Оксана Шелух
«Я и ты — мы одна семья». Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Я и ты – мы одна семья» для родителей и детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия: Повышение уровня правовой культуры родителей как условие соблюдения прав ребенка в семье, закрепление знаний у детей «Права ребенка».
Задачи:
Познакомить детей с документами, регламентирующими права и свободы граждан («Конвенция о правах ребенка»).
Публикация «„Я и ты — мы одна семья“, Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Познакомить с личным документом детей «Свидетельство о рождении». Способствовать формированию чувства ответственности за другого человека, умения сотрудничать, развитию коллективных навыков общения среди сверстников и с взрослыми.
Развивать умения детей различать положительные и отрицательные поступки
людей, уметь их адекватно оценивать, ссылаясь па полученные знания о правах ребенка (человека).
Воспитывать у детей доброжелательные, дружеские чувства к окружающим.
Для родителей: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, формировать понимание, что семья ответственна за ребёнка.
Оборудование:
• Конвенция о правах ребенка;
• Свидетельство о рождении (детей);
• Символы, обозначающие права детей;
• Выставка «Имя моего ребенка самое красивое»;
• Выставка «Генеалогическое древо семьи»;
• Выставка рисунков по сказкам;
• Мяч, лепестки для цветка;
• Аудиозапись песен об учебе;
• Иллюстрированная Конвенция о правах ребенка.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми по правовому воспитанию;
• Чтение художественной литературы;
• Заучивание стихов, пословиц, поговорок.
С родителями:
- информационные стенды в родительском уголке:
«Декларация о правах ребёнка» (приложение № 1);
«Способ открыть ребёнку свою любовь» (приложение № 2);
Раздаточные листы для родителей – «Примеры, которые помогут Вам контролировать собственные агрессивные импульсы» (приложение № 3).
Место проведения: музыкальный зал.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые ребята и их родители, гости. Ребята, я вас приглашаю поговорить на взрослую тему «О правах человека и ребенка».
Ребята, что у вас в руках?
- Посмотрите внимательно и скажите, какие у вас у всех листочки - совершенно одинаковые.
- А сейчас каждый от своего листочка оторвите, пожалуйста, по кусочку.
- Какие у вас получились кусочки? – разные.
- А почему кусочки получились разные? – каждый сделал свой выбор, какой кусочек ему оторвать.
Вывод: Все вы разные и кусочки получились разные. А может вы одинаковые? Посмотрите друг на друга и скажите в чем ваша разница – внешность, характер, поступки, имя.
Воспитатель: Ребята, а цветом кожи, национальностью, могут быть дети не похожи?
- На нашей планете живут дети и с тёмной кожей, и светлой кожей, и с узким разрезом глаз. (Вывешиваю фигуры детей 3-х рас).
- Мы с вами знаем, что однажды собрались лучшие представители всех наций и приняли документ, который объединил всех детей на Земле.
- Скажите, пожалуйста, как называется документ? – «Декларация о правах ребёнка».
- Какая организация приняла этот документ? - ООН (Организация Объединенных Наций).
- А вы знаете, что такое права?
Дети: Это правила, которым все должны подчиняться, они помогают жить человеку, подсказывают, что можно делать, что такое хорошо, что плохо.
Воспитатель: Да, это определенные правила, которые устанавливает государство в защиту человека. Как вы думаете, для чего нужны права?
Дети: Права нужны для того, чтобы защитить человека.
Воспитатель: А что было бы, если бы люди жили не по правилам и не соблюдали права?
Дети: Все бы ссорились, обижали друг друга.
Поэтому и появилась первая книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. Заботясь о детях, написали вторую книгу — «Конвенция о правах ребенка».
Воспитатель: Самое важное право, которое имеют все дети на планете, как вы думаете, какое?
Дети: Право на жизнь.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни. Мы обозначим это право, вот таким символом (выставить на мольберт) и прикрепим лепесток к нашему цветочку «Права детей».
Ребенок и родитель рассказывают стихотворение:
«Диалог о войне»
-Мама, отчего, скажи,
Войны возникают?
Взрослые - не малыши,
Все законы знают.
Стыдно силой отнимать,
Драться – неразумно,
Но взрывать и убивать?.
Это же безумно!
- Совесть свыше нам дана,
Совесть и любовь.
С ними не нужна война,
Терроризм и кровь.
Если б жил по совести
Каждый человек,
Мы забыли б горести
От войны навек.
(Ольга Кулакова)
Воспитатель: Кто вам помог появиться на свет? Ваши родители, медицинские работники. Кроме права на жизнь, существует и другое право: право знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту (прикрепляется лепесток к середине цветка и символ на мольберт).
Воспитатель: Как вы это понимаете?
Дети: У каждого из нас есть мама и папа. Они нас очень любят, покупают нам игрушки и сладости, воспитывают, чтобы мы росли умными, здоровыми и добрыми людьми. И мы их очень любим. У нас очень дружные семьи. Мы всегда помогаем друг другу во всем. Рассказ ребёнка: «Генеалогическое древо семьи».
Воспитатель: Ребята, а если бы во время игры, кто-нибудь из вас ушибся или поранился, что бы мы с вами делали?
Дети: Мы бы пошли в медицинскую комнату и медсестра, Татьяна Александровна, обработала бы нам рану, чтобы туда не попали микробы.
Воспитатель: Правильно. Врачи вас лечат и следят за вашим здоровьем. И это еще одно ваше право: право на медицинское обслуживание (прикрепляется лепесток к середине цветка и символ на мольберт).
Гимнастика
Воспитатель: Ребята, все вещи вокруг нас имеют названия. И каждый из вас имеет имя. И это является еще одним правом — право на имя.
Воспитатель: Когда вы получаете это право?
Дети: Когда рождаемся.
Воспитатель: После рождения вы получаете первый в своей жизни документ: «Свидетельство о рождении» (показать). Каждому человеку при рождении дается имя, которое выбирают вам ваши мамы и папы. Чтобы привить любовь, интерес к своему имени, мы попросили ваших мам и пап провести маленькое исследование: узнать, что означает ваше имя и сделать поделки для выставки «Имя моего ребенка самое красивое».
Воспитатель: Как нужно обращаться друг к другу?
Дети: Вежливо, ласково, по имени и, конечно, нельзя называть человека грубым словом, давать ему кличку.
Воспитатель: Это является нарушением его права на имя (прикрепляется лепесток к середине цветка и символ на мольберт).
Воспитатель:(обращение к родителям) Давайте поиграем в игру «Ласковое имя».
Вспомните, какими ласковыми именами вы называете своего ребенка. Возьмите лист бумаги совместно нарисуйте ромашку, впишите эти ласковые слова, например, от имени человека: Марина, Мариночка, - или название ягоды, птицы, животного: малинка, котенок, цыпленок, может быть, просто прозвище, но очень ласковое.
Ребята, ваши родители написали для вас на лепестках ромашки много ласковых имен, выберите то, которое вам нравится больше всего, и прикрепите на него божью коровку.
Воспитатель: Ребята, есть еще такое право на образование
(прикрепляется лепесток к середине цветка и символ на мольберт).
Воспитатель: Как вы понимаете это право?
Дети: Это значит, мы ходим в детский сад, потом пойдем учиться в школу. Ответы детей.
Дети исполняют песню В. Шаинского «Учат в школе».
Воспитатель: Ребята, чем вы любите заниматься в детском саду?
Дети: Мы любим, заниматься спортом, рисовать, лепить, вышивать, танцевать и петь.
Творческая мастерская: родители и дети выполняют коллективную работу – плакат ко дню защиты детей.
(Каждый участник рассказывает по одной строке из стихотворения Е. Кургановой):
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
Воспитатель: Вы отдохнули? Вот вы и воспользовались вашим правом на отдых (прикрепляется лепесток к середине цветка и символ на мольберт).
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой красивый получился у нас с вами цветок. Чтобы вы лучше запомнили ваши права, я предлагаю вам поиграть в игру «Викторина на знания прав ребенка».
- Героиня какай сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)
- В какай сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)
- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища).
- У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг? (Золушка).
Воспитатель: Все люди маленькие и взрослые, имеют права, и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.
Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Обратная связь. Родители и дети по кругу передают мяч и отвечают: родители – «Чем полезна именно для вас данная встреча», дети – «Что мне сегодня понравилось больше всего».
Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что вы вырастите грамотными людьми, знающими свои права. Будете соблюдать эти права. А если забудете или захотите их вспомнить, то можете рассмотреть нашу Конвенцию о правах детей.
Воспитатель: Желаю вам, чтобы вы жили счастливо, никто никого не обижал, знал и соблюдал права детей и взрослых. А еще очень важно, чтобы все люди дружили, чтобы у каждого из вас были настоящие и верные друзья, которые помогут и выручат в трудную минуту. Если все люди на планете будут знать свои права и соблюдать их, то на такой планете всегда будет мир и порядок. А сейчас давайте подарим наших птичек-голубочков гостям, как символ мира.
Библиографический список
1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. «Дошкольное воспитание». 1991. - № 6. С. 2-5.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г. Права ребёнка. Основные методические документы. – М. : Дом, 1992. - С. 15-33.
4. Конвенция Организаций Объединённых Наций о правах ребёнка от 20 ноября 1989г. Права ребенка. Основные международные документы. – М., 1992.- С. 15-33.
5. Козлова С. А. Мы имеем право. Учебно-методическое пособие. 2010.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о правах: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Права ребенка. Ребёнок в детском саду. – 2003. - № 3, № 4. – С. 52-58.
8. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж. ТЦ Учитель, 2004. - С. 291-292.
9. Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. Информационно-деловое оснащение ДОУ. Детство-Пресс.
10. Мулько И. Ф. Развитие основ социального и правового сознания: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 37-49.
11. Интернет ресурсы.