Светлана Адодина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
«Зима».
Цель: дать детям знания о жизни птиц, животных и растений зимой.
Задачи.
Образовательные:
• уточнить и расширить знания детей о зиме, зимних месяцах
• показать зависимость растений от внешних условий: деревья и кусты стоят без листьев, т. к. нет тепла, света и воды
• дать знания о том, как выживают зимой животные и птицы
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
• закрепит знание обобщающего понятия «Зима».
Развивающие:
• обогащать и активизировать словарь детей
• развивать связную речь, добиваясь полных ответов на вопросы
• развивать память, внимание, мышление, воображение.
Воспитательные:
• воспитывать интерес и бережное отношение к природе
• воспитывать желание помочь животным и птицам зимой
• воспитывать усидчивость, терпение
• воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
Интегрируемая образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество».
Материал.
Демонстрационный:
• иллюстрации с изображением зимних пейзажей
• иллюстрация снегиря и клеста.
Раздаточный:
• зимние раскраски, краски «Гуашь», кисти, баночки с водой, клеёнки на столы, фартуки, нарукавники.
Оборудование:
• ноутбук, радиоприёмник
• флешкарта с репродукциями картин с зимними пейзажами и детскими зимними рисунками
• диск с музыкой П. И. Чайковского «Времена года. Зима».
1. Организационный момент.
Колокольчик, мой дружок,
Собирай детей в кружок.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
-Скажем, друг другу «Здравствуйте!». Ведь «здравствуйте значит «Будьте здоровы».
2. Вводная часть.
-Ребята, вы заметили, что в погоде и природе произошли изменения? Какие изменения произошли? Назовите.
-Отгадайте загадку:
Дел у меня не мало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки одеваю,
Белю поля, дома,
А зовут меня (зима).
-Какие слова в загадке говорят о том, что это зима?
3. Основная часть.
-По календарю наступила зима. И первый зимний месяц называется декабрь. В декабре рано темнеет и поздно светает. В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Декабрь удивительный месяц, про него говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает», т. к. декабрь первый месяц зимы и последний месяц года. Декабрь приносит мороз и много снега. Его ещё называют «Стужайло.
-Второй месяц зимы называется январь. Его называют «Просинец». В январе совсем нет облачности, небо голубое, много снега. Именно в январе появляются сугробы. Это самый холодный месяц, самый морозный. Но, не смотря ни на что, именно в январе у клестов появляются птенцы (показать иллюстрацию клеста). Птенцы вылупляются из яиц совершенно голыми, т. е. без пуха и перьев. Клесты согревают голых птенцов в гнёздах теплом своего тела. Но уже в январе всё чаще на небе появляется солнце. Оно ярко светит, но не греет. Немного увеличивается день, в народе говорят «на воробьиный скок». Январь первый месяц года, но второй месяц зимы.
-За январём наступает последний зимний месяц-февраль. В феврале часто бывают метели и вьюги. За это февраль прозвали «Снежень». В начале месяца ещё очень холодно, Но ветры уже зиму выдувают. А в конце февраля уже появляются первые признаки весны.
-Как вы думаете, зима это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?
-К началу зимы весь растительный и животный мир готов к зиме, к холоду и снегу.
-Как подготовились к зиме деревья и кусты, трава? Деревья и кусты сбросили листья, трава засохла. Для чего? Потому что зимой нет тепла, света и воды.
-Что стало с насекомыми? Они забрались под кору деревьев от холода, зарылись в землю.
-Что делают птицы, готовясь к зиме? Птицы улетают в тёплые края. Почему они улетают? Потому что зимой холодно, нет корма и воды. Какие птицы улетели от нас? Какие остались с нами зимовать?
-Но именно зимой, в начале декабря, к нам прилетает удивительная птица. Это снегирь (показать иллюстрацию снегиря). Послушайте стихотворение:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.
-Чем птицы будут питаться зимой? Ягодами рябины, семенами сосновых и еловых шишек.
-А мы можем помочь птицам зимой? Чем? Мы можем сделать кормушки и класть туда для птиц хлебные крошки, зерно, пшено. Для синичек нужно подвесить кусочки сала.
-Что делают животные при подготовке к зиме? Животные линяют, меняют свою летнюю шубку на более тёплую и яркую. Заяц меняет свою серую шубку на белую, лиса становится ярко оранжевой, волк ярко серым.
-Кто из животных готовит запасы к зиме? Это белка. Она развешивает грибы на ветках деревьев, зарывает в землю жёлуди и шишки. Но, к сожалению, не всегда находит свои запасы зимой.
-Кто из животных зимой спит? Это медведь, ёж, крот, мыши. Медведь спит в берлоге, все остальные в норах.
-Зимой всё будет засыпано снегом. Какие слова можно придумать про снег? Снег пушистый, белый, искристый, хрустящий, серебристый, лёгкий.
-Снег это хорошо или плохо? Почему хорошо? Почему плохо?
-Зима чудесное время года. Про зиму поэты писали стихи. Послушайте отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима».
-Про зиму написаны песни. Писали про зиму сказки «Снегурочка», «Мороз Иванович», «12 месяцев», и многие другие. Композиторы писали музыку про зиму. Послушайте отрывок музыки П. И. Чайковского «Времена года. Зима». Художники писали и пишут картины про зиму. Посмотрите.
-А ещё именно зимой к нам приходит самый весёлый праздник. Это Новый год. Вместе с ним к нам приходит красавица ёлка, Дед Мороз с подарками, сюрпризами и чудесами. Как зовут внучку Деда Мороза? Это красавица Снегурочка. Новый год это праздник радости, счастья, подарков и хорошего настроения.
Физминутка: хоровод «Маленькой ёлочке».
-Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.
1. Зимой холодно, а летом (жарко).
2. Зимой пасмурно, а летом (ясно).
3. Зимой снег землю покрывает, а весной снег (тает).
-Теперь я буду называть слова определения, а вы придумывать, что таким может быть.
1. Белый (сахар, снег).
2. Трескучий (мороз, паркет).
3. Яркое (солнце, платье).
4. Зелёная (трава, ёлка, сосна).
5. Искристый (снег, дождь, лёд).
-Давайте наденем фартуки и нарукавники. Для чего? Мы будем раскрашивать зимние картинки. Садитесь за столы. Стулья придвиньте к столам, спина прямая. Ноги стоят на полу, руки лежат на столе. Вспомните, какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с красками? Начинаем раскрашивать.
4. Заключительная часть.
-Давайте посмотрим, какие работы у нас получились. Вам нравятся ваши работы? Почему? Какая работа нравится больше всего? Почему?
-О каком времени года сегодня говорили?
-Сколько месяцев у зимы? Назовите их.
-Какая птица к нам прилетает в декабре?
-Какая птица выводит птенцов в январе?
-Назовите зимние приметы.
5. Рефлексия.
-Вам понравилось наше занятие? Почему? Покажите мне ваше настроение с помощью наших солнышек, объясните, почему у вас такое настроение.
6. Организационный момент.
-Убирайте на место все материалы, приводите в порядок рабочее место. Снимайте фартуки и нарукавники, вешайте на место. Занятие закончено. Всем спасибо.