МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Тула — город мастеров»

наталья бобылева
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Тула — город мастеров»

Конспект занятия

по познавательной деятельности

в старшей группе МБДОУ №3 мкр. Сокольники

на тему «Тула - город мастеров»

воспитатель – Бобылева Н. В.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе „Тула — город мастеров“» размещена в разделах

Систематизировать знания детей о тульских промыслах: оружейном, гармонном, игрушечном, пряничном, самоварном. Продолжать формировать представления о людях труда нашего города. Упражнять в классификации видов оружия, выпускаемых ТОЗ. Закреплять представления о современном производстве оружейного завода, самоварного завода «Штамп», гармонной фабрики «Мелодия», фабрик «Ясная Поляна» и «Лакомка», тульской (Филимоновской) росписи.

2. Развивающие задачи:

Развивать зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции сравнения и сопоставления, классификации и способности к обобщению; развивать связную монологическую и диалогическую речь детей.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение к людям труда, интерес к родному городу и гордость за его историю Словарная работа:

Самовар; оружие военное, спортивное, охотничье; пряники;

филимоновская игрушка, барыня; гармонь, экспонаты.

Материалы и оборудование:

У воспитателя У каждого ребенка

Герб Тулы;

Флаг Тулы;

Филимоновские игрушки 5-6 видов;

Иллюстрации с изображением тульского оружия;

Картинки с фигурами военного, охотника, спортсмена;

Тульская гармонь;

Пряничные доски, образцы тульских пряников;

Электрический самовар, стенд с фотографиями

жаровых самоваров разных видов;

Большой силуэт филимоновской игрушки - барыни

(петушка);

3 разрезные картинки с изображениями самоваров;

Аудиозапись со звучанием различных народных

инструментов, в том числе гармони, магнитофон;

2 набора продуктов в тарелочках: 1 - мука, соль, сахар,

горох, перловая крупа, повидло; 2 - мука, сахар, мед,

гречневая крупа, просо. Филимоновская

игрушка -

свистулька;

3 карточки с

изображением

боевого,

охотничьего,

спортивного

оружия на

индивидуальном

подносе.

В музыкальном зале оформляются 6 столов - «экспозиций» : с гербом и флагом Тулы, тульским оружием, гармонями, Филимоновской игрушкой, тульскими пряниками, самоварами; на мольберте размещаются картинки с фигурами военного, охотника, спортсмена, на столик - индивидуальные подносы с картинками, изображающими разные виды оружия; на 2 отдельных стола выставляются наборы продуктов.

Ход занятия:

- Дети, сегодня я приглашаю вас в музей. Вспомните, как надо вести себя в музее: правильно, отвечать тихо на вопросы, не перебивая друг друга, не шуметь, не мешать другим детям рассматривать экспонаты и не трогать их руками. Стройтесь в пары и проходите в наш музей (перевожу детей в музыкальный зал).

- Дети, скажите мне, пожалуйста, в какой стране мы живем? Правильно, в России. А как называется наш город (показываю на герб и флаг Тулы? Мы живем в Туле, это герб и флаг нашего города. А вот такие костюмы носили наши предки - туляки в прошлом.

- Теперь пройдемте дальше и посмотрим, какими промыслами славилась и славится Тула.

- Дети, назовите улицы, которые есть в нашем городе. Правильно, есть улицы Арсенальная, Дульная, Ствольная, Замочная, Оружейная. А как вы думаете, почему улицу города назвали Оружейной? Правильно, потому что там жили оружейники. Что они изготавливают? Правильно, оружие.

- Дети, оружие бывает разным. Есть боевое, охотничье, спортивное оружие, посмотрите, оно есть на иллюстрациях в нашем музее. Как вы думаете, для чего предназначено боевое оружие? А где используют охотничье оружие? Для чего нужно спортивное оружие?

- А вы сможете отличить, кому какое оружие необходимо? Подойдите к столу и возьмите с подноса картинки с изображением оружия. Дима, скажи, какие виды оружия есть на твоих картинках? А у тебя, Даша?

- Подойду к мольберту и выставлю картинки с изображениями военного, спортсмена и охотника: ребята, а теперь положите оружие тому, кому оно нужно для работы (по ходу действий детей уточняю, почему они кладут картинку к той или иной карточке).

- Да, профессионалы теперь правильно вооружены, а вы справились с заданием и можете пройти в нашем музее к следующей экспозиции.

- Туляки умели и отдыхать, и веселиться. Тула - родина первой русской гармони. Изготовил ее мастер Белобородов. А на какой фабрике делают современные тульские гармони? Правильно, на гармонной фабрике «Мелодия».

- А узнаете ли вы голос тульской гармони? Слушайте внимательно игру музыкальных инструментов, а когда услышите голос гармони - хлопните в ладоши (включу аудиозапись соло музыкальных инструментов). Молодцы, вы правильно определили звучание тульской гармони. А теперь я предлагаю вам пройти в следующий зал.

- Ребята, скажите, как называются знаменитые на весь мир тульские игрушки? Правильно, филимоновскими. Почему же их так называют? Да, их придумали в деревне Филимоново. Как мастера делают эти игрушки? Лепят из глины игрушки вытянутых, плавных форм - барышень, козликов, олешек, обжигают в специальной печи и расписывают яркими узорами. А какие элементы филимоновской росписи вы знаете? Какие цвета используют художники для росписи филимоновских игрушек?

- В настоящее время эти игрушки мы используем для украшения интерьера дома или в детском саду. А как ими пользовались туляки много лет назад? Да, ими играли дети из небогатых семей.

- А что еще отличает филимоновскую игрушку от других народных игрушек? Правильно, эти игрушки - свистульки (внесу поднос с филимоновскими игрушками). Дети, возьмите каждый по игрушке и послушайте их голоса. Вот как по-разному переливчато звучат тульские игрушки - свистульки.

- А сейчас я предлагаю вам самим побыть филимоновскими мастерами (выкладываю на пол крупный силуэт филимоновской игрушки, на стол ставлю поднос с вырезанными из бумаги элементами филимоновской росписи) : возьмите каждый по несколько элементов росписи и украсьте ими фигуру барыни. (По ходу работы координирую действия детей). Вот какие замечательные мастера - яркая, красивая получилась филимоновская игрушка! А теперь пройдемте дальше по нашему музею.

- Дети, а чем еще знаменит наш город? Посмотрите, какие длинные, вкусные пряники тульские! Их выпекли тульские умельцы; сколько терпения, умения, трудолюбия надо приложить, чтобы испечь их. Покупая пряник, вспомните о людях, которые делают такую красоту. Это они делают пряник вкусным, сохраняют индивидуальность пряника, придуманную мастером пряничных досок.

- А вы знаете, на каких фабриках сейчас выпекают тульские пряники? Правильно, на фабриках «Ясная Поляна», «Лакомка».

- Дети, какие продукты необходимы, чтобы испечь пряник? Да, это мука, яйца, сахар, масло, мед, повидло, соль.

- А сейчас я предлагаю вам побыть пряничными мастерами. Юля и Саша, подойдите к столам, посмотрите на продукты, которые на них стоят, и оставьте только те, из которых можно выпечь пряник. А мы с вами, ребята, посмотрим, правильно ли действуют наши мастера.

- Юля, почему ты убираешь в сторону горох и перловую крупу? Правильно, они не используются для приготовления пряников. Саша, почему ты оставил на столе только муку, сахар и мед? правильно, из твоего набора только эти продукты нужны для выпечки пряников.

- Ну что, ребята, справились с работой наши мастера? Значит, мы можем переходить в следующий зал.

- Знамениты наши мастера на весь мир самоварами. Самовар для Тулы гордость особая. На всех ярмарках, выставках тульские самовары получали призы и награды. Посмотрите, сколько самоваров придумали тульские мастера (покажу на стенд с фотографиями самоваров) : самовар -ваза, самовар - груша, самовар - дуля, самовар - сбитенник. С помощью чего раньше грели воду в самоваре? Правильно, дров - щепок, горячих углей. А как называются современные самовары? Правильно, электрические. Почему у них такое название? Да, потому что они греют воду при помощи электрического тока.

- А вы знаете, где в наше время выпускают самовары? Правильно, на заводе «Штамп».

- А вы хотите попробовать себя в качестве самоварных дел мастера? (Разделю детей на три подгруппы) : каждому самоварному цеху я даю разрезную картинку с изображением самовара. Надо собрать его правильно и быстро, помогать друг другу во время работы. Начинайте!

- Все работники справились с заданием, собрали правильно самовары.

- Наша экскурсия подходит к концу. Дети, давайте вспомним, чем же знамениты наши тульские умельцы? Да, это гармонное, пряничное, оружейное, самоварное производство, изготовление игрушек; их делали наши предки, много необходимых профессий и сейчас осваивают наши земляки. Когда вы вырастете, сами станете достойными продолжателями дел славных тульских умельцев - мастеров.

- Наша экскурсия окончена, строимся в пары и возвращаемся в группу.

Публикации по теме:

Мини-музей «Город Мастеров»Мини-музей «Город Мастеров» Идея создания мини - музея "Город Мастеров" появилась спонтанно, случайно и неожиданно. Как то так получается, что у меня в группе очень.

Отзывы на непосредственно образовательную деятельность аттестующихся педагогов Отзыв на непосредственно-образовательную деятельность в старшей группе по ознакомлению с окружающим на тему «Мой город Белореченск»[/b][/h4].

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Тула — город мастеров»
Опубликовано: 9 мая 2013 в 15:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД