Татьяна Кирилина
Конспект занятия по изодеятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Каким бываю я?»
ЗАДАЧИ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Продолжать учить детей рисовать портрет, выражая цветом, линией эмоциональное содержание образа; развивать творческую самостоятельность.
- Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - портретом.
- Учить детей воспринимать зрительно и называть настроение, отражающееся на лицах людей в жизни и на рисунке, фотографии.
- Учить определять признаки, влияющие на настроение человека.
Публикация «Конспект занятия по изодеятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать умение сравнивать контрастные музыкальные произведения, различать оттенки настроения в близких по эмоциональному содержанию произведениях.
- Развивать творчество, фантазию, воображение.
- Развивать мелкую мускулатуру рук, используя разную технику изображения:акварель, цветные мелки, уголь, пластилин, цветные нитки, цветные карандаши, фломастеры, блопены.
- Развивать речь детей : учить подбирать прилагательные, характеризующие настроение, изображённое на картинках.
- Познакомить с новым словом: мимика
- Продолжить работу по введению в активную речь детей слов : эмоции, пиктограмма, настроение.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Формировать эстетическое видение, воспитывать интерес к изобразительному искусству.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
• Вопросы поискового характера
• Самостоятельная деятельность детей
• Динамическая пауза
• Наглядность
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Знакомство с портретной живописью, беседа о художниках.
- Рассматривание репродукций художников-портретистов: В. Тропинина, И. Н. Крамского, В. А. Серова и других.
- Рассматривание фотографий, иллюстраций, рисунков детей.
- Организация выставок на тему: «Угадай сказочного героя», «Моя мама», «Каким бываю я?».
- Чтение сказок, в которых воплощается добро и зло.
- Слушание музыкальных произведений, контрастных по содержанию.
- Рисование через трафареты, пластилин, акварелью, карандашом.
- Дидактические игры: «Узнай настроение», «Передай настроение жестами и мимикой», «Угадай настроение по описанию», «Узнай по профилю», «Я нарисую, а ты продолжи», «Определи жанр произведения и найди портрет среди других жанров», «Найди недостаток в портрете».
МАТЕРИАЛ:
- Подбор иллюстраций, отражающих разные настроения детей : печаль, радость, злость, удивление, испуг.
- Пиктограммы настроений.
-Таблицы для рисования схем настроения на каждого ребёнка.
- Фломастеры.
- Картинки с изображением детей в разном состоянии : «Радость», «Жалость», «Покой».
-Запись музыкальных пьес П. И. Чайковского: «Старинная французская песенка»,«Болезнь куклы», «Комаринская».
- Запись песенки «Точка,точка, запятая».
- Зеркала.
- Разнообразный изобразительный материал: акварель, нитки, пластилин, фломастеры, тонированная бумага, рамки разного размера и формы, блопены.
Ход занятия
Яркий солнечный денек
Утро подарило
Своим светом и теплом
Всех развеселило!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Какое настроение у вас возникло (ответы детей : веселое, радостное, хорошее, праздничное, улыбчивое, весеннее).
- Какое настроение ближе каждому из вас? (веселое, радостное).
- Настроение всегда бывает радостным, веселым? (не всегда).
- Каким оно еще может быть? (грустным, печальным, задумчивым, спокойным, мечтательным).
- Правильно ребята, наше настроение может зависеть от многого, например : от самочувствия, от событий, которые с нами происходят, от природных и погодных условий.
- Как называется жанр изобразительного искусства, изображающий человека? (портрет).
- Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться рисовать портреты и отражать в них свое настроение. Попробуйте определить настроение детей на этих фотографиях. (печаль, радость, удивление, злость, испуг).
- Как вы узнали, у кого какое настроение? Что помогло разгадать эту загадку? (лицо).
- Правильно, лицо и мимика человека.
- Разное выражение лица называется мимикой. По выражению глаз, губ, бровей и даже волос можно определить настроение человека.
- Давайте пофантазируем. Посмотрите на фотографии и подумайте, почему у детей такие разные выражения лица?
- Чему может радоваться девочка? (солнцу, летнему дождю, увидела маму, новой игрушке, клоуна в цирке, цветам).
- Что так удивило мальчика? (слон в зоопарке, увидел маму в телевизоре, подарили необычную игрушку, впервые увидел радугу).
- Как вы думаете, почему расстроилась девочка? (заболела, не купили игрушку, сладости, поссорились с мамой, подругой).
- Что могло испугать этого ребенка? (большая собака, сильная гроза, страшная картинка, укол, страшная маска).
- Почему рассердился мальчик? (подрался, отобрали игрушку, кормят тем, что не нравится).
- Дети, вы назвали те ситуации, которые могли с вами произойти.
- Посмотрите, у меня есть схемы настроения, пиктограммы. Надо разложить эти схемы так, чтобы они совпадали с настроением детей (один ребенок выполняет задание, остальные дети проверяют правильность выполнения задания).
Проверка задания.
- Попробуем зарисовать схемы настроений в таблицы.
- У вас у каждого таблица с четырьмя пустыми клетками. Я называю настроение, а вы рисуете по порядку, ту или иную схему: радость, печаль, гнев, удивление.
Дети работают на индивидуальных листах.
Проверка задания.
- А теперь поиграем в игру «Угадай настроение по моему описанию».
Воспитатель приглашает ребенка.
- Я буду словесно описывать мимику, ты делай то, что я скажу, а дети отгадывают загадку твоего лица.
Перед нами стоит мальчик лицо его вытянулось, глаза округлились, брови приподнялись, рот приоткрылся. Кажется, что еще мгновенье и мальчик что-то крикнет.
- Какое выражение лица у мальчика- испуганное или радостное? (испуганное).
- А настроение радостное или тревожное? (тревожное).
- Правильно! Кто из девочек хочет поиграть? (выходит девочка).
Я подошла к девочке. Она стояла, опустив голову, глаза ее почти были закрыты. Носик собрался, она зажмурилась и на лбу появились маленькие морщинки, губы немного подрагивали. Еще мгновенье – и по щекам покатились бы капельки.
- Какое выражение лица у девочки- капризное или сердитое? (капризное).
- Какое настроение передает выражение ее лица – печальное или праздничное? (печальное).
- А сейчас подойдите к мольбертам и посмотрите внимательно на картинки. Дайте название каждой из них.
- Первая («Жалость», «Болезнь куклы». «Печаль»).
- Вторая («Радость», «Праздник», «Веселье»).
- Третья («Покой», «Тишина»).
- А теперь определите настроение ребят на картинках. (1. печальное, грустное
2. веселое, игривое. 3. спокойное, мечтательное, задумчивое).
- Дети, как вы думаете, музыка может передавать настроение человека?
Послушаем музыку, а вы попробуете подобрать к каждой картинке музыкальную сцену- пьесу в соответствии с настроением.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Болезнь куклы».
- Какая по настроению музыка прозвучала? (грустная, печальная, протяжная, неторопливая).
- К какому сюжету на картинках она подходит? Что на нем изображено? (к первому).
Звучит русская народная музыка «Комаринская»,
- А сейчас какая музыка прозвучала? (радостная, веселая, игривая).
- К какой картинке она подходит? (ко второй).
Звучит «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского.
- Какая по настроению эта музыка? (плавная, певучая, задумчивая).
- К какому сюжету вы ее отнесете? (к третьему – «Покой»).
- Вот видите, дети, настроение передается через музыку, мимику,жесты.
А в рисунках мы можем отразить свое настроение? (да).
- Я знаю, что вы очень любите рисовать, но сначала давайте потанцуем, расслабимся.
Звучит запись песенки «Точка, точка, запятая» дети танцуют самостоятельно).
- Вот у всех веселое, радостное настроение и вы можете приступать к работе, передавая свое настроение в портретах.
Несколько детей рисуют себя через зеркало, используя акварельные краски.
Другие рисуют портрет, используя пластилин. Остальные дети ищут недостатки в портрете, дорисовывают его, используя разный материал (нитки,фломастеры, блопены).
- Дети, подберите к своим портретам рамки, чтобы они подходили по размеру и по форме.
Дети вставляют работы в нужные рамки и устраивается портретная галерея.
- А чей же это портрет появился на стенде? (воспитателя).А как вы узнали, что это мой портрет? (похожее лицо, по цвету волос, глаз).
- Вспомните, как называется, когда художник рисует самого себя, глядя в зеркало? (автопортрет). Кто из вас рисовал автопортреты? (Лиза и Рома). Какое настроение вы передали в своих портретах? (Рома – задумчивое, мечтательное. Лиза –веселое, радостное).
Проводится анализ других работ, отмечая необычное, неординарное в изображении портретов.
- Портреты получились нарядные, разные по настроению. Молодцы!