Ольга Чикова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о фруктах и фруктовых деревьях, месте их произрастания, уходом за ними, этапах роста, отличительных особенностях, пользе для здоровья человека.
Программное содержание:
Образовательные задачи: учить образовывать от существительных прилагательные; учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
Развивающие: развивать мелкую моторику; совершенствование навыков рисования и закрашивания цветными карандашами.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; формирование доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций фрукты;
- сюжетно - ролевая игра «Магазин фруктов»
- физкультминутка «Апельсин»
Словарная работа: расширение словаря: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно
Материалы и оборудование:
- корзина с фруктами;
- фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках;
- картинки с изображением этапов роста плодового дерева;
- альбом, цветные карандаши;
- панно и набор разных картинок фруктов по пять штук;
- листы бумаги с нарисованным деревом;
- кусочки фруктов и фруктовый сок для дегустации.
Ход деятельности
Сегодня у нас занятие не только очень интересное, но и вкусное. Здесь в корзинке (накрыта) то, что любят все дети, да и все взрослые тоже. А что именно лежит в корзинке, вам подскажет загадка:
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках всем заметные!
Мы полезные продукты,
А зовутся просто - … (фрукты)
- Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).
- Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).
- Где растут фруктовые деревья? (в саду).
- Фруктовые деревья в саду требуют много внимания и заботы. Вокруг дерева вскапывают землю, защищают деревья от паразитов, подрезают ветви, чтобы плоды были более крупными.
- Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.
- Назовите фрукты, которые растут на деревьях. (Яблоки, груши, сливы).
- Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму. (Яблоки красные, круглые).
- Какие груши? (Груши желтые. Овальные груши).
- Какие сливы? (Синие сливы. Овальные сливы).
- А какие фрукты по вкусу? (Вкусные. Сладкие. Сочные).
- А что делают люди в саду? (Собирают фрукты).
- Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и люди стали собирать урожай.
- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
Игра «Ветерок»
- Ребята, возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.
(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)
- Молодцы!
- Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)
- Чего много на яблоне? (яблок).
- Чего много на грушевом дереве? (груш).
- Чего много на сливовом дереве? (слив).
Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин, (Поочередно разгибают пальцы из кулачка,
Он, конечно, не один. начиная с большого.)
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладонями на окружающих и на себя.)
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Детям предлагается расставить картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами) и объяснить правильность их порядка.
Игровое упражнение «Считаем фрукты»
- Я предлагаю вам посчитать фрукты, которые буду выставлять на панно:
* Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
* Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.
* Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
- Все фрукты сосчитали, молодцы.
Отгадывание загадок про фрукты
Желтый цитрусовый плод Знают этот фрукт детишки,
В странах солнечных растёт, Любят есть его мартышки.
Но на вкус кислейший он, Родом он из жарких стран
А зовут его. (Лимон). В тропиках растет. (Банан).
Весит на ветке колобок, Этот фрукт на вкус хорош
Блестит его румяный бок. И на лампочку похож.
(Яблоко) (Груша).
Они на дереве растут, Когда она на ветках спеет,
Сухие курагой зовут. На солнышке она синеет.
(Абрикосы) (Слива)
С красным боком и мохнатый, Сверху — шкурка золотая,
Очень сочный он и сладкий. В центре — косточка большая.
(Персик) Что за фрукт? — Вот вам вопрос.
Это сладкий. (абрикос)
Что можно приготовить из фруктов?
- Из фруктов делают напитки. Подскажите, какие? (Сок, компот, лимонад.)
Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных.
- Летом дети и взрослые с удовольствием лакомятся фруктовым мороженым.
Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе.
В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.
- Ваши бабушки и мамы, наверное, умеют варить варенье их фруктов. А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.
Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»
Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.
Из слив варят … какое варенье? Сливовое.
Из груш варят … какое варенье? Грушевое.
Из айвы варят … какое варенье? Айвовое.
Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.
Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.
- А теперь проверим, хорошо ли знаком сам вкус этих фруктов.
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.
Рисование «Нарисуй на дереве плоды и лестницу для сбора урожая»
- Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом, и давайте дорисуем эту картинку. Так как дерево высокое, то для сбора урожая необходима лестница, а на дереве необходимо дорисовать плоды.
- А на каком дереве собирают урожай, каких плодов, вы подскажите мне сами.
По окончании работы детям предлагается полакомиться фруктовым соком.
Проводится дегустация фруктового сока.
Итог занятия
- Скажите, ребята, что мы с вами сегодня узнали? (Ответы детей) Послушайте стихотворение о пользе фруктов для детей и взрослых.
Польза фруктов
Дети здоровыми растут,
Если фрукты жуют,
Потому что фрукты -
Лучшие продукты.
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Чтобы быть здоровыми,
Ешьте дары садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!