Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Реки, речки и моря на Земле текут не зря»

Светлана Александровна Щетинина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Реки, речки и моря на Земле текут не зря»
▼ Скачать + Заказать документы

Оборудование: стол с детскими поделками, на столах для детей - солонки, стаканы и ложечки, ширма - водоем, украшенная изображениями лягушат, лилий, водорослей, шапочки - лягушата, шапочки - рыбки, для рыбака - удочка, кепка и ведро, повязка для игры "Водяной", карта мира и глобус.

Воспитатель: - Ребята! Если быстро раскрутить этот глобус, покажется, будто он голубой. А это потому, что голубой краски на нем гораздо больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой. Знаете ли вы, что изображено на глобусе голубой краской?

( Ответы детей: вода, все моря и океаны Земли.)

- Да, и они занимают в два раза больше места, чем суша.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Реки, речки и моря на Земле текут не зря“» размещена в разделах

Океаны, моря, бесчисленные озера, реки и речки, болота - не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Солнце летом греет воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. И без такого отопления на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля.

Вода необходима всем на свете полям, всем на свете лесам. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Давайте послушаем стихотворение "Вода океанская", которое нам прочитает (имя и фамилия ребенка) :

Спросил на днях малыш – сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты? - вода в ответ:

- Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилася поляна.

- Откуда ты? - спросил росу.

- Поверь, и я из океана.

На поле лег туман седой,

Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана.

Воспитатель: - Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке и в дождинке,

И в росинке, и в снежинке.

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Но вода всех поит и кормит. Моря, океаны бороздят рыболовные суда. Над ними кружат самолеты. Сверху заметит летчик в воде косяк плывущих рыб - тут же по радио сообщает рыбакам: "Плывите сюда! Забрасывайте сети - будет большой улов!"

- Дети, а знаете ли вы, какую еще пользу дает нам вода?

( Ответы детей: Вода работает на гидроэлектростанциях, добывает электроток).

- И моет всех тоже вода: умываются люди, моют машины, принимают душ города и дороги. А еще вода - самая удобная дорога.

По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда, везут тяжелые грузы и пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книжек. Ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты - ничего не сделать без воды!

Воспитатель подходит карте со словами:

- В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут.

- Если же взглянуть на карту мира - ни одно море, ни один океан не называется синим. Зато есть и Черное море, и Белое море, и Желтое море и даже Красное море (показывает на карте эти моря).

- Дети, а какого цвета морская вода?

( Ответы детей: голубая, синяя).

- Да, синяя, и даже в Красном море синяя. А какие реки вы знаете ребята?

( Ответы детей: Москва - река, Нева, Дон, Днепр, Лена, Волга)

- Волга! С давних пор россияне называют ее Волга - матушка.

На ее берегах поднялись десятки славных городов, А наш с вами город на берегу какой реки стоит?

( Ответы детей: на берегу реки Волги.)

- Издавна Волга была главным водным путем России, по ней перевозили основной поток грузов в разные города.

Мы уже говорили, ребята, что больше всего на вашей карте голубого цвета, который изображает воду. Много воды на Земле!

А какое значение имеет вода для человеческого организма?

Огромное. Потому что организм человека больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее еще больше.

Вода везде - в океанах и морях, реках и озерах, в почве и под землей. На высоких горах в Арктике, в Антарктиде (показывает на карте) вода находится в виде снега и льда, то есть в твердом состоянии. Много воды и в атмосфере.

- Кто скажет, в каком она виде в атмосфере?

( Ответы детей: облака, туман, пар, дождь, снег, роса, град)

- А знаете ли вы, что в глубине грунта существуют подземные реки, озера? Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий газ, пар - тоже вода? Таково ее свойство. Вода бывает жидкой, твердой и газообразной.

Еще одно важное свойство воды: она может легко растворять в себе многие вещества. Какие, например, кто скажет?

( Ответы детей: сахар, соль, порошки, таблетки)

- Давайте и мы с вами попробуем растворить в воде вещество, хорошо знакомое всем нам - соль.

(Проводится опыт - дети растворяют соль в стакане с водой)

- Совсем чистой воды в природе нет, ее можно получить только в лаборатории. (Объясняет, что такое лаборатория) Такая вода невкусная: в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде слишком много разных солей, поэтому она непригодна для питья.

Если лишить воды растения, они погибнут. Так же не могут жить без воды животные. Так, например, упитанная собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды - менее 10 дней. Потеря воды опаснее для живого организма, чем голодание: человек может прожить без пищи больше месяца, а без воды - всего лишь несколько дней.

Повторим: вода - добрый друг человека, его помощник. Это - удобная дорога: по морям, океанам, рекам плавают корабли, они перевозят людей и грузы. Именно поэтому многие города возникли на берегах водных артерий. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. Вода минеральных источников помогает излечивать многие болезни.

Необыкновенное вещество, обыкновенная вода - краса природы, как сказал однажды замечательный русский писатель С. Т. Аксаков.

Но чистой воды на Земле становится все меньше.. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, другие промышленные объекты потребляют большое количество воды и загрязняют ее различными отходами. Вместе со сточными водами предприятий в реки и озера попадают ядовитые вещества. Загрязняет воду и человек, бросая в речку, например, мусор, другие бытовые отходы. В такой воде жизнь всего живого находится под угрозой. Рыба, раки, растения не могут жить в такой воде. Разлагающиеся воды справляют воздух, становятся источником различных заболеваний. Река болеет, и ее воды в таком случае не могут быть использованы человеком.

- А сейчас, дети, давайте закроем глазки и немного отдохнем

(Дети отдыхают с закрытыми глазами, а в это время три девочки уходят за ширму и надевают там шапочки лягушек)

- Ребята, отдохнули? А теперь открывайте глазки и посмотрите, куда это у нас Дима собирается?

(Начинается мини - спектакль)

Мальчик: - Да на рыбалку!

(Надевает кепку, берет удочку, ведро и проходит к ширме - водоему, где изображены лягушки, лилии, водоросли на голубом фоне, закидывает удочку, находящиеся за ширмой девочки - лягушки прикрепляют к крючку мусор)

- О! Клюет! (Вытаскивает мусор - повторяется несколько раз)

- О - о - о! Кажется, попалась большая рыба! (Вытаскивает лягушку)

-Лягушка? ,.

- Да, я лягушка. А ты кто?

- А я Дима, пришел на рыбалку.

- А у нас рыбы уже давно нет, только мы, лягушки, да мусор.

- То - то, я смотрю, то ботинок, то коробка, один мусор попадается.

- Да, потому что люди, которые приходят сюда отдыхать, весь мусор бросают в воду, а рыбкам нужна чистая вода. Вот они и не живут теперь здесь.

- А помочь вашему пруду можно?

- Да, конечно, если очистить его от мусора. Давай я буду подавать, а ты выбрасывать.

- Ну, тогда я позову своих друзей. (Приглашает 2-3 мальчиков)

- А я своих внучат - лягушат позову. (Появляются еще две лягушки из-за ширмы, начинается очистка водоема)

- А теперь мы вам рыбок запустим. (Мальчики провожают за ширму 3-4

девочек в шапочках рыбок. Лягушки приседают, а рыбки взмахивают ленточками из-за ширмы)

Воспитатель: - Ну, вот и лягушки весело запели. Спасибо вам, ребята, что помогли очистить водоем. И вы, конечно, никогда не будете бросать мусор в воду!

( Дети: не будем)

- А теперь, ребята, давайте вспомним, кто из сказочных героев живет в

воде.

( Дети: золотая рыбка, говорящая щука, царевна - лягушка, русалочка, водяной.)

- Молодцы, ребята. А знаете вы такую игру - «Водяной"? Давайте в нее немного поиграем.

(Играют в игру "Водяной" 2-3 раза: дети становятся в круг, в середине на корточках с повязкой на глазах - Водяной. Дети идут по кругу со словами:

Дедушка Водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни хоть на час

И узнай кого из нас.

(Дети садятся на корточки, а Водяной должен опознать на ощупь того, к кому подошел)

- Хорошо поиграли, а теперь давайте сядем на свои места и вспомним пословицы о воде.

( Дети: много снега - много хлеба,

- не лезь в воду, не зная брода,

- матушка - Волга широка и долга)

- А загадки о воде вы знаете? ( Дети: да)

- Тогда загадаем их нашим гостям, а за правильные ответы подарим им наши поделки.

( Дети: - Мы любим все, когда она

Шумит, журчит, плескается.

А кот ее не любит,

Он лапкой умывается. (Вода)

Лежало одеяло, мягкое, белое,

Солнце припекло, одеяло утекло. (Снег)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит. (Речка)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь)

Мойдодыру я родня,

Отверни-ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Водопроводный кран)

Под осоку на песок

Уронили поясок,

И лежит, да не поднять,

И бежит, да не поймать. (Ручеек)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)

Падает горошком, Скачет по дорожкам. (Град)

- Молодцы, ребята! Вы знаете много загадок и пословиц о воде. А сегодня вы узнали много нового и интересного для вас о воде, о ее свойствах и ее значении.

Заканчивая наше занятие, я хочу вам сказать: воду надо беречь, потому что беречь воду означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей нас природы и нашу собственную жизнь.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Поймай рыбку» для развития общей моторики рук у дошкольниковДидактическая игра «Поймай рыбку» для развития общей моторики рук у дошкольников Цель: Развивать движение кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание, вызвать интерес к игре,развивать.

Развлечение на воде «По дороге к Нептуну»Развлечение на воде «По дороге к Нептуну» ЦЕЛЬ: доставить детям радость и удовольствие от различных действий в воде. ЗАДАЧИ: закреплять умение передвигаться в воде, выполнять упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Реки, речки и моря на Земле текут не зря»
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 23:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Реки, речки и моря на Земле текут не зря»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Щетинина (УИ 52513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД