Бардамова Елизавета
Конспект занятия по ментальной арифметике для подготовительной группы
Тема: Сложение и вычитание, однозначные числа.
Цель: Закрепить основную технику счета, сложения и вычитания однозначных чисел от 0 до 9. Мотивировать детей к занятиям ментальной арифметикой.
Возрастная группа: 5–6 лет
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук
- развивать концентрацию внимания
- тренировка зрительной памяти, воображение.
Необходимое оборудование и материалы:
Абакус демонстрационный, ПК, абакус ученический, простой карандаш, флэш карты, ментальные карты.
Публикация «Конспект занятия по ментальной арифметике для подготовительной группы» размещена в разделах
Ход занятия:
1. Приветствие.
Установление контакта с детьми, создание положительной рабочей атмосферы на занятии. Повторение предыдущей темы, цифры от 0 до 9.
2. Кинезиологическая гимнастика «Зайчик-кольцо» (для синхронизации работы правого и левого полушарий, развитие координации движений). Разотрите ладони так, чтобы они стали горячими. Поздоровайтесь большим пальчиком по очереди с указательным, средним, безымянным, мизинцем обеими руками одновременно. А теперь в обратном порядке.
Проводится небольшая разминка для пальчиков перед началом работы.
3. Объяснение темы. Примеры.
Непосредственная деятельность с абакусом педагога и детей. Необходимо закрепить с детьми, что на спице с единицами работает правая рука "пистолетик" - указательный палец и большой. «+» - означает, поднять нижние косточки (1, 2, 3, 4) к перекладине большим пальцем, а «-» - означает опустить нижние косточки (1, 2, 3, 4) указательным пальцем от перекладины. С верхней косточкой (5) работает только указательный палец, поднимает и опускает. Цифры 6, 7, 8, 9 набираем двумя пальцами указательным и большим одновременно, движение «крабик». Все свои действия педагог показывает на большом демонстрационном абакусе.
4. Флэш-карты (0-9). Проверка. Запись результатов.
Педагог показывает 10 флэш карт от 0 до 9, затем проверяем и записываем результаты.
5. Фундаментальное упражнение.
Выполняются фундаментальные упражнения от 0 до 9 правой и левой рукой. Тренировка пальцев перед решением примеров.
6. Решение примеров. Проверка. Запись результатов.
Устанавливается норматив на таймере, решаем 10 примеров, затем выполняется проверка и запись результатов.
7. Ментальный диктант. Проверка. Запись результатов.
Переходим к арифметическим действиям на воображаемых счетах. Ребята, давайте немного отдохнем, отложите свой абакус в сторону и давайте вспомним, каким пальчиком мы поднимаем земные косточки (вверх, а каким опускаем? (поднимаем большим, опускаем указательным 2 – 3 раза). Теперь закройте глазки и представьте абакус. Представьте рамку, представьте планку, косточки земные и косточки небесные. На счетах «0», а теперь представьте, как вы поднимаете одну косточку вверх большим пальчиком, а теперь указательным пальчиком опустите ее вниз. Сколько на ваших счетах? Ноль! Считаем пример. Одна косточка вверх, еще одна косточка вверх, две косточки вниз, одна косточка вверх. Ответ? «1». А теперь вместо слова вверх и вниз, я буду говорить «плюс» и «минус» 1 + 1 - 2 + 4 Ответ? «4». Добавляем в пример цифру «5». 2 + 5 – 5 + 1 Ответ? «3». Следим за движением рук детей, чтобы вовремя помочь ребенку, если у него не получается. Следим и ориентируемся на группу и на каждого ребенка в отдельности.
Решаем 10 примеров, подводим итог и записываем результаты.
8. Подведение итогов.
- Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. А какое задание было самым сложным? С каким вы сразу справились?