Людмила Прудякова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в лесную школу» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Прудякова Л. Л.
Возрастная группа : старшая.
Тема: «Путешествие в Лесную школу».
Програмное содержание:
Образовательные задачи:
1. Закрепить знание частей суток; закреплять умение последовательно называть дни недели; закрепить знание времен года и названий месяцев.
2. Продолжать учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений „Путешествие в лесную школу“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3. Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…». Получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет, или убирая из большего количества один предмет.
4. Совершенствовать навыки счёта на слух в пределах 10.
5. Закрепить знания о геометрических фигурах.
6. Расширять и уточнять представления детей о природе. Показать детям закономерные связи в природе, вызвать интерес к окружающему миру. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.
7. Закрепить умение делить круг на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Словарная работа: одна вторая часть, одна четвёртая часть, целое.
Материалы и оборудование : мягкий массажный мячик, 5 конвертов разного цвета, лесные звери сделанные из картона, набор плоских грибов и шишек, магнитная доска, магнитофон, USB-флеш-накопитель с музыкой, цветы сделанные из бумаги, крылья бабочки на каждого ребёнка.
Раздаточный материал : набор карточек, на которых изображено от 1 до 10 кругов; геометрические фигуры; круг, на котором нарисован торт; ножницы.
Ход занятия
(На фоне играет релаксационная музыка).
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули. Давайте присядем. (Стулья стоят кругом, дети садятся).
- У нас сегодня гостья. А зовут её «Ласковушка».
- Как вы думаете, почему её так называют? (мягкая, добрая, ласковая).
Воспитатель: Ребята, она очень хотела бы познакомиться с вами поближе. Хотите познакомиться? Тогда мы будем передавать "Ласковушку" по кругу и называть свое имя ласково, хорошо? Держите её нежно, постараемся передать ей своё тепло, частичку своей души. Начнём с меня. (Меня зовут Людочка и т. д.). Вот «Ласковушка» вернулась ко мне. Вы почувствовали, сколько тепла и ласки нам подарила она? Давайте оставим её на нашем занятии.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, звери учатся? (Ответы детей). А я слышала о Лесной школе, но никак не могу попасть в неё. А вам хотелось бы побывать там? (Ответы детей). А на чём же мы туда поедем? (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы узнать на каком средстве передвижения мы будем путешествовать нужно отгадать загадку: это транспортное средство прямоугольной формы, имеет четыре колеса, передвигается по земле? (Автобус).
Воспитатель: Автобус уже стоит, он ждёт нас, а для того чтобы поехать, нам нужно купить билеты. Подойдите ко мне, и возьмите их. (На билетах нарисованы круги с разным количеством). Вам нужно пройти и занять свои места согласно купленным билетам. На спинке стульчика тоже наклеены круги, вам нужно найти количество кругов, такое какое у вас в руках. Все расселись, проверяем!
Воспитатель: Ребята, а автобус сам по себе может ехать? (Ответы детей). Конечно же нет. Нам нужно выбрать водителя. (Выбираем водителя считалкой). Ну, что готовы, поехали! (Едем под музыкальное сопровождение).
(Приехали, выходим и видим на тропинке лежат пять писем разного цвета).
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите : - Сколько писем? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно 5 писем и все они… (разного цвета)
Давайте откроем первое письмо. Какого оно цвета? – оранжевого. Вам интересно, кто нам его написал? (Ответы детей). Давайте откроем и посмотрим. (В конверте из картона лежит лисичка). Ребята, значит нам письмо написала лисичка, а задание в нё м такое: «Знаете ли вы времена года, части суток, дни недели?».
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Сейчас утро или вечер?
- Сколько частей суток?
- Назовите части суток.
- Сколько дней в неделе?
- Назовите дни недели по порядку.
Воспитатель: А теперь открываем второй конверт. Какого оно цвета? – синего. А в этом конверте находится уже следующее задание-игра от белочки «веселый счет».
-Дети, а вы любите считать? (Ответы детей).
-В лесу выросло много грибов, и с ёлки упало много шишек, белочка просит их собрать. На магнитную доску нужно собрать и поставить на верхний ряд - грибы, а на нижний – шишки.
- Сколько шишек? – 8. Считаем.
- Сколько грибов? – 9. Считаем.
- Какое число больше 9 или 8?
- На сколько?
- Что нужно сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну? Правильно, добавить одну шишку, или убрать один гриб.
- Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились.
Дальше идём по лесу.
Воспитатель: Давайте ребята отдохнём немного сядем за столы и послушаем лесные голоса.
Следующее задание находится в третьем конверте. Какого оно цвета? – фиолетового. А задание в этом конверте такое: «Для начала нужно отгадать загадку».
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. Ответ: Дятел.
(Достаю из конверта дятла).
- А задание нам дятел прислал такое: дятел будет стучать по дереву, а вы будете считать и показывать мне ту карточку, сколько раз он стукнул по дереву. Карточки лежат у вас на столе. (На карточках нарисованы круги от 1 до 10 на каждого ребёнка). Будьте внимательными, вслух не считаем.
- Почему ты поднял эту карточку? ( ответ: я выбрал эту карточку, где семь кругов, потому что дятел постучал по дереву семь раз.)
- А ты почему поднял эту карточку? Спрашиваю 1 – 2 детей. Выполняем задание 3 – 4 раза.
Молодцы были внимательными.
Минутка здоровья «Дятел».
(массаж спины)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают кулачками.)
Клювом, клювом он стучит,
Дятел ствол уже долбит. (Постукивают пальцами.)
Дятел в дуб всё тук да тук…
Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней.)
Дятел клювом постучал, постучал и замолчал. (Поглаживают ладонями.)
Воспитатель: Следующее задание находится в четвёртом конверте. Какого оно цвета? – белого. Кто же нам написал это письмо? (Вынимаю картонного зайчика из конверта и читаю задание).
- «Я – трусливенький зайчишка,
Убежал я от волчишка,
Я бедняжка так бежал,
Что на части разломался.
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вспыхнул спор,
Получился, но не он!
Помогите, помогите
Из кусков меня сложите!»
Воспитатель: Давайте, дети, поможем зайке. (Дети собирают силуэт зайца с помощью геометрических фигур).
Воспитатель: Ребята, а посмотрите вон там подальше какая красивая полянка! (На ковре сделана полянка из бумажных цветов. Предлагаю детям пройти на полянку).
- Как хорошо на зеленом лугу! Среди буйных, свежих трав пестреют яркие, душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и шмели.
- Ребята, а как можно назвать одним словом: бабочек, шмелей, букашек, пчёл ит. д. (Ответы детей).
- Да, правильно, это всё насекомые. А почему насекомые прилетают к цветам? (Ответы детей и дополняю ответы).
- Внутри цветов - запасы сладкого нектара. Именно за нектаром сюда собираются насекомые. Есть цветы, у которых нектар расположен близко, к ним летят жуки и мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчелы, шмели и бабочки. Они высасывают нектар длинным прозрачным хоботком, словно пьют через соломинку сладкий коктейль.
Воспитатель: Как же насекомые находят нектар? (Ответы детей).
- Оказывается, насекомые видят цветы более пестрыми и узорчатыми, чем мы, люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Пчелы делают из нектара мед, и сами питаются вкусным лакомством. Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая.
Разговор с пчелой.
Меня ужалила пчела,
Я закричал: «Как ты могла!»
Пчела в ответ: «А как ты мог
сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужасно нужен:
Я берегла его на уж-жин!»
- Воспитатель: Оказывается, на лугу нужно быть очень осторожным, иначе можно оставить без ужина насекомых. Но насекомые питаются не только нектаром из цветков. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело.
- Воспитатель: Ребята, а какое доброе дело насекомые делают цветам? (Ответы детей и дополняю ответы).
- Воспитатель: Когда насекомые пробираются за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды.
Воспитатель: Я вас сейчас превращу всех в пчёл и мы поиграем в игру.
Игра «Цветочная поляна».
Ход игры: Каждый игрок становится на цветок, звучит музыка, дети бегают вокруг цветков. Воспитатель незаметно один цветок убирает. Музыка останавливается. Кто не успел стать на цветок, выбывает из игры, и так далее. Каждый раз, когда ребё нок выбывает из игры все вместе считаем: - Было 8 пчёл, одна улетела - стало 7; было 7 пчёл, одна улетела – осталось 6 и т. д.
(После игры проходим обратно за столы).
Воспитатель: Следующее задание находится в пятом конверте. Какого оно цвета? – розового. (Открываем конверт, в конверте круги по количеству детей – на каждом кругу нарисован торт).
- Задание от лисы, белки, дятла и зайца. Как поделить торт на 4 части.
- Спрашиваю у детей, что нужно сделать? (Ответы детей).
«Итак, что вы сделали, что получилось?» (сложили круг пополам, получился полукруг).
- Задаю вопросы:
«Что больше (меньше) : целый круг или одна вторая часть (половина его?
- Что нужно сделать дальше? (Ответы детей).
(Потом 2 равные части круга еще раз сложить пополам).
- Сколько раз сложили круг пополам(2) Сколько получилось частей(4). Равны ли эти части? (да)
Ребенок обводит рукой каждую из 4 частей.
Воспитатель: «Что больше (меньше) : одна четвёртая часть или целый круг? (круг). Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам(2). Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам?»(4).
Молодцы ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, и теперь знаете, как учатся лесные жители!
- Воспитатель: Я вам предлагаю пройти в автобус и занять свои места.
(В автобусе спрашиваю у детей, что им больше всего понравилось и запомнилось. Таким образом, подводится итог занятия).
Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…». Получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет, или убирая из большего количества один предмет. Закрепить знание частей суток; закреплять умение последовательно называть дни недели; закрепить знание времен года и названий месяцев.
Совершенствовать навыки счёта на слух в пределах 10. Закрепить знания о геометрических фигурах. Показать детям закономерные связи в природе, вызвать интерес к окружающему миру.
Закрепить умение делить круг на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.