МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в лесную школу» (старшая группа)

Людмила Прудякова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в лесную школу» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Прудякова Л. Л.

Возрастная группа : старшая.

Тема: «Путешествие в Лесную школу».

Програмное содержание:

Образовательные задачи:

1. Закрепить знание частей суток; закреплять умение последовательно называть дни недели; закрепить знание времен года и названий месяцев.

2. Продолжать учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.

Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений „Путешествие в лесную школу“ (старшая группа)» размещена в разделах

3. Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…». Получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет, или убирая из большего количества один предмет.

4. Совершенствовать навыки счёта на слух в пределах 10.

5. Закрепить знания о геометрических фигурах.

6. Расширять и уточнять представления детей о природе. Показать детям закономерные связи в природе, вызвать интерес к окружающему миру. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

7. Закрепить умение делить круг на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Словарная работа: одна вторая часть, одна четвёртая часть, целое.

Материалы и оборудование : мягкий массажный мячик, 5 конвертов разного цвета, лесные звери сделанные из картона, набор плоских грибов и шишек, магнитная доска, магнитофон, USB-флеш-накопитель с музыкой, цветы сделанные из бумаги, крылья бабочки на каждого ребёнка.

Раздаточный материал : набор карточек, на которых изображено от 1 до 10 кругов; геометрические фигуры; круг, на котором нарисован торт; ножницы.

Ход занятия

(На фоне играет релаксационная музыка).

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас! Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули. Давайте присядем. (Стулья стоят кругом, дети садятся).

- У нас сегодня гостья. А зовут её «Ласковушка».

- Как вы думаете, почему её так называют? (мягкая, добрая, ласковая).

Воспитатель: Ребята, она очень хотела бы познакомиться с вами поближе. Хотите познакомиться? Тогда мы будем передавать "Ласковушку" по кругу и называть свое имя ласково, хорошо? Держите её нежно, постараемся передать ей своё тепло, частичку своей души. Начнём с меня. (Меня зовут Людочка и т. д.). Вот «Ласковушка» вернулась ко мне. Вы почувствовали, сколько тепла и ласки нам подарила она? Давайте оставим её на нашем занятии.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, звери учатся? (Ответы детей). А я слышала о Лесной школе, но никак не могу попасть в неё. А вам хотелось бы побывать там? (Ответы детей). А на чём же мы туда поедем? (Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы узнать на каком средстве передвижения мы будем путешествовать нужно отгадать загадку: это транспортное средство прямоугольной формы, имеет четыре колеса, передвигается по земле? (Автобус).

Воспитатель: Автобус уже стоит, он ждёт нас, а для того чтобы поехать, нам нужно купить билеты. Подойдите ко мне, и возьмите их. (На билетах нарисованы круги с разным количеством). Вам нужно пройти и занять свои места согласно купленным билетам. На спинке стульчика тоже наклеены круги, вам нужно найти количество кругов, такое какое у вас в руках. Все расселись, проверяем!

Воспитатель: Ребята, а автобус сам по себе может ехать? (Ответы детей). Конечно же нет. Нам нужно выбрать водителя. (Выбираем водителя считалкой). Ну, что готовы, поехали! (Едем под музыкальное сопровождение).

(Приехали, выходим и видим на тропинке лежат пять писем разного цвета).

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите : - Сколько писем? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно 5 писем и все они… (разного цвета)

Давайте откроем первое письмо. Какого оно цвета? – оранжевого. Вам интересно, кто нам его написал? (Ответы детей). Давайте откроем и посмотрим. (В конверте из картона лежит лисичка). Ребята, значит нам письмо написала лисичка, а задание в нё м такое: «Знаете ли вы времена года, части суток, дни недели?».

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Сейчас утро или вечер?

- Сколько частей суток?

- Назовите части суток.

- Сколько дней в неделе?

- Назовите дни недели по порядку.

Воспитатель: А теперь открываем второй конверт. Какого оно цвета? – синего. А в этом конверте находится уже следующее задание-игра от белочки «веселый счет».

-Дети, а вы любите считать? (Ответы детей).

-В лесу выросло много грибов, и с ёлки упало много шишек, белочка просит их собрать. На магнитную доску нужно собрать и поставить на верхний ряд - грибы, а на нижний – шишки.

- Сколько шишек? – 8. Считаем.

- Сколько грибов? – 9. Считаем.

- Какое число больше 9 или 8?

- На сколько?

- Что нужно сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну? Правильно, добавить одну шишку, или убрать один гриб.

- Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились.

Дальше идём по лесу.

Воспитатель: Давайте ребята отдохнём немного сядем за столы и послушаем лесные голоса.

Следующее задание находится в третьем конверте. Какого оно цвета? – фиолетового. А задание в этом конверте такое: «Для начала нужно отгадать загадку».

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. Ответ: Дятел.

(Достаю из конверта дятла).

- А задание нам дятел прислал такое: дятел будет стучать по дереву, а вы будете считать и показывать мне ту карточку, сколько раз он стукнул по дереву. Карточки лежат у вас на столе. (На карточках нарисованы круги от 1 до 10 на каждого ребёнка). Будьте внимательными, вслух не считаем.

- Почему ты поднял эту карточку? ( ответ: я выбрал эту карточку, где семь кругов, потому что дятел постучал по дереву семь раз.)

- А ты почему поднял эту карточку? Спрашиваю 1 – 2 детей. Выполняем задание 3 – 4 раза.

Молодцы были внимательными.

Минутка здоровья «Дятел».

(массаж спины)

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом. (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают кулачками.)

Клювом, клювом он стучит,

Дятел ствол уже долбит. (Постукивают пальцами.)

Дятел в дуб всё тук да тук…

Дуб скрипит: что за стук? (Постукивают рёбрами ладоней.)

Дятел клювом постучал, постучал и замолчал. (Поглаживают ладонями.)

Воспитатель: Следующее задание находится в четвёртом конверте. Какого оно цвета? – белого. Кто же нам написал это письмо? (Вынимаю картонного зайчика из конверта и читаю задание).

- «Я – трусливенький зайчишка,

Убежал я от волчишка,

Я бедняжка так бежал,

Что на части разломался.

Три сороки возле пня

Стали складывать меня.

Между ними вспыхнул спор,

Получился, но не он!

Помогите, помогите

Из кусков меня сложите!»

Воспитатель: Давайте, дети, поможем зайке. (Дети собирают силуэт зайца с помощью геометрических фигур).

Воспитатель: Ребята, а посмотрите вон там подальше какая красивая полянка! (На ковре сделана полянка из бумажных цветов. Предлагаю детям пройти на полянку).

- Как хорошо на зеленом лугу! Среди буйных, свежих трав пестреют яркие, душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и шмели.

- Ребята, а как можно назвать одним словом: бабочек, шмелей, букашек, пчёл ит. д. (Ответы детей).

- Да, правильно, это всё насекомые. А почему насекомые прилетают к цветам? (Ответы детей и дополняю ответы).

- Внутри цветов - запасы сладкого нектара. Именно за нектаром сюда собираются насекомые. Есть цветы, у которых нектар расположен близко, к ним летят жуки и мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчелы, шмели и бабочки. Они высасывают нектар длинным прозрачным хоботком, словно пьют через соломинку сладкий коктейль.

Воспитатель: Как же насекомые находят нектар? (Ответы детей).

- Оказывается, насекомые видят цветы более пестрыми и узорчатыми, чем мы, люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Пчелы делают из нектара мед, и сами питаются вкусным лакомством. Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая.

Разговор с пчелой.

Меня ужалила пчела,

Я закричал: «Как ты могла!»

Пчела в ответ: «А как ты мог

сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужасно нужен:

Я берегла его на уж-жин!»

- Воспитатель: Оказывается, на лугу нужно быть очень осторожным, иначе можно оставить без ужина насекомых. Но насекомые питаются не только нектаром из цветков. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело.

- Воспитатель: Ребята, а какое доброе дело насекомые делают цветам? (Ответы детей и дополняю ответы).

- Воспитатель: Когда насекомые пробираются за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды.

Воспитатель: Я вас сейчас превращу всех в пчёл и мы поиграем в игру.

Игра «Цветочная поляна».

Ход игры: Каждый игрок становится на цветок, звучит музыка, дети бегают вокруг цветков. Воспитатель незаметно один цветок убирает. Музыка останавливается. Кто не успел стать на цветок, выбывает из игры, и так далее. Каждый раз, когда ребё нок выбывает из игры все вместе считаем: - Было 8 пчёл, одна улетела - стало 7; было 7 пчёл, одна улетела – осталось 6 и т. д.

(После игры проходим обратно за столы).

Воспитатель: Следующее задание находится в пятом конверте. Какого оно цвета? – розового. (Открываем конверт, в конверте круги по количеству детей – на каждом кругу нарисован торт).

- Задание от лисы, белки, дятла и зайца. Как поделить торт на 4 части.

- Спрашиваю у детей, что нужно сделать? (Ответы детей).

«Итак, что вы сделали, что получилось?» (сложили круг пополам, получился полукруг).

- Задаю вопросы:

«Что больше (меньше) : целый круг или одна вторая часть (половина его?

- Что нужно сделать дальше? (Ответы детей).

(Потом 2 равные части круга еще раз сложить пополам).

- Сколько раз сложили круг пополам(2) Сколько получилось частей(4). Равны ли эти части? (да)

Ребенок обводит рукой каждую из 4 частей.

Воспитатель: «Что больше (меньше) : одна четвёртая часть или целый круг? (круг). Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам(2). Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам?»(4).

Молодцы ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, и теперь знаете, как учатся лесные жители!

- Воспитатель: Я вам предлагаю пройти в автобус и занять свои места.

(В автобусе спрашиваю у детей, что им больше всего понравилось и запомнилось. Таким образом, подводится итог занятия).

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…». Получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет, или убирая из большего количества один предмет. Закрепить знание частей суток; закреплять умение последовательно называть дни недели; закрепить знание времен года и названий месяцев.

Совершенствовать навыки счёта на слух в пределах 10. Закрепить знания о геометрических фигурах. Показать детям закономерные связи в природе, вызвать интерес к окружающему миру.

Закрепить умение делить круг на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Публикации по теме:

Календарно — тематическое планирование НОД блока «Моя семья и я»» в средней группе Данное планирование разработано по программе "Родом из Донского края" рабочая программа "Родом из Донского края" СЕНТЯБРЬ Тема: Приглашаем.

Перспективное планирование по ФЭМП (средняя группа) Тематический годовой план Средняя группа 1. Сравнение множества предметов «большой – маленький». Игра: «Найди и закрась». Сравнение предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в лесную школу» (старшая группа)
Опубликовано: 31 октября 2014 в 20:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в лесную школу» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Прудякова (УИ 263775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД