Татьяна Маркова
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Родной мой город Арзамас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать патриотические чувства : любовь к родному городу, гордость за его умельцев.
Программное содержание:
• Формировать любознательность и познавательный интерес к историческому наследию;
• Обогащать и расширять представления детей об истории своего города;
• Развивать навыки применения, полученной информации
в игровой, изобразительной, речевой видах детской деятельности, на этом НОД.
Публикация «Конспект занятия по патриотическому воспитанию „Родной мой город Арзамас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Методические приё мы: слушание фонограмм: колокольные звоны, песни Сергея Малухина «Золотые купола», «Мой Арзамас», рассматривание колокольчиков в мини-музее; сюжетная игра «Экскурсовод»; проблемные вопросы: «Зависит ли звук колокольчика от материала, из которого он сделан?», «Можем ли мы помочь нашей речке Тёше, и как?», «Что это и когда Арзамас славился этим : раньше или сейчас?»; использование ИКТ: мультимедийная презентация «Экскурсия по родному городу», слайды города Арзамаса сверху, вид на р. Тёшу; музыкальная игра «С колокольчиками»; подвижная игра «Карусель»; продуктивная деятельность.
Материал к занятию : слайды города Арзамаса сверху, вид на р. Тёшу, слайды колокольчиков; выставка колокольчиков; ноутбук; проектор; экран; мультимедийная презентация «Экскурсия по родному городу»; фонограммы: колокольные звоны, песни Сергея Малухина «Золотые купола», «Мой Арзамас», русская народная плясовая «Камаринская», русская народная плясовая «Субботея», шум воды, запись стихов о реке; 2 конверта с изображениями продукции заводов: БТР, машины Легмаша, счётчики, приборы, и старинных промыслов города Арзамаса : гуси, лук, продукция кожевенного производства и златошвей ; бумага и карандаши, краски, фломастеры; «микрофон».
Предварительная работа:
1. «Коммуникация» :
- беседы, ситуативные разговоры о городе и его жителях;
- сюжетные игры: «Экскурсовод» (традиции и быт, сувенирная лавка, путешествие по городу);
2. «Познание» :
-экспериментирование: «свойства материалов», «угадай по звуку»;
– организация выставки колокольчиков;
– рассматривание альбомов «Мой Арзамас», «Все работы хороши», наборов открыток «Храмы Нижегородской области», иллюстраций в книге «Арзамас»;
3. «Чтение художественной литературы»
– стихотворения о городе Арзамасе Н. Рачкова, В. Пастуховой;
4. «Физическая культура»
– подвижная игра «Карусель»;
5. «Художественное творчество»
-изготовление колокольчиков из пластилина и бросового материала,
-рисование «Любимый город»;
6. «Музыка».
– слушание музыкальных произведений о городе : песни «Арзамас» А. Целоухова, «Золотые купола», «Мой Арзамас» Сергея Малухина, «Арзамас» Н. Волчкова); игры с колокольчиками.
Индивидуально-дифференцированный подход:
Ход занятия.
Звучит фонограмма «Золотые купола» авт. Сергей Малухин.
В. : Дети, о чём в этой песне поётся?
Д. : о родине, о золотых куполах.
В. : Как вы понимаете слово «Родина»?
Д. : место, где родился, где живёшь.
В. : Какие слова, похожие на это слово вы знаете?
Д. : родной, родитель, родня, родиться.
В. : Действительно слова «родной», «родитель», «Родина» очень похожи. Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине - о городе, в котором мы родились и живём ( показ слайда: вид сверху города Арзамаса).
В. : Как называется наш город?
Д. : город Арзамас.
В. : Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие по удивительному старинному и молодому городу, где живут его коренные жители – арзамасцы, где живём мы с вами.
Дети, а вы знаете, чем славится наш город?
Чем он необычен?
Д: в городе много храмов, много церквей.
В. : В нашем городе находится несколько музеев, а чтобы узнать историю города нужно отправиться в краеведческий музей, который расположен рядом с Соборной площадью.
(показ слайда с видом здания музея. Дети подходят к выставке колокольчиков мини- музея группы)
В музее есть небольшая экспозиция колокольчиков, а сегодня, вы, ребята, её посетители. Давайте подойдём поближе и рассмотрим экспонаты. Скажите: из чего сделаны эти колокольчики?
Д. : из глины, металла, стекла, бересты.
В. : А мы с вами из какого материала мастерили колокольчики?
Д. : Из пластилина, бросового материала.
В. : А как вы думаете, зависит звук колокольчика от материала, из которого он сделан? Давайте проверим!
(дети поочерёдно звонят в колокольчики).
В. : Звук колокольчики так нравился людям, что они стали делать разнообразные колокольчики, чтобы использовать в повседневной жизни (показ слайдов). Их прикрепляли на дугу лошадям, использовали вместо звонка на двери.
В. : Весело и интересно дети играли в подвижные и музыкальные игры с колокольчиками. А вы хотите поиграть?
Музыкальная игра «Игра с колокольчиками»
(Дети стоят в кругу. Внутри круга — двое детей. У одного ребенка — маленький колокольчик, у другого — большой. Дети идут по кругу, держась за руки под музыку р. н. м. «Субботея». Ребенок с маленьким колокольчиком бежит по кругу на быструю часть музыки, с окончанием музыки передает колокольчик кому-либо из детей. Дети идут по кругу. Ребенок с большим колокольчиком идёт внутри круга на медленную часть музыки, затем передает колокольчик другому ребенку. Игра повторяется.)
В. : Мне кажется, что этот колокольчик о чём-то говорит (прислушивается). Он предлагает нам помощь в дальнейшем нашем путешествии. Вы согласны? Ну, тогда в путь. Колокольчик привёл нас на Соборную площадь.
(звучит запись колокольного звона, на экране слайды с изображением Воскресенского собора, колокольни, Никольского монастыря и Благовещенской церкви) Число туристов растёт из года в год, Арзамас становится городом туризма, и у нас есть на что посмотреть. Мы с вами превратились в туристов. Я – экскурсовод (берёт «микрофон») и расскажу вам о нашем самом главном храме - украшении нашей Соборной площади - Воскресенском соборе. Уважаемые гости нашего города обратите внимание на величественный собор. Он был построен на деньги наших горожан в честь победы русского народа в войне с Наполеоном. Ему почти 300лет. Собор был построен по проекту нашего земляка архитектора Коринфского. Равного ему по красоте нет даже в больших городах. Расписан учениками Ступинской художественной школы. Основные работы по росписи собора были сделаны отцом и сыном Серебряковыми. С Соборной площади открывается замечательный вид на Никольский женский монастырь и Благовещенскую церковь, которая раньше принадлежала мужскому монастырю. В нашем городе Арзамасе раньше было 36 действующих церквей и 4 монастыря, а сейчас действует 13 церквей. Поэтому и называют наш город городом золотых куполов. На службу в храм зовёт звон колоколов. На пасхальной неделе каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола.
В. : А с колокольни очень хорошо видно нашу речку, на берегу которой стоит город Арзамас (слайд на экране). Речка эта называется Тёшей. Раньше она была чистой и широкой, на берегу реки стояла лодочная станция. Но, к сожалению, в последние годы Тёша стала мелкой и загрязнённой. (Шум воды) Если бы речка могла говорить, то сказала бы: (звучит запись на компьютере)
Я болею, я мелею, погибаю, умираю,
У меня беда – грязная вода.
Люди, как не стыдно вам!
Набросали всякий хлам:
Доски и опилки, вёдра и бутылки.
Не ступить ногой на дно:
Всё засорено оно.
В. : Дети, можем ли мы помочь нашей речке Тёше, и как?
Д. : очистить речку и берега от мусора, не бросать мусор в воду.
В. : На берегу мы нашли 2 конверта, посмотрим, что в них.
А в конвертах картинки с изображением того, чем славился наш город раньше, а чем сейчас. Каждому из вас достанется по картинке, ваша задача объяснить что это и когда Арзамас славился этим : раньше или сейчас (произведения златошвей, гуси, лук, кожаные изделия, БТР, машины Легмаша, счётчики, приборы и. т. д.)
Д. : БТР выпускается сейчас на машиностроительном заводе, гусей раньше выращивали для продажи в Москву и Санкт-Петербург и т. д.
В. : Раньше наш город славился златошвеями, которые вышивали золотыми нитями церковное облачение, кожевниками, которые выделывали кожу, а ещё славился везде наш Арзамасский лук и Арзамасские гуси. Сейчас город славен тем, что в нём работают заводы, фабрики. На заводах выпускают сложные приборы для самолётов, счётчики для воды, газа, выпускают военную технику - БТР, а так же машины, которые помогают поддерживать чистоту и порядок в городе.
В. : В самом центре нашего города находится берёзовая роща -центральный городской парк культуры и отдыха, в котором любят отдыхать семьями арзамасцы. В детском городке много аттракционов. Любите ли вы наш парк?
Д. : да, любим.
В. : Чьё имя он носит?
Д. : Аркадия Гайдара.
В. : Какие аттракционы вам больше всего нравятся?
Д. : Качели, карусели, батут и т. д.
Предлагаю вам покататься на карусели.
(игра «Карусель» под русскую народную музыку «Камаринская»)
В. :В нашем городе много талантливых людей, которые занимаются в художественной, спортивной и музыкальных школах. Представьте, что вы сейчас-учащиеся художественной школы. Нарисуйте то, что вам нравится в нашем городе.
Дети рисуют под песню «Мой Арзамас» авт. Сергей Малухин.
В. : В заключении нашей экскурсии хочу спросить вас: «Понравился ли вам наш город? Что вам запомнилось больше всего?». Расскажите, что вы изобразили на своих рисунках.
Ответы детей.
Список литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004. - 156 с.
3. Зимова Г. А., И. А. Гордеевцев. Город Арзамас. - Нижний Новгород,Изд. Штрих, 1999-120с.
4. Казаков В. В., Селезнёв В. в., Морозова А. А., Устимова А. И. Путеводитель. Арзамас и Арзамасский район. – Нижний Новгород, типография НРЛ,2012- 22с.
5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. - Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55с.
6. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного