Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Наши предки — славяне!»

Татьяна Оленченко
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Наши предки — славяне!»

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе

Тема : Наши предки — славяне!

Провела: Оленченко Т. Г. МДОУ «Ромашка» 2009г.

Программное содержание

1. Расширить знания детей о первых исторических фактах зарождения Руси.

2. Развивать чувство национального достоинства и гордости за творческое наследие наших предков-славян.

Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе „Наши предки — славяне!“» размещена в разделах

3. Воспитывать у детей любовь к своей Родине, интерес к истории

Родины, чувство гордости за русский народ.

Обогащение словаря : утварь русской избы: кудель, ухват, крынка, предки -словяне, печь, шерсть, веретено, вышивка, тесьма, оберег.

Материал: декорация русской избы, картина «Три богатыря», куклы одеты в русские народные костюмы.

Ход занятия

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель:

— Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя -Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия -единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец. Давайте подойдем к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она - наша Родина.

Ребята:

-Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря,

реки и озера, горы и леса. Россия - самая большая страна в мире.

Воспитатель:

-А всегда ли наша Родина была такой?

Ребята:

-Она была меньше. Не такой красивой. Здесь жили не так много людей.

Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О

наших предках. Кто такие предки?

Ребята:

-Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и

бабушки наших дедушек и бабушек.

Воспитатель:

-Правильно, наши предки называли себя славянами, от них ведет начало

русский народ. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Ребята:

-«Славяне» похоже на слово «слава».

Воспитатель:

- А это значит, что славяне - это славный народ. Селились славяне по берегам рек и озер, рядом с лесом. Есть такая пословица «У леса жить -голодным не быть». Почему так говорят? - В лесу много деревьев, зверей, птиц, грибов, съедобных трав.

Воспитатель :

-Давайте представим себе, как все это происходило. Подойдите,

пожалуйста, сюда. Славяне очень придирчиво относились к выбору места.

Что было для них главным?

Ребята:

-Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы вода не затопила

жилище. Нужна была река, богатая рыбой; нужны были щедрые леса;земля,

чтобы сеять хлеб. (Дети все это ставят на ковролин).

Воспитатель:

-Все это теперь у нас есть. Жили славяне племенами, то есть несколько

семей объединялись вместе. Назывались они по-разному. Например, те, кто

селились на полях, назывались поляне (ставит человека с косой).

В лесу, среди деревьев.

Ребята:

Древляне (воспитатель ставит человечка с топором). Воспитатель: - Было племя северян. Они занимались рыболовством.

Ребята:

-И жили на севере (педагог ставит человечка).

Воспитатель:

-А еще было племя кривичей, так их называли, потому что они быстро

бегали, метко стреляли и при стрельбе кривили, щурили один глаз. Где они

могли жить?

Ребята:

-В горах (воспитатель ставит человечка с луком, а па ковролин - гору).

Воспитатель:

- Было племя дреговичей. Дреговичи - непонятное, незнакомое слово. Но у нас есть словарь, который помогает понять любое слово (читает в словаре). Так вот, «дрегва» - это болото. А дреговичи.

Ребята:

- Это люди, которые жили на болотистых местах. (Ребенок ставит

«болото» и человечка).

Воспитатель:

-Каждое племя огораживало, городило свое поселение валом, рвом.

Называлось такое поселение «городище». Какие же племена огораживались?

Ребята:

-Было городище полян, городище древлян, городище северян,

кривичей. (Дети все огораживают цветной липучкой).

Воспитатель:

-Какому современному слову дало название «городище»?

Ребята:

-Раньше было городище, а теперь город.

Воспитатель:

-Дети, а как вы думаете, к какому племени могли относиться люди,

которые жили в нашей местности? Могли они, например, называться

«дреговичи» или «кривичи»?

Ребята:

-Нет. У нас нет гор.

- У нас много лесов, поэтому наши предки славяне могли быть древлянами.

-А я думаю, они могли быть полянами, т. к. у нас выращивают хлеб.

Воспитатель:

- Ребята, вы согласны? Скорее всего, наши предки относились к племенам славян или древлян.

Воспитатель:

Так, более тысячи лет назад образовалось русское государство - Русь (на ковролине выставляется название «РУСЬ»). Давайте отойдем подальше и

посмотрим. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина. Воспитатель:

-Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли.

-Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки — защитники земли Русской?

Ребята:

-Богатыри.

Воспитатель:

-А откуда вы знаете о богатырях? Ребята:

-Мы слушали былины о подвигах богатырей.

Воспитатель:

-А что такое былина? От какого слова оно происходит?

Ребята:

-Быль, правда - то, что происходило на самом деле; это песни, сказы о

подвигах богатырей.

Воспитатель:

- А теперь послушайте отрывок из былины (идет запись). О ком эта былина? Кто сражался с Соловьем-разбойником?

Ребята:

- Богатырь Илья Муромец. Воспитатель:

-И еще послушайте (идет запись). О ком это?

Ребята:

-О богатыре Добрыне Никитиче. Он сражался с Чудищем.

Воспитатель:

-И еще об одном богатыре мы читали сказку. Как зовут богатыря?

Ребята:

-Алеша Попович. Он сражался со Змеем Горынычем.

(Воспитатель показывает картину «Три богатыря»).

-Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.

Васнецова. В центре - самый старший, самый удалой богатырь Илья Муромец. Дети описывают картину) .

Воспитатель:

-Кто из богатырей вам больше нравится?

Ребята:

-Мне нравится Илья Муромец - сил у него больше всех.

-А мне нравится Алеша Попович - он молодой, но смелый и товарищ хороший.

-А мне нравятся все богатыри. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите внимательно на картину, вспомните былины и

сказки о богатырях и скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами

земли русской?

Ребята:

Сила.

-Храбрость.

Смелость.

-Находчивость.

- Любовь к Родине.

Воспитатель:

-Обратите внимание на природу.

Ребята:

-Здесь все красиво нарисовано - и облака, и небо, и даже елочки

под ногами лошадок. Здесь все, как настоящее.

Воспитатель:

-Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие

исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это

спокойствие?

Ребята:

-Она спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель:

-И мы до сих пор восхищаемся богатырями. Давайте вспомним слова,

которые нам понравились о русских богатырях.

Ребята:

Ой, вы гой ecu, богатыри да русские! Ай седлали вы коней добрых Да стояли вы за веру и отечество, И поклон вам от Руси и во веки веков.

Воспитатель:

-А можем мы сказать, что они передали свою великую силу, любовь к

Родине нашим воинам?

Ребята:

- Да, наши воины тоже смелые, отважные, сильные и всегда защи щают свою Родину.

Ход занятия Воспитатель:

-Мы с вами стоим перед домом наших далеких предков-славян. В

доме никого нет, но вход охраняет главный хранитель рода, а зовут его

Дид. Посмотрите, рядом с ним лежит клубок. У наших предков был такой

обычай: на новоселье хозяин дома втягивал за нить всех домочадцев. Давайте

и мы с вами последуем этому обычаю. (Дети входят) .

Воспитатель:

-Когда вы входили, вы заметили что-то необычное? Дети:

-Дверь была открыта, низкая дверь, высокий порог. Воспитатель:

-Наши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в

доме была открыта для гостей. Давайте теперь подумаем, для чего делали

высокий порог.

Дети:

-Для того чтобы холодный воздух зимой не проник в дом, т. к. Он

располагается внизу.

Низкую дверь делали для того, чтобы в холодное время года теплый воздух не выходил из дома, т. к. он поднимается вверх.

Воспитатель:

-Вход в дом делали обычно с южной стороны. Если мы станем спиной к

двери, мы узнаем, с какой стороны ставили печь.

Дети:

-С северной, т. к. с севера дули холодные ветры и эту сторону старались

обогреть.

Воспитатель:

-Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, и большую часть

ее занимает печь. «Без печи изба — не изба», - говорили в старину. Она

и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил эти сказки Баюнок. Давайте с вами вспомним, в каких сказках упоминается печь.

Дети:

-«По щучьему веленью» и т. д.

Воспитатель:

-Давайте заглянем на печь. Что вы здесь видите?

Дети:

-Сушатся грибы, травы.

Воспитатель:

-В те далекие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами

люди ходили в лес, на луг. Т А знаете ли вы лекарственные травы, сможете ли их

узнать по запаху? (Дети нюхают мешочки с травами и называют их).

Воспитатель:

-Печь топили дровами, но подходило для этого не каждое дерево.

Вы узнали эти деревья?

Дети:

-Это дубовые дрова. У них кора шероховатая, они очень тяжелые. Это

березовые дрова. Кора у них белая с черными точками. Это сосновые дрова.

Мы их узнали по запаху.

Воспитатель:

-Куда же закатился наш клубок? Наверное, это Прокуда шалит. Давайте

его поищем. (Дети находят).

Воспитатель:

-Вот наш клубок, в уголок закатился. Этот угол у печки называется

закутком. Здесь командовала хозяйка дома. А чтобы дела ее спорились да ладились, ей в этом помогала берегиня Спорынья. Здесь вы видите знакомые предметы?

Дети:

-Шерсть, клубок, веретена, кудель.

Воспитатель:

- Веретено и кудель нужны для того, чтобы из шерсти домашних жи вотных прясть пряжу. Шерсть каких животных для этого использовали? Дети:

- Козы, овцы.

Воспитатель:

- На какое слово похоже слово «веретено»? Дети:

- Вертеться.

Воспитатель:

Правильно. Давайте попробуем это сделать (вертят, не получается).

На какую детскую игрушку теперь стало похоже веретено?

Дети:

-На юлу.

Воспитатель:

-Когда нить была готова, для чего ее могли использовать? Дети:

Из толстых ниток вязали, из тонких - ткали ткань.

(достает рубаху).

-Одежду обязательно украшали вышивкой или тесьмой. И эти

украшения служили оберегами. Какие детали одежды украшали?

Дети:

- Воротник, подол, рукава.

Воспитатель:

-Наши предки считали, что через отверстия в одежде в человека

может проникнуть злая сила, и поэтому старались защитить ее оберегами.

Славяне украшали одежду не только оберегами. Они научились красить

ткань. И использовали для этого природные красители. Вы их, наверное,

узнали.

Дети:

-Шелуха лука, лист березы, ягоды черники, ежевики и т. д.

Воспитатель:

-Из этого готовили отвары и в них опускали ткань. (Дети красят

ткани).

Воспитатель:

- У нас испачкались руки. Нам надо их помыть. Где мы можем это

сделать? (Подходят к рукомойнику).

- В домах славян не было водопровода, и для мытья рук использо вали рукомойник и лохань с водой. Давайте заглянем в лохань. Что вы там видите?

Дети:

- Видим свое отражение. Это похоже на зеркало. (Дети моют руки).

Воспитатель:

- Как я уже говорила, славяне были очень гостеприимные люди.

И на столе всегда стояла какая-нибудь еда. Если вы отгадаете мою загадку, то

узнаете, какое угощение было главным на столе. Черная гора, а всем мила.

Дети:

- Хлеб.

Воспитатель:

- Давайте с вами вспомним, как хлеб приходит к нам на стол.

Публикации по теме:

«Профессии». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение) Тема: «Профессии». (2-6 февраля 2015 года). 22 неделя. 1-21 недели планы Коммуникация. «Мамы всякие нужны, папы разные важны». Программное.

День здоровья в детском саду «Ромашка»День здоровья в детском саду «Ромашка» Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка" Как и во всём Тукаевском муниципальном районе Республики Татарстан, в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Наши предки — славяне!»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 11:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД