Наталья Жукова
Конспект занятия по ознакомлению детей с предметным и социальным окружением в старшей группе «Ох, лапти мои, лапти липовые…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.
2. Совершенствовать знания о предметах народного быта.
3. Развивать связную речь, умение петь частушки.
4. Воспитывать интерес к истории русского народа.
Материал: картинки с изображением разных видов обуви, лапти.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас несколько загадок:
Отгадай загадку - кто мы:
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь — у нас работа:
Топать, шлепать по болотам.
(Сапоги)
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с предметным и социальным окружением в старшей группе „Ох, лапти мои, лапти липовые…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лапти
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Что же летом на ногах? -
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену.
(Босоножки)
Не разлить друзей водой.
За одним идёт другой.
Целый день слетают с пят.
Под кроватью ночью спят.
(Тапочки)
Что на ножки надевать,
Чтобы прыгать и скакать?
Чтобы ножки не опухли,
Надевать что нужно?
(Туфли)
Воспитатель: Вы, все загадки отгадали правильно. Так про что эти загадки? (про обувь)посмотрите на картинки, на которых изображена разная обувь. Подумайте, на какие группы можно разделить обувь? (летняя и зимняя) Разделите обувь на летнюю и зимнюю, назовите.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какую раньше обувь носили люди на Руси? В давние времена самой распространённой обувью на Руси были лапти. Как вы думаете, к какой обуви можно отнести лапти : зимней или летней? (показывает лапти-сувенир)Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим лапти. Какие они? (лёгкие, мягкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух) Можно сплести лапти любого размера и носить их с тёплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. Вот загадка про лапти : «Два котика, четыре хвостика» Как можно догадаться, что загадка про лапти? Как ещё можно назвать лапти? (лапоточки, лапотки)
– Ребята, а как вы думаете, из чего плели лапти? Попробуйте отгадать загадку:
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают
Шкурку тонкую сдирают. (липа)
Воспитатель: Это дерево- липа. Как же не грустить липке, ведь с её ствола снимали кору или, как говорили в народе «драли лыко». Поэтому в старину лапти ещё называли по-другому – лыченица. Ещё лапти плели из бересты (показывает картинку). Такие лапти считались праздничными.
Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком. Секреты умения, необходимые для плетения, передавались из поколения в поколение, от деда внуку. Одно было плохо – лапти быстро снашивались : летом за три дня, зимой – за десять дней. Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (Летом много работали, далеко ходили) Но за то материал для лаптей был доступен всем. Если не полениться и сходить в лесок, то будешь в новой обуви щеголять.
В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля «На Никифора лапти плетут». Пока лапти плетут – частушки поют про них:
Ох, лапти мои
Лапоточки мои!
Огороды вы пахали,
Танцевать сюда попали.
Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей!
До субботы доживём
Новы лапти наживём.
Воспитатель: С давних пор до нас дошла весёлая русская игра «Лапти». Давайте с вами поиграем.
Игра «Лапти»
Вычерчивается большой круг на земле или выкладывается на полу из верёвки. Водящий встает в центр круга, участники игры – за кругом, спиной к центру. Каждый перебрасывает через голову какой-либо предмет - «лапоть». Повернувшись к водящему спрашивают: «Сплели лапти?» водящий отвечает: «Нет!» Играющие ещё спрашивают. Водящий отвечает: «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «лапти» и старается «запятнать» играющих (только в кругу) Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.