Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Тула — город мастеров»

наталья бобылева
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Тула — город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

по познавательной деятельности

в старшей группе МБДОУ №3 мкр. Сокольники

на тему «Тула - город мастеров»

воспитатель – Бобылева Н. В.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе „Тула — город мастеров“» размещена в разделах

Систематизировать знания детей о тульских промыслах: оружейном, гармонном, игрушечном, пряничном, самоварном. Продолжать формировать представления о людях труда нашего города. Упражнять в классификации видов оружия, выпускаемых ТОЗ. Закреплять представления о современном производстве оружейного завода, самоварного завода «Штамп», гармонной фабрики «Мелодия», фабрик «Ясная Поляна» и «Лакомка», тульской (Филимоновской) росписи.

2. Развивающие задачи:

Развивать зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции сравнения и сопоставления, классификации и способности к обобщению; развивать связную монологическую и диалогическую речь детей.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение к людям труда, интерес к родному городу и гордость за его историю Словарная работа:

Самовар; оружие военное, спортивное, охотничье; пряники;

филимоновская игрушка, барыня; гармонь, экспонаты.

Материалы и оборудование:

У воспитателя У каждого ребенка

Герб Тулы;

Флаг Тулы;

Филимоновские игрушки 5-6 видов;

Иллюстрации с изображением тульского оружия;

Картинки с фигурами военного, охотника, спортсмена;

Тульская гармонь;

Пряничные доски, образцы тульских пряников;

Электрический самовар, стенд с фотографиями

жаровых самоваров разных видов;

Большой силуэт филимоновской игрушки - барыни

(петушка);

3 разрезные картинки с изображениями самоваров;

Аудиозапись со звучанием различных народных

инструментов, в том числе гармони, магнитофон;

2 набора продуктов в тарелочках: 1 - мука, соль, сахар,

горох, перловая крупа, повидло; 2 - мука, сахар, мед,

гречневая крупа, просо. Филимоновская

игрушка -

свистулька;

3 карточки с

изображением

боевого,

охотничьего,

спортивного

оружия на

индивидуальном

подносе.

В музыкальном зале оформляются 6 столов - «экспозиций» : с гербом и флагом Тулы, тульским оружием, гармонями, Филимоновской игрушкой, тульскими пряниками, самоварами; на мольберте размещаются картинки с фигурами военного, охотника, спортсмена, на столик - индивидуальные подносы с картинками, изображающими разные виды оружия; на 2 отдельных стола выставляются наборы продуктов.

Ход занятия:

- Дети, сегодня я приглашаю вас в музей. Вспомните, как надо вести себя в музее: правильно, отвечать тихо на вопросы, не перебивая друг друга, не шуметь, не мешать другим детям рассматривать экспонаты и не трогать их руками. Стройтесь в пары и проходите в наш музей (перевожу детей в музыкальный зал).

- Дети, скажите мне, пожалуйста, в какой стране мы живем? Правильно, в России. А как называется наш город (показываю на герб и флаг Тулы? Мы живем в Туле, это герб и флаг нашего города. А вот такие костюмы носили наши предки - туляки в прошлом.

- Теперь пройдемте дальше и посмотрим, какими промыслами славилась и славится Тула.

- Дети, назовите улицы, которые есть в нашем городе. Правильно, есть улицы Арсенальная, Дульная, Ствольная, Замочная, Оружейная. А как вы думаете, почему улицу города назвали Оружейной? Правильно, потому что там жили оружейники. Что они изготавливают? Правильно, оружие.

- Дети, оружие бывает разным. Есть боевое, охотничье, спортивное оружие, посмотрите, оно есть на иллюстрациях в нашем музее. Как вы думаете, для чего предназначено боевое оружие? А где используют охотничье оружие? Для чего нужно спортивное оружие?

- А вы сможете отличить, кому какое оружие необходимо? Подойдите к столу и возьмите с подноса картинки с изображением оружия. Дима, скажи, какие виды оружия есть на твоих картинках? А у тебя, Даша?

- Подойду к мольберту и выставлю картинки с изображениями военного, спортсмена и охотника: ребята, а теперь положите оружие тому, кому оно нужно для работы (по ходу действий детей уточняю, почему они кладут картинку к той или иной карточке).

- Да, профессионалы теперь правильно вооружены, а вы справились с заданием и можете пройти в нашем музее к следующей экспозиции.

- Туляки умели и отдыхать, и веселиться. Тула - родина первой русской гармони. Изготовил ее мастер Белобородов. А на какой фабрике делают современные тульские гармони? Правильно, на гармонной фабрике «Мелодия».

- А узнаете ли вы голос тульской гармони? Слушайте внимательно игру музыкальных инструментов, а когда услышите голос гармони - хлопните в ладоши (включу аудиозапись соло музыкальных инструментов). Молодцы, вы правильно определили звучание тульской гармони. А теперь я предлагаю вам пройти в следующий зал.

- Ребята, скажите, как называются знаменитые на весь мир тульские игрушки? Правильно, филимоновскими. Почему же их так называют? Да, их придумали в деревне Филимоново. Как мастера делают эти игрушки? Лепят из глины игрушки вытянутых, плавных форм - барышень, козликов, олешек, обжигают в специальной печи и расписывают яркими узорами. А какие элементы филимоновской росписи вы знаете? Какие цвета используют художники для росписи филимоновских игрушек?

- В настоящее время эти игрушки мы используем для украшения интерьера дома или в детском саду. А как ими пользовались туляки много лет назад? Да, ими играли дети из небогатых семей.

- А что еще отличает филимоновскую игрушку от других народных игрушек? Правильно, эти игрушки - свистульки (внесу поднос с филимоновскими игрушками). Дети, возьмите каждый по игрушке и послушайте их голоса. Вот как по-разному переливчато звучат тульские игрушки - свистульки.

- А сейчас я предлагаю вам самим побыть филимоновскими мастерами (выкладываю на пол крупный силуэт филимоновской игрушки, на стол ставлю поднос с вырезанными из бумаги элементами филимоновской росписи) : возьмите каждый по несколько элементов росписи и украсьте ими фигуру барыни. (По ходу работы координирую действия детей). Вот какие замечательные мастера - яркая, красивая получилась филимоновская игрушка! А теперь пройдемте дальше по нашему музею.

- Дети, а чем еще знаменит наш город? Посмотрите, какие длинные, вкусные пряники тульские! Их выпекли тульские умельцы; сколько терпения, умения, трудолюбия надо приложить, чтобы испечь их. Покупая пряник, вспомните о людях, которые делают такую красоту. Это они делают пряник вкусным, сохраняют индивидуальность пряника, придуманную мастером пряничных досок.

- А вы знаете, на каких фабриках сейчас выпекают тульские пряники? Правильно, на фабриках «Ясная Поляна», «Лакомка».

- Дети, какие продукты необходимы, чтобы испечь пряник? Да, это мука, яйца, сахар, масло, мед, повидло, соль.

- А сейчас я предлагаю вам побыть пряничными мастерами. Юля и Саша, подойдите к столам, посмотрите на продукты, которые на них стоят, и оставьте только те, из которых можно выпечь пряник. А мы с вами, ребята, посмотрим, правильно ли действуют наши мастера.

- Юля, почему ты убираешь в сторону горох и перловую крупу? Правильно, они не используются для приготовления пряников. Саша, почему ты оставил на столе только муку, сахар и мед? правильно, из твоего набора только эти продукты нужны для выпечки пряников.

- Ну что, ребята, справились с работой наши мастера? Значит, мы можем переходить в следующий зал.

- Знамениты наши мастера на весь мир самоварами. Самовар для Тулы гордость особая. На всех ярмарках, выставках тульские самовары получали призы и награды. Посмотрите, сколько самоваров придумали тульские мастера (покажу на стенд с фотографиями самоваров) : самовар -ваза, самовар - груша, самовар - дуля, самовар - сбитенник. С помощью чего раньше грели воду в самоваре? Правильно, дров - щепок, горячих углей. А как называются современные самовары? Правильно, электрические. Почему у них такое название? Да, потому что они греют воду при помощи электрического тока.

- А вы знаете, где в наше время выпускают самовары? Правильно, на заводе «Штамп».

- А вы хотите попробовать себя в качестве самоварных дел мастера? (Разделю детей на три подгруппы) : каждому самоварному цеху я даю разрезную картинку с изображением самовара. Надо собрать его правильно и быстро, помогать друг другу во время работы. Начинайте!

- Все работники справились с заданием, собрали правильно самовары.

- Наша экскурсия подходит к концу. Дети, давайте вспомним, чем же знамениты наши тульские умельцы? Да, это гармонное, пряничное, оружейное, самоварное производство, изготовление игрушек; их делали наши предки, много необходимых профессий и сейчас осваивают наши земляки. Когда вы вырастете, сами станете достойными продолжателями дел славных тульских умельцев - мастеров.

- Наша экскурсия окончена, строимся в пары и возвращаемся в группу.

Публикации по теме:

Мини-музей «Город Мастеров»Мини-музей «Город Мастеров» Идея создания мини - музея "Город Мастеров" появилась спонтанно, случайно и неожиданно. Как то так получается, что у меня в группе очень.

Отзывы на непосредственно образовательную деятельность аттестующихся педагогов Отзыв на непосредственно-образовательную деятельность в старшей группе по ознакомлению с окружающим на тему «Мой город Белореченск»[/b][/h4].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Тула — город мастеров»
Опубликовано: 9 мая 2013 в 15:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Тула — город мастеров»» (включая файлы) размещена пользователем наталья бобылева (УИ 75710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД