулся в клубок и приготовился спать. Он питается мелкими грызунами, змеями. Осенью ежику стало трудно добывать себе пищу, и он тоже спит, заготовив запасы. Ежик сделал себе мягкую постель из сухих листьев, свернулся в клубок и заснул крепким сном. (слайд №7)
По деревьям скок-скок,
А орешки щёлк, щёлк (слайд№8).
Дети: белка Зачем белке хвост? Какие запасы делает белка?Чем занята осенью белка? А как она готовится к зиме? Какая шерсть вырастает у белки? Почему серая шерсть? Как еще белка готовится к зиме?Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, он стал такой же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовку, ее даже не будет видно. Белка утепляет свое гнездо на ветках дерева или в дупле.
- А вот другая загадка:
По лесу зимой рыщет, зверей слабых ищет
Дети: волк
(слайд № 9).
Как охотится волк? Где живет волк?Как волк готовится к зиме (линяет). Какая шерсть вырастает? Почему он воет на луну (Выслушать ответы детей)
- Скажите, пожалуйста:
Кто на своей голове лес носит?
Дети: лось
(слайд№10)Для чего лосю рога? Чем питается лось?
- Ещё одна загадка:
Есть на речках лесорубы
Серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины (слайд№11). Где живут бобры?
- Давайте поиграем в игру, которая называется: “Чей хвост?”.
- На столах разложены животные. Они потеряли свои хвосты и просят вас помочь им найти свой хвост. Я вам раздам хвосты и клей. А вы должны определить, чей же это хвост и приклеить к животному.
После того как дети справились с заданием спросить: “все ли животные живут в нашем лесу?”(здесь есть животные, которые живут в жарких странах и на севере). Давайте этим животным поможем отправиться домой. (Дети наклеивают животных на листы)
Воспитатель: молодцы,ребята,вы справились с заданием,помогли животным. Мы с вами сегодня погуляли по осеннему лесу,узнали как же животные в наших лесах готовятся встретить зиму. И нам пора возвращаться домой. (звучит музыка,дети по «дорожке»возвращаются в группу)