Сафия Егорова
Конспект занятия в подготовительной группе «Виртуальная экскурсия в Щёлковский историко-краеведческий музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в технологии ситуация по окружающему миру в подготовительной группе «Виртуальная экскурсия в Щёлковский историко- краеведческий музей»
Цель: Дать представления о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников; материальной и духовной культуры нашего города.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Виртуальная экскурсия в Щёлковский историко-краеведческий музей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Дидактические задачи: Мотивировать детей на включение в образовательную деятельность. Актуализировать ранее полученные знания о музее. Создать мотивационную ситуацию для возникновения интереса и желания узнать то, чего не знают; формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и его причины. Тренировать мыслительные операции, развивать речь. Способствовать формированию представления о Щёлковском историко- краеведческом музее. Закрепить полученные знания о краеведческом музее Щелкова, воспитывать чувство гордости за свой город.
Предварительная работа:
- знакомство детей с историей возникновения города Щёлково;
- история шелкоткатцкого производства;
- беседы «Мы живём в России», «Что такое музей», «Правила поведения в музее». Чтение стихов о музее.
Материал: картинки с изображением Щёлковского историко- краеведческого музея, картинка «Дом Синицына», видеоролик «О Щёлковском историко-краеведческом музее», дидактические игры «Что хранится в музее».
Ход НОД:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в образовательную деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, отгадайте загадку.
Я посетить хочу давно,
Местечко чудное одно.
И посмотреть на достиженья –
Искусства или увлеченья.
Там и рисунки, и поделки.
И никакой тебе подделки.
Возьму с собой и вас, друзей.
И мы отправимся в. (музей). (Выслушиваются ответы детей).
- Ребята, к нам сегодня в детский сад пришёл Незнайка, он в старом альбоме у дедушки нашёл фотографию (показ фото) и дедушка рассказал ему историю этого дома.
Дом Синицына
"Дом Синицына". 1920-е гг.
«Дом Синицына» - именно под таким названием долгое время был известен двухэтажный особняк в стиле модерн в центре Щёлкова, а в начале ХХ века его занимала контора суконной фабрики, принадлежавшей купцу Александру Ивановичу Синицыну.
В годы Первой мировой войны по инициативе Синицына в доме был организован лазарет, а в советское время здание занимали самые разные учреждения: магазин розничной торговли, Совет депутатов, магазин готового платья, книжный магазин и др.
Воспитатель показывает фото здания музея.
- Ребята, а вы узнали это здание? (ответы детей).
Сейчас в этом здании размещается Щёлковский историко-краеведческий музей. Экспозиция музея рассказывает об истории края с древнейших времён до середины ХХ века. Акцент сделан на текстильной отрасли, которая была визитной карточкой района долгие годы.
Незнайка очень заинтересовался и хочет побывать в этом музее, но дедушка у него очень старенький и отвести его туда не может. Он пришёл за помощью к нам.
- Ребята, вы бы хотели помочь Незнайке? Рассказать ему о музее и показать какие экспонаты есть в нём? (ответы детей).
- А сможете?
Ну хорошо, давайте попробуем помочь ему.
2. Актуализация знаний.
Дидактическая задача: Актуализировать ранее полученные знания о музее.
Дидактическая игра «Расскажи о музее».
Давайте мы с вами поиграем в игру, а Незнайка послушает и посмотрит, как мы играем.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на вопросы.
-В музее нас встречает моряк? (Экскурсовод - это человек, который сопровождает гостей музея, показывает им экспонаты (предметы, выставляемые для всеобщего обозрения) и очень интересно рассказывает о них).
- Вещи мы оставляем на улице (в гардеробе);
- чтобы попасть в музей надо купить мороженое (билет);
- в музее надо петь и танцевать (вести себя тихо, не шуметь);
- руками экспонаты не трогаем (правильно);
- экспозиция – это? (выставка на показ);
- после экскурсии можно взять домой то, что понравится (конечно же нельзя).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию для возникновения интереса и желания узнать то, чего не знают; формировать опыт под руководством воспитателя, фиксация затруднения и его причины; тренировать мыслительные операции, развивать речь.
Воспитатель показывает фотографию Щёлковского историко- краеведческого музея.
- Ребята, расскажите Незнайке, что хранится в нашем музее?
У детей возникает затруднение, так как многие сами не были в этом музее, и показать они тоже не могут.
-Ребята, вы смогли помочь Незнайке? (нет)
- А почему не смогли? (не знаем о музее)
-А что нужно сделать, если вы не знаете? ( Ответы детей: нужно спросить у взрослого, у того, кто знает, прочитать в книге)
- Ребята правильно, я знаю как помочь Незнайке, и я вам помогу и подскажу.
4. Открытие нового знания.
Дидактическая задача: Способствовать формированию представления о Щёлковском историко- краеведческом музее.
Я приглашаю вас и Незнайку на виртуальную экскурсию в Щёлковский историко-краеведческий музей, а поедем мы туда на машинах.
Включается песня «Колёсики» и дети повторяют под музыку движения.
Вот мы и приехали. Дети усаживаются перед экраном, и воспитатель включает видеоролик о музее.
Экскурсовод :
Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть в нашем музее. Сейчас я немного расскажу о его истории.
Щёлковский историко-краеведческий музей был создан на общественных началах при районном Доме культуры в 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции.
Музей имеет три зала, хранилища и административные помещения.
Постоянная экспозиция музея размещена в двух залах.
1. Геология и археология.
Здесь можно увидеть интересные палеонтологические находки: окаменелые морские животные, моллюски, кораллы, населявшие территорию нашего района около 70 млн лет назад. Находки периода неолита — кремниевые скребки и наконечники, фрагменты глиняной посуды, а также следы жизни славян XI–XIII веков, найденные в кривичских и вятичских захоронениях-курганах.
2. Флора и фауна края.
Флора и фауна края представлены живописным уголком, где разместились основные обитатели леса, берегов рек и озёр (более 30-ти чучел зверей и птиц, коллекция насекомых).
3. Этнографический.
Здесь представлены традиционные мужские и женские ремёсла, орудия труда, предметы быта, рассказывающие о жизненном укладе крестьян, ремесленников и фабрично-заводских рабочих. Большая коллекция традиционной крестьянской одежды разных регионов России.
Коллекция посуды.
О быте мещан и горожан рассказывает коллекция посуды.
4. Развитие промышленности.
Раздел посвящё н первым предпринимателям-фабрикантам: Кондрашовым, Поляковым, Четвериковым, Рабенекам, Синицыным и др. Представлены их личные вещи и фотографии. По экспонатам музея можно восстановить процесс обработки льна, прядения и ткачества. В экспозиции представлены ткацкие станы: ручной и артельный — в рабочем состоянии, шерстобитная машина.
5. Щёлково : слобода — посёлок — город. Страницы истории.
Музейная экспозиция рассказывает о рождении города, его росте и развитии на фоне экономической, политической, социальной и культурной жизни. Её хронологические вехи: середина XIX века, 1917 год, 20–30-е и 50–60-е годы прошлого столетия. В планах музея продолжить работу над экспозицией, расширив её временные и территориальные границы. Данная тема способствует постоянному пополнению музейных фондов благодаря изыскательской работе, проводимой научными сотрудниками в архивном управлении Щёлковского района, архивах города Москвы и области.
6. Великий подвиг великого народа.
Особое внимание уделено участию жителей Щёлковского района в Великой Отечественной войне. Информация, представленная на стендах, дополнена подлинными предметами военного времени, наградами, документами, письмами. Данный раздел экспозиции представлен ежегодно в апреле—мае.
Видеоролик выключается.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, закрепить полученные знания о краеведческом музее Щелково, воспитывать чувство гордости за свой город.
Ребята, экскурсия наша подошла концу, вы молодцы, вели себя правильно в музее, тихо. А теперь давайте вернемся в детский сад (дети садятся в воображаемые машины и возвращаются на ковёр) и немного отдохнём.
Физкультминутка «Лёгкая забава» .
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
-Молодцы! Предлагаю поиграть в игру. (дети усаживаются за столы)
Игра «Что хранится в Щелковском историко-краеведческом музее»
На столах лежат разные картинки, с экспонатами музея дети кладут на фотографию музея, что не относится к Щёлковскому историко- краеведческому музею, убирают в сторону.
6. Осмысление.
Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Ребята, кому сегодня помогли?
-Как получилось у нас помочь Незнайке? (Мы узнали о музее и смогли рассказать и показать)
- Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше?
- Как вы думаете, пригодятся вам полученные знания?
- Спасибо вам! Вы большие молодцы!