Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему «Ежевика».

Рамиля Демко
Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему «Ежевика».

«Ежевика»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: мультимедийные слайды, картинки с изображением лекарственных растений, сухие лекарственные растения и саше с растениями, ягоды ежевики, цветные карандаши, заготовленные листы бумаги (разделенные на четыре части: недорисованный цветок – силуэтный рисунок маленькой ягоды – ягоды большего размера – такой же ягоды, картинки с пиктограммами сбора лекарственных растений.

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

Задачи:

1. познакомить детей с ежевикой, научить изображать на бумаге последовательность созревания ягод, развивать мышление;

2. развивать речевой слух, развивать общие речевые навыки, активизировать словарь (ежевика, превосходный, ожина, выживика);

3. воспитывать интерес к растительному миру, природе родного края.

Создание мотивационного поля.

Здравствуйте! – мы скажем педагогам

Здравствуйте! – услышим мы в ответ

И, наверное, не пойдем в аптеку

И здоровыми мы будем много лет!

-Ребята, сегодня я получила видео послание, давайте его откроем и посмотрим, что же в нём.

(Педагог включает мультимедийную презентацию с видео рядом нескольких лекарственных растений).

- Ребята, смотрите, это дети из детского сада г. Новосибирск просят нас о помощи, говорят, что все они заболели и у них закончились растения, которыми они лечились.

Актуализация знаний.

- Давайте посмотрим, какими же растениями они лечились? А вам знакомы эти растения? Как их назвать одним словом?

Игра «Опиши растение» (по схеме).

- Давайте опишем эти растения и расскажем о них подробнее.

Рассказы детей с помощью предложенных иллюстраций и засушенных растений (дети составляют рассказ по подгруппам).

Воспитатель предлагает схему описания:

1. Что это?

2. Цвет, величина.

3. Запах.

4. Время цветения.

5. Части растения.

6. Лекарственные свойства.

-Ребята, а я хочу вас познакомить ещё с одним лекарственным растением, может вы сами его назовёте?

Открытие новых знаний.

Послушайте внимательно загадки и постарайтесь их отгадать.

1. На колючих стеблях длинных,

Зреет черная малина.

Хоть вкусна, но очень дика,

И зовется … (ежевика).

2. Не трава она, не вика

Не трава она, не вика,

Ёжик тоже ей не брат.

Мы за вкус и аромат

Ягод любим … (еж…у).

- Правильно, это ежевика! Скажите какую ягоду нам напоминает ежевика? В чем различие? (ответы детей).

Сегодня мы познакомимся с близкой родственницей малины – ежевикой. Посмотрите на ветви ежевики. Похожа она на малину? Чем? (Ответы детей). А вот ягоды малины и ежевики, когда они спелые, отличаются. Чем? (ответы детей). Спелые ягоды ежевики черного цвета, в отличие от красных ягод малины. Поначалу ягоды ежевики зеленые, потом красные, ну а как окончательно созреют – черные.

Так же, как и малина, ежевика любит расти вблизи воды. И если воды много, да еще и солнышко ярко светит, то даст ежевика плоды крупные, сочные и сладкие. А если вам встретится куст ежевики с мелкими, сухими и кислыми ягодами, какой вывод вы сделаете? Где рос этот куст? Чего ему не хватило? (Ответы детей).

Очень часто ежевику можно встретить на склонах гор. Дачники используют ежевику в качестве живого забора. Сажают ее вокруг своего участка, и, вырастая получают двойную выгоду: и забор колючий и ягоды вкусные.

Вкус у ежевики превосходный. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей). Превосходный – значит лучший, тот, который превосходит другие, лучше их. Давайте сами в этом убедимся. Попробуйте эти сочные, ароматные ягоды. (Дети едят ежевику).

Понравился ли вам вкус ежевики? (Ответы детей). А давайте заварим ягоды ежевики.

Заваривание лекарственных растений.

(Дети насыпают чайными ложками растение в бокалы, добавляют ягоды, воспитатель заливает кипятком, накрывают блюдцем.

- Пока травы завариваются, давайте вспомним правила сбора ягодных растений:

(Детям предлагаются картинки с пиктограммами сбора ягодных растений, которые дети сами придумали ранее. Дети берут по одной пиктограмме и называют одно из правил.)

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги, ж/д магистралей. Почему, как вы думаете?

4. Сушить растения нужно в тени, под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи, а не на солнце.

5. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

6. Нельзя пробовать растения на вкус

7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно

8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки. (Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило и остаются стоять.)

- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А ведь ежевика не только вкусная, но и полезная. В ягодах много витаминов. А зачем человеку витамины? (Ответы детей). Что бы быть здоровыми, чтобы помочь организму побороть болезни. Кроме того, ежевика – лекарственное растение, которое лечит от многих болезней.

Еще из ежевики делают разные вкусные сладости: конфеты, мармелад, джем. В старину из сушеных ягод люди умели получать фиолетовую краску и окрашивали ею бумагу и ткани.

И не только люди оценили ежевику. Ее очень любят птицы. Любят и звери, но полакомиться им ежевикой не так-то просто. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Ежевика вооружена множеством шипов. Этим пользуются малые птахи – вьют гнезда в густых колючих кустах. Тут им и надежная защита от врагов, и вкусное лакомство. А какое еще крымское растение так же используют птицы? (Ответы детей). Шиповник, боярышник.

Вырастить ежевику несложно. Можно семена в землю посадить, а можно и вовсе пригнуть веточку так, чтобы она земли касалась и оставить. В скором времени эта веточка пустит корешки.

Физминутка «Зверята»

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лисёнок просыпается - (потянулись)

Как бельчонок умывается - (умываются лапками)

Как зайчонок поскакал - (скачут)

Как волчонок пробежал - (бег на месте)

Как ежонок и ежиха

Собирает ежевику. - (показывают)

Только медвежонок спит- (головку на стол)

Просыпаться не спешит.

Отдохнули?

Но откуда же появилась название «ежевика» или «ожина». Если верить легенде, дело было так:

Легенда о ежевике

«Шли как-то через дремучий лес путники. Шли день, два, пять, неделю, а лесу конца и края не видать. Обессилили люди, оголодали, отчаялись. Ну, хоть ложись и помирай. Вдруг, откуда ни возьмись, птица какая-то налетела, порхает над людскими головами и четко так уговаривает: «Выживи-ка! Выживи-ка!».

Осердились на нее голодные, раздраженные люди, бросились ловить ее, да и ввалились все в колючий куст. Начали выкарабкиваться – заметили на нем темные ягоды и, попробовав, съели. Окрепли, воспрянули духом, подумали хорошенько и нашли выход из леса. Вот с тех пор и называют эту ягоду не только ежевикой, но и выживикой».

- Скажите, а можем ли мы посоветовать нашим северным друзьям использовать ежевику в лечебных целях?

Самостоятельное применение нового знания на практике.

А сейчас возьмите в руки простой карандаш и подвиньте к себе листы бумаги. На них нарисовано как появляются у ежевики ягоды. Сначала распускаются на кустах цветы. Дорисуйте цветку лепестки. Цветки у ежевики пятилепестковые, слегка розоватые. Сколько лепестков вы нарисуете? Каким цветом раскрасите? (Ответы детей). Пройдет время, облетят лепестки и появятся на их месте маленькие ягоды. Какого цвета? (Ответы детей). Зеленого. Ярко светит летнее солнышко и вот уже ягоды стали … какого цвета? (Ответы детей). Вот, наконец, созрела ежевика. Каким цветом раскрасите спелые ягоды? (Ответы детей). Черным. (Работа детей).

Рефлексия.

- Ребята, как вы думаете, помогли ли мы нашим друзьям?

- О каком лекарственном растении мы сегодня узнали? Как используют плоды ежевики?

- Наш чай уже заварился. Пойдемте вдохнем его аромат и попробуем на вкус.

Столик, столик отзовись,

Что там прячешь, покажи! (под салфеткой чашки с чаем)

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного такого

Ароматного чайку.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Весна». Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в средней группе. Цель: Обобщить представления детей о весне. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. Вырабатывать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой по произведению К. Д. Ушинского «Бишка» Цель: - познакомить детей с авторской сказкой - учить детей отвечать на вопросы по сказке - побуждать запоминать имя и фамилию автора сказки.

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой «Зимняя сказка» Воспитатель: Черненко Алёна. Цель: -Закрепить знания о признаках зимних явлений природы; названий зимних месяцев; о зимующих птицах; Задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Как хлеб на стол пришел» Каждый воспитатель обязательно проводит с детьми беседу о хлебе, о том, как его выращивают. Конечно же дети воспринимают лучше всего наглядный.

Конспект занятия по «Ознакомлению с природой» «Кто в лесу живет?» Организованная образовательная деятельность: Ознакомление с природой. Тема: «Кто живет в лесу?» Целевой ориентир: ребенок знает и называет.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений» Программное содержание: Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по.

Конспект занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в старшей группе "Куда исчезли цапли?" Задачи: 1. Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе на тему: «Снеговик у нас в гостях» Цель: • Расширять представления детей о воде, снеге и льде. • Учить устанавливать элементарные связи в природе: снег в тепле тает и превращается.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «Что бывает осенью» Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе. Воспитатель: Теплоухова Е. В. Тема: «Что бывает осенью». Программные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Перелетные птицы» Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы» Цели: 1. Познакомить детей с понятиями:.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему «Ежевика».
Опубликовано: 16 июня 2016 в 19:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 июля. День павлина на МААМ

Одной из самых диковинных птиц на планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы расширить представления детей о павлинах и увлечь...

27 июля. День смородины на МААМ

Поспела вкусная и душистая летняя ягода – смородина. Это самая родная наша ягода: нигде в мире её не растёт столько, сколько в России. Она выносливая, неприхотливая и щедрая на урожай. А ещё – смородина...


Горячие темочки