Приложение МААМ

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «История письменности»

Ирина Ульянова
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «История письменности»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с азбукой Брайля, Морзе, русской семафорной азбукой, письменностью Майя.

- Закреплять и расширять знания детей о знаковых системах через исследовательскую деятельность и практический опыт.

- Систематизировать накопленную и полученную информацию о разных видах письма и знаковых системах посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение)

–Упражнять детей в умении вести диалог, умении представлять и аргументировать своё мнение.

- Закрепить пословицы и поговорки о письме, грамоте.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию на тему „История письменности“» размещена в разделах

Активизация словаря:

Пиктограмма, иероглиф, кириллица, шифр

Развивающие задачи :

- Развивать произвольную память и внимание.

– Закреплять умение работать в паре, используя алгоритм взаимодействия по выбору детей (совместно- индивидуальный, совместно – последовательный или совместно – взаимодействующий).

- Закреплять умение правильно предлагать помощь по алгоритму.

- Закреплять умение пользоваться алгоритмами работы с источниками информации (книгой, компьютером, диктофоном, другим человеком)

Предварительная работа:

- Чтение литературы:1. «Откуда азбука пошла» 2. «Энциклопедия дошкольника». 3. Пособие «Познаю мир»

- «Встреча с интересным человеком» (преподаватель начальных классов) на тему : «История появления русского алфавита».

Материал: «Энциклопедия дошкольника», компьютер, диктофон, пособие «Познаю мир»,планшет исследователя, бумага, карандаши, алгоритмы сотрудничества, алгоритм помощи, иллюстрации разных видов письменности, записка- пиктограмма, запись азбуки Морзе на диктофоне.

Ход занятия:

Мотивация.

Воспитатель: - Ребята, я хочу сегодня рассказать вам историю. Однажды семья: мама, папа,сын и дочь отправились в лес. Мама и папа пошли в лес собирать хворост для костра. А дети остались на поляне. Мама и папа попросили их никуда не уходить, но было жарко. Недалеко была река и дети захотели искупаться. А чтобы не расстраивать родителей, написали им записку (воспитатель показывает записку с пиктограммой).

Воспитатель: - Как вы думаете. Похоже это на письмо? (ответы детей) Поняли родители где их дети? Как ты думаешь, Маша? (Я думаю, что поняли. Потому что) Все согласны с Машей? (Я не согласен. Я думаю, что родители не поняли где дети, потому что) Воспитатель: А как ещё можно писать, чтобы люди понимали друг друга? (ответы детей) Откуда вы это узнали? (Из книг, на занятиях, на встрече с интересным человеком, от родителей) А хотите узнать что-нибудь новое о том какие азбуки ещё существуют на Земле?

1 задание. «Какие азбуки есть на Земле»

Воспитатель: Давайте разделимся на пары и выберем источники, из которых мы узнаем новую информацию. (Дети самостоятельно разбиваются на пары, берут «Планшет исследователя» с символом источника.) Что нам поможет в работе с источником? (алгоритмы) Как мы запишем информацию, которую получим? (воспользуемся бумагой и карандашом)

Мы будем работать в парах, чтобы узнать новую информацию и рассказать о ней другим парам. Какая модель сотрудничества нам поможет справиться с заданием? (дети выбирают модель сотрудничества).

Договоритесь, кто, что будет делать в вашей паре (вместе слушают; один записывает, другой проверяет; если находит ошибку, предлагает помощь)

Дети работают с источниками, зарисовывают или записывают полученную информацию. Воспитатель работает с парой, если возникают трудности с договариванием; обращает внимание детей на алгоритм помощи.

Воспитатель: Ребята, вы поработали с источниками и записали полученную информацию. Были ли у вас трудности? (ответы детей) Как вы договаривались? (ответы детей) Кто что делал? (ответы) Помогали ли вы друг другу? (ответы)

Положите свои записи в планшеты и давайте подойдём к доске.

2 задание Д/ У: «Хорошо- плохо»

Воспитатель: Чтобы рассказать, что вы узнали. нужно закрепить ваши записи на листе бумаги. Подумать, что хорошего и что плохого в этих письменностях и азбуках? Удобно ли ими пользоваться? Давайте отметим на доске + и – (дети рассказывают о своей азбуке, называют положительные и отрицательные стороны) Воспитатель зарисовывает при помощи символов выводы детей.

Воспитатель: Все эти азбуки важны и нужны, люди используют разные виды знаков и сигналов для передачи информации.

3 задание «Пойми меня»

Воспитатель: И сейчас мы попробуем передать друг другу информацию при помощи разных знаковых систем. Послушайте задание. На каждом столе - листы бумаги, ручка. Одни дети прослушают запись, другие в это время будут в наушниках и ничего не услышат. Вам нужно при помощи любой знакомой азбуки написать это сообщение, чтобы остальные смогли его прочитать.

Как мы будем работать? (В парах) Но прежде. Чем выполнить задание, я предлагаю вам зарисовать алгоритм договаривания. Как мы с вами договариваемся, работая в паре? (слушаем задание; спрашиваем у другого: «Что ты хочешь делать?»; Слушаем ответ; соглашаемся с ним или нет; если соглашаемся, начинаем работу; если нет, предлагаем другие варианты).

А если не можете договориться? (задание не будет выполнено, значит нужно уступать друг другу) Воспитатель помогает одному из детей зарисовать алгоритм у доски.

Давайте разделимся на пары и договоримся, используя алгоритм. Какая модель сотрудничества нам поможет выполнить это задание? (дети выбирают модель сотрудничества.) Один из вас надевает наушники. Слушайте (воспитатель воспроизводит запись предложения из 3 коротких слов) Дети записывают текст и передают другому ребёнку. (Если все дети справились с заданием быстро, можно поменяться и прослушать ещё один текст).

Воспитатель: Трудно было выполнить это задание? (ответы) Как вы договаривались? (ответы) Помог ли вам алгоритм договаривания (ответы)

4 задание «Придумай свою азбуку»

Воспитатель: когда- то во время войны люди придумывали шифры – азбуки, которые могли прочитать только свои. С помощью шифра передавалась секретная информация, которую не должны были узнать враги.

Хотите придумать секретный шифр, который будем знать только мы с вами? А что для этого нужно? (Придумать свои знаки, обозначающие каждую букву, слог или слово)

Как мы будем работать? (каждый возьмёт себе букву русского алфавита и «зашифрует» её)

Чтобы у нас получилось это задание, какая модель нам поможет (дети выбирают совместно- индивидуальную модель.)

Когда дети заканчивают работу, все записи вывешиваются на доске.

Воспитатель: Какие трудности у вас были во время работы? (ответы) Помогали ли вы друг другу? Как? (ответы)

5 задание «Зашифруй задание»

Воспитатель: Ребята, давайте с помощью шифра напишем послание детям другой группы. Зашифруем пословицу о грамотности. Какие пословицы вы знаете (ответы) Какую зашифруем (Дети выбирают)

Каждый ребёнок записывает на общий лист бумаги букву, которую он шифровал.

Воспитатель: Как вы думаете, смогут ли другие ребята разгадать наш шифр? Почему? (ответы детей)

Если они не смогут, мы передадим им «ключ от нашего шифра и будем переписываться.

Ребята. Что нового вы сегодня узнали? (новые азбуки) Какие задания вам понравились? (ответы) Почему? (ответы) Какие были трудности? (ответы) Что помогало нам в работе? (модели, алгоритмы, источники информации) Что мы с вами придумали сами? (алгоритм договаривания, свой шифр).

Молодцы ребята, мы так много сегодня успели!

Публикации по теме:

Музыкально-дидактическая игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Путешествие насекомых»Музыкально-дидактическая игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Путешествие насекомых» Цель: Расширять диапазон голоса детей через звукоподражание голосам насекомых. Задачи: 1. Укреплять голосовые связки детей; 2. Развивать.

Уголок ПДДУголок ПДД Вашему вниманию хочу представить свой макет на тему ПДД. Каждый человек должен заботиться о своей безопасности. Если мы не имеем знаний,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «История письменности»
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 22:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию на тему «История письменности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ульянова (УИ 272936) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД