Приложение МААМ

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Родной мой город Арзамас»

Татьяна Маркова
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Родной мой город Арзамас»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать патриотические чувства : любовь к родному городу, гордость за его умельцев.

Программное содержание:

• Формировать любознательность и познавательный интерес к историческому наследию;

• Обогащать и расширять представления детей об истории своего города;

• Развивать навыки применения, полученной информации

в игровой, изобразительной, речевой видах детской деятельности, на этом НОД.

Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию „Родной мой город Арзамас“» размещена в разделах

Методические приё мы: слушание фонограмм: колокольные звоны, песни Сергея Малухина «Золотые купола», «Мой Арзамас», рассматривание колокольчиков в мини-музее; сюжетная игра «Экскурсовод»; проблемные вопросы: «Зависит ли звук колокольчика от материала, из которого он сделан?», «Можем ли мы помочь нашей речке Тёше, и как?», «Что это и когда Арзамас славился этим : раньше или сейчас?»; использование ИКТ: мультимедийная презентация «Экскурсия по родному городу», слайды города Арзамаса сверху, вид на р. Тёшу; музыкальная игра «С колокольчиками»; подвижная игра «Карусель»; продуктивная деятельность.

Материал к занятию : слайды города Арзамаса сверху, вид на р. Тёшу, слайды колокольчиков; выставка колокольчиков; ноутбук; проектор; экран; мультимедийная презентация «Экскурсия по родному городу»; фонограммы: колокольные звоны, песни Сергея Малухина «Золотые купола», «Мой Арзамас», русская народная плясовая «Камаринская», русская народная плясовая «Субботея», шум воды, запись стихов о реке; 2 конверта с изображениями продукции заводов: БТР, машины Легмаша, счётчики, приборы, и старинных промыслов города Арзамаса : гуси, лук, продукция кожевенного производства и златошвей ; бумага и карандаши, краски, фломастеры; «микрофон».

Предварительная работа:

1. «Коммуникация» :

- беседы, ситуативные разговоры о городе и его жителях;

- сюжетные игры: «Экскурсовод» (традиции и быт, сувенирная лавка, путешествие по городу);

2. «Познание» :

-экспериментирование: «свойства материалов», «угадай по звуку»;

– организация выставки колокольчиков;

– рассматривание альбомов «Мой Арзамас», «Все работы хороши», наборов открыток «Храмы Нижегородской области», иллюстраций в книге «Арзамас»;

3. «Чтение художественной литературы»

– стихотворения о городе Арзамасе Н. Рачкова, В. Пастуховой;

4. «Физическая культура»

– подвижная игра «Карусель»;

5. «Художественное творчество»

-изготовление колокольчиков из пластилина и бросового материала,

-рисование «Любимый город»;

6. «Музыка».

– слушание музыкальных произведений о городе : песни «Арзамас» А. Целоухова, «Золотые купола», «Мой Арзамас» Сергея Малухина, «Арзамас» Н. Волчкова); игры с колокольчиками.

Индивидуально-дифференцированный подход:

Ход занятия.

Звучит фонограмма «Золотые купола» авт. Сергей Малухин.

В. : Дети, о чём в этой песне поётся?

Д. : о родине, о золотых куполах.

В. : Как вы понимаете слово «Родина»?

Д. : место, где родился, где живёшь.

В. : Какие слова, похожие на это слово вы знаете?

Д. : родной, родитель, родня, родиться.

В. : Действительно слова «родной», «родитель», «Родина» очень похожи. Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине - о городе, в котором мы родились и живём ( показ слайда: вид сверху города Арзамаса).

В. : Как называется наш город?

Д. : город Арзамас.

В. : Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по удивительному старинному и молодому городу, где живут его коренные жители – арзамасцы, где живём мы с вами.

Дети, а вы знаете, чем славится наш город?

Чем он необычен?

Д: в городе много храмов, много церквей.

В. : В нашем городе находится несколько музеев, а чтобы узнать историю города нужно отправиться в краеведческий музей, который расположен рядом с Соборной площадью.

(показ слайда с видом здания музея. Дети подходят к выставке колокольчиков мини- музея группы)

В музее есть небольшая экспозиция колокольчиков, а сегодня, вы, ребята, её посетители. Давайте подойдём поближе и рассмотрим экспонаты. Скажите: из чего сделаны эти колокольчики?

Д. : из глины, металла, стекла, бересты.

В. : А мы с вами из какого материала мастерили колокольчики?

Д. : Из пластилина, бросового материала.

В. : А как вы думаете, зависит звук колокольчика от материала, из которого он сделан? Давайте проверим!

(дети поочерёдно звонят в колокольчики).

В. : Звук колокольчики так нравился людям, что они стали делать разнообразные колокольчики, чтобы использовать в повседневной жизни (показ слайдов). Их прикрепляли на дугу лошадям, использовали вместо звонка на двери.

В. : Весело и интересно дети играли в подвижные и музыкальные игры с колокольчиками. А вы хотите поиграть?

Музыкальная игра «Игра с колокольчиками»

(Дети стоят в кругу. Внутри круга — двое детей. У одного ребенка — маленький колокольчик, у другого — большой. Дети идут по кругу, держась за руки под музыку р. н. м. «Субботея». Ребенок с маленьким колокольчиком бежит по кругу на быструю часть музыки, с окончанием музыки передает колокольчик кому-либо из детей. Дети идут по кругу. Ребенок с большим колокольчиком идёт внутри круга на медленную часть музыки, затем передает колокольчик другому ребенку. Игра повторяется.)

В. : Мне кажется, что этот колокольчик о чём-то говорит (прислушивается). Он предлагает нам помощь в дальнейшем нашем путешествии. Вы согласны? Ну, тогда в путь. Колокольчик привёл нас на Соборную площадь.

(звучит запись колокольного звона, на экране слайды с изображением Воскресенского собора, колокольни, Никольского монастыря и Благовещенской церкви) Число туристов растёт из года в год, Арзамас становится городом туризма, и у нас есть на что посмотреть. Мы с вами превратились в туристов. Я – экскурсовод (берёт «микрофон») и расскажу вам о нашем самом главном храме - украшении нашей Соборной площади - Воскресенском соборе. Уважаемые гости нашего города обратите внимание на величественный собор. Он был построен на деньги наших горожан в честь победы русского народа в войне с Наполеоном. Ему почти 300лет. Собор был построен по проекту нашего земляка архитектора Коринфского. Равного ему по красоте нет даже в больших городах. Расписан учениками Ступинской художественной школы. Основные работы по росписи собора были сделаны отцом и сыном Серебряковыми. С Соборной площади открывается замечательный вид на Никольский женский монастырь и Благовещенскую церковь, которая раньше принадлежала мужскому монастырю. В нашем городе Арзамасе раньше было 36 действующих церквей и 4 монастыря, а сейчас действует 13 церквей. Поэтому и называют наш город городом золотых куполов. На службу в храм зовёт звон колоколов. На пасхальной неделе каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола.

В. : А с колокольни очень хорошо видно нашу речку, на берегу которой стоит город Арзамас (слайд на экране). Речка эта называется Тёшей. Раньше она была чистой и широкой, на берегу реки стояла лодочная станция. Но, к сожалению, в последние годы Тёша стала мелкой и загрязнённой. (Шум воды) Если бы речка могла говорить, то сказала бы: (звучит запись на компьютере)

Я болею, я мелею, погибаю, умираю,

У меня беда – грязная вода.

Люди, как не стыдно вам!

Набросали всякий хлам:

Доски и опилки, вёдра и бутылки.

Не ступить ногой на дно:

Всё засорено оно.

В. : Дети, можем ли мы помочь нашей речке Тёше, и как?

Д. : очистить речку и берега от мусора, не бросать мусор в воду.

В. : На берегу мы нашли 2 конверта, посмотрим, что в них.

А в конвертах картинки с изображением того, чем славился наш город раньше, а чем сейчас. Каждому из вас достанется по картинке, ваша задача объяснить что это и когда Арзамас славился этим : раньше или сейчас (произведения златошвей, гуси, лук, кожаные изделия, БТР, машины Легмаша, счётчики, приборы и. т. д.)

Д. : БТР выпускается сейчас на машиностроительном заводе, гусей раньше выращивали для продажи в Москву и Санкт-Петербург и т. д.

В. : Раньше наш город славился златошвеями, которые вышивали золотыми нитями церковное облачение, кожевниками, которые выделывали кожу, а ещё славился везде наш Арзамасский лук и Арзамасские гуси. Сейчас город славен тем, что в нём работают заводы, фабрики. На заводах выпускают сложные приборы для самолётов, счётчики для воды, газа, выпускают военную технику - БТР, а так же машины, которые помогают поддерживать чистоту и порядок в городе.

В. : В самом центре нашего города находится берёзовая роща -центральный городской парк культуры и отдыха, в котором любят отдыхать семьями арзамасцы. В детском городке много аттракционов. Любите ли вы наш парк?

Д. : да, любим.

В. : Чьё имя он носит?

Д. : Аркадия Гайдара.

В. : Какие аттракционы вам больше всего нравятся?

Д. : Качели, карусели, батут и т. д.

Предлагаю вам покататься на карусели.

(игра «Карусель» под русскую народную музыку «Камаринская»)

В. :В нашем городе много талантливых людей, которые занимаются в художественной, спортивной и музыкальных школах. Представьте, что вы сейчас-учащиеся художественной школы. Нарисуйте то, что вам нравится в нашем городе.

Дети рисуют под песню «Мой Арзамас» авт. Сергей Малухин.

В. : В заключении нашей экскурсии хочу спросить вас: «Понравился ли вам наш город? Что вам запомнилось больше всего?». Расскажите, что вы изобразили на своих рисунках.

Ответы детей.

Список литературы:

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004. - 156 с.

3. Зимова Г. А., И. А. Гордеевцев. Город Арзамас. - Нижний Новгород,Изд. Штрих, 1999-120с.

4. Казаков В. В., Селезнёв В. в., Морозова А. А., Устимова А. И. Путеводитель. Арзамас и Арзамасский район. – Нижний Новгород, типография НРЛ,2012- 22с.

5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. - Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55с.

6. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Наш город» для старшей группы детского сада Краткосрочный проект «Наш город» для старшей группы детского сада. Проблема В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается.

Презентация педагогического проекта «Памятные места нашего города» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Родной мой город Арзамас»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 00:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Родной мой город Арзамас»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Маркова (УИ 254074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД