Приложение МААМ

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Подарки Снежной королевы»

Ирина Павлова
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Подарки Снежной королевы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Познакомить с одним из циклов круговорота воды; систематизировать знания о переходе воды из одного физического состояния в другое; воспитывать способность получать наслаждение от красоты природы; развивать фантазию и творческие способности.

Литературный ряд. «Снежная Королева» Г. – Х. Андерсена; «Терентий-тетерев» и «Синичкин календарь» В. Бианки; «Снежинка» К. Бальмонта; стихи русских поэтов о зиме.

Звуковой ряд. «Времена года» («Январь», фрагмент из балета «Щелкунчик» («Вальс снежинок») П. И. Чайковского; «Метель» А. Скрябина.

Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе „Подарки Снежной королевы“» размещена в разделах

Подарок первый. «Шуба белая весь свет одела»

Материал. Четыре стакана; две варежки или два шерстяных платка; фотография жителя Средней Азии в меховой шапке и ватном халате.

Опыт: поставить два стакана с кипятком на подоконник, один закутать в платок или варежку. Рядом поставить два стакана со снегом, один так же закутать.

Поговорить с детьми об одежде, обсудить, у кого какая куртка, пальто или шуба. Хорошо ли эта одежда согревает на прогулке. Спросить: правда ли, что шуба греет?

Предложить рассмотреть результаты опыта.

В открытом стакане вода давно остыла, а в закутанном – сохранилась теплой. Отчего? А что стало со снегом? В открытом стакане снег почти растаял. Прежде чем достать укутанный стакан, предложить детям подумать: растаял ли там снег? Продемонстрировать результат – на этот раз варежка сработала как холодильник. Так греет одежда или охлаждает?

Подвести к выводу о том, что одежда лишь сохраняет тепло, которое исходит от теплого предмета. Теплый ли человек? Может быть, шуба всего лишь не выпускает его тепло наружу и не пропускает холод?

Показать изображение жителя Средней Азии, носящего в летний зной меховую шапку и ватный халат: зимой одежда не позволяет холодному воздуху остудить тело человека, а летом спасает его от перегрева.

Загадать загадку: «Шуба белая весь свет одела». Спросить, почему снег назвали шубой. Напомнить, что шуба не греет, а лишь сохраняет тепло. Земля зимой теплее воздуха, и в мороз под снегом теплее, чем снаружи. Рассказать о том, что в бесснежные морозные зимы погибает много растений и мелких животных, которым негде укрыться.

Подарок второй. «Снежная звездочка»

Материал. Увеличенные изображения снежинок; бумага для вырезания снежинок; ножницы; синяя или черная бумага для рисования снежинок; белая гуашь, кисточки (на каждого ребенка).

Вспомнить, как на прогулке рассматривали снежинки, любовались их красотой, как от теплого дыхания снежинки превращались в капельки воды.

Прочитать детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» (под тихое звучание пьесы «Январь» П. И. Чайковского).

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится.

Не ввысь лазурную,

На землю просится.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая чистая!

Предложить детям представить себя снежинками и покружиться по комнате под звуки «Вальса снежинок» П. И. Чайковского. Спросить их: куда они хотели бы упасть, если бы были снежинками?

Предложить рассмотреть сильно увеличенные изображения снежинок, раздать каждому, а затем перемешать и предложить найти «свои». Дать детям пофантазировать, разглядывая снежинки, находя в них сходство с ветвями деревьев, лучами звезд, сказочными созданиями…

Предложить нарисовать белые снежинки. Спросить, какого цвета должна быть бумага. Научить вырезать из бумаги правильные снежинки (с шестью лучами).

Украсить группу гирляндами снежинок.

Подарок третий. «Иней, лед, морозные узоры на стекле»

Вспомнить, как делали цветные льдинки для украшения участка. Спросить: лед легче воды или тяжелее? Если бы он был тяжелее, то утонул бы. Что тогда произошло бы? Сверху вода опять замерзла бы, и этот слой льда тоже утонул бы. И так продолжалось бы до тех пор, пока весь водоем не промерз до дна. А это привело бы к гибели всех его обитателей. Значит, лед их защищает – вернее, защищает еще одно волшебное свойство воды! Более того, если бы лед действительно был тяжелее воды, то промерзнув за зиму, водоемы не успевали бы оттаять за теплый период года… К чему бы это привело?

Поговорить о той радости, которую доставляет лед любителям кататься на коньках. Напомнить детям об опасности хождения по тонкому льду. Прочитать детям строки А. С. Пушкина:

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапах гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый,

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Показать детям иней и обратить их внимание на то, что иней появляется только в туманные влажные дни (после туманных влажных ночей). Напомнить, что кристаллики льда, образующие иней, это все та же вода, только замерзшая.

Для образного восприятия этого явления природы, прочитать детям стихи русских поэтов: «Еще вчера, на солнце млея…» А. Фет, «Белая береза» С. Есенин, «Встреча зимы» И. Никитин, «Зимнее утро» А. Пушкин.

Если на окнах обнаружатся морозные узоры, показать их детям. Узоры образуются благодаря тому, что на стекле всегда есть какие-то шероховатости, царапинки и т. д.,

которые кристаллики льда, замерзая, огибают. Так получаются красивые морозные

дорожки…

Прочитать детям стихотворение И. Бунина «Хризантемы».

На окне, серебряном от инея,

Точно хризантемы расцвели.

В верхних окнах – небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно.

Утор тихо, радостно и молодо.

Белым снегом все запушено.

И все утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моем окне.

Спросить у детей: во что превратятся серебристые хризантемы после полудня?

Завершить занятие чтением сказки Г. -Х. Андерсена «Снежная Королева».

Публикации по теме:

«Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет». Видео Детский сад №2 "Ивушка" п. Гигант Сальского района "Жизнь в детском саду от 1 года до 6 лет" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Развивающая среда в группеРазвивающая среда в группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигалчского муниципального района Костромской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Подарки Снежной королевы»
Опубликовано: 12 января 2015 в 09:23
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Подарки Снежной королевы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Павлова (УИ 67463) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД