Людмила Михайловна Малиновская
Конспект занятия по познавательной активности: «Глобус — модель Земли; Климатические пояса Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
П/ С:
* Обеспечение сенсомоторных координаций, через активизацию различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного,
вестибулярного)
* Расширение образного представления на основе знакомства с глобусом - моделью Земли.
* Развитие умения высказывать своё мнение, вербализировать свои мысли в ходе беседы.
Подготовка к занятию :
1. Материалы: книга «Мой первый атлас», запись инструментальной музыки + звуки природы «В тропическом лесу», иллюстрации с изображением планеты Земля, глобус.
Публикация «Конспект занятия по познавательной активности: „Глобус — модель Земли; Климатические пояса Земли“» размещена в разделах
2. Предварительная работа: занятия «Тайны космических далей», «Тайны солнечной системы».
Ход занятия:
- Ребята, помните к нам в гости приходил Звездочёт? Он рассказал много интересного о космосе, о нашей планете. Как называется наша планета? (.)
- Ребята, учёные считают, что планета Земля, единственная планета солнечной системы на которой существует жизнь. А как вы думаете, что делает возможным существование жизни на Земле? (. наличие атмосферы, воды на планете).
- Вот как выглядит наша Земля из космоса, (показ иллюстрации)
- А сегодня я вам покажу глобус - это уменьшенная модель Земли, так же, как игрушечная машинка - уменьшенная модель настоящей машины. Только машинка меньше машины в сотни раз, а глобус меньше Земли в миллионы раз. (внести глобус)
- Как выглядит глобус? (.)
- Почему глобус имеет форму шара? (.)
- А как вы думаете, почему глобус можно вращать вокруг своей оси? (.)
- Правильно Земля в форме шара, - поэтому глобус в форме шара, а глобус можно вращать, т. к. Земля постоянно вертится вокруг своей оси.
- Посмотрите, как окрашен глобус. Какого цвета на нём больше?
- Как вы думаете, что окрашено синим цветом на глобусе суша или вода?
- В какой цвет окрашена суша на глобусе?
- Суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни.
Динамическая пауза «Лес, горы, пустыни»
На словесный сигнал «лес», дети имитируют движения различных зверей; «горы» - движение орлов; «море» - движения морских животных, (использовать запись «Тропический лес»)
После динамической паузы, дети упражняются в нахождении и показывании на глобусе рек, гор, морей, океанов и т. д.
- Ребята, а как вы думаете, где на Земле самое холодное место? Покажите его на глобусе.
- Самое холодное место на Земле - это южный полюс. На глобусе он размещается внизу, где проходит земная ось. Здесь вечные льды и морозы. Так же холодно на северном полюсе - самая верхняя точка глобуса, через которую так же проходит земная ось. А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега? (.)
- Дело в том, что на полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучики слегка лишь касаются полюсов, а пол года солнце вообще не заглядывает туда. Тогда там идёт полярная ночь. Те места на Земле, где всегда холодно и лежат вечные снега называются полярным поясом Земли
- А как вы считаете, где на Земле всегда жарко?
- На середине Земли всегда жарко. Здесь проходит воображаемая линия - экватор. Экватор - это как бы поясок, который опоясывает
Землю посередине. На экватор всегда падают прямые солнечные лучи, поэтому там всегда жарко и не бывает снега. Такое место на Земле называется тропическим поясом.
- А мы с вами живём между северным полюсом и экватором (показать на глобусе). Какая погода бывает у нас? (.)
- У нас бывает и жарко и холодно. Сколько у нас всего времён года? Как они называются? Места на Земле с таким климатом называются умеренным поясом.
Дать детям возможность подействовать с глобусом (разглядеть, повращать его, найти и показать самое тёплое место на Земле - экватор,
южный и северный полюса).
- Сегодня мы на занятии познакомились с глобусом и узнали, что глобус это.
- А вот, как в одной школе учитель знакомил детей с глобусом.
Чтение рассказа Григорьева «Глобус»
(программа «12 месяцев» Апрель -, стр. 313)
- Что интересного узнали сегодня на занятии?