«Я и ты — мы одна семья». Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе

Оксана Шелух
«Я и ты — мы одна семья». Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе

«Я и ты – мы одна семья» для родителей и детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: Повышение уровня правовой культуры родителей как условие соблюдения прав ребенка в семье, закрепление знаний у детей «Права ребенка».

Задачи:

Познакомить детей с документами, регламентирующими права и свободы граждан («Конвенция о правах ребенка»).

Познакомить с личным документом детей «Свидетельство о рождении». Способствовать формированию чувства ответственности за другого человека, умения сотрудничать, развитию коллективных навыков общения среди сверстников и с взрослыми.

Развивать умения детей различать положительные и отрицательные поступки

людей, уметь их адекватно оценивать, ссылаясь па полученные знания о правах ребенка (человека).

Воспитывать у детей доброжелательные, дружеские чувства к окружающим.

Для родителей: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, формировать понимание, что семья ответственна за ребёнка.

Оборудование:

• Конвенция о правах ребенка;

• Свидетельство о рождении (детей);

• Символы, обозначающие права детей;

• Выставка «Имя моего ребенка самое красивое»;

• Выставка «Генеалогическое древо семьи»;

• Выставка рисунков по сказкам;

• Мяч, лепестки для цветка;

• Аудиозапись песен об учебе;

• Иллюстрированная Конвенция о правах ребенка.

Предварительная работа:

• Беседы с детьми по правовому воспитанию;

• Чтение художественной литературы;

• Заучивание стихов, пословиц, поговорок.

С родителями:

- информационные стенды в родительском уголке:

«Декларация о правах ребёнка» (приложение № 1);

«Способ открыть ребёнку свою любовь» (приложение № 2);

Раздаточные листы для родителей – «Примеры, которые помогут Вам контролировать собственные агрессивные импульсы» (приложение № 3).

Место проведения: музыкальный зал.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые ребята и их родители, гости. Ребята, я вас приглашаю поговорить на взрослую тему «О правах человека и ребенка».

Ребята, что у вас в руках?

- Посмотрите внимательно и скажите, какие у вас у всех листочки - совершенно одинаковые.

- А сейчас каждый от своего листочка оторвите, пожалуйста, по кусочку.

- Какие у вас получились кусочки? – разные.

- А почему кусочки получились разные? – каждый сделал свой выбор, какой кусочек ему оторвать.

Вывод: Все вы разные и кусочки получились разные. А может вы одинаковые? Посмотрите друг на друга и скажите в чем ваша разница – внешность, характер, поступки, имя.

Воспитатель: Ребята, а цветом кожи, национальностью, могут быть дети не похожи?

- На нашей планете живут дети и с тёмной кожей, и светлой кожей, и с узким разрезом глаз. (Вывешиваю фигуры детей 3-х рас).

- Мы с вами знаем, что однажды собрались лучшие представители всех наций и приняли документ, который объединил всех детей на Земле.

- Скажите, пожалуйста, как называется документ? – «Декларация о правах ребёнка».

- Какая организация приняла этот документ? - ООН (Организация Объединенных Наций).

- А вы знаете, что такое права?

Дети: Это правила, которым все должны подчиняться, они помогают жить человеку, подсказывают, что можно делать, что такое хорошо, что плохо.

Воспитатель: Да, это определенные правила, которые устанавливает государство в защиту человека. Как вы думаете, для чего нужны права?

Дети: Права нужны для того, чтобы защитить человека.

Воспитатель: А что было бы, если бы люди жили не по правилам и не соблюдали права?

Дети: Все бы ссорились, обижали друг друга.

Поэтому и появилась первая книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. Заботясь о детях, написали вторую книгу — «Конвенция о правах ребенка».

Воспитатель: Самое важное право, которое имеют все дети на планете, как вы думаете, какое?

Дети: Право на жизнь.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни. Мы обозначим это право, вот таким символом (выставить на мольберт) и прикрепим лепесток к нашему цветочку «Права детей».

Ребенок и родитель рассказывают стихотворение:

«Диалог о войне»

-Мама, отчего, скажи,

Войны возникают?

Взрослые - не малыши,

Все законы знают.

Стыдно силой отнимать,

Драться – неразумно,

Но взрывать и убивать?.

Это же безумно!

- Совесть свыше нам дана,

Совесть и любовь.

С ними не нужна война,

Терроризм и кровь.

Если б жил по совести

Каждый человек,

Мы забыли б горести

От войны навек.

(Ольга Кулакова)

Воспитатель: Кто вам помог появиться на свет? Ваши родители, медицинские работники. Кроме права на жизнь, существует и другое право: право знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту (прикрепляется лепесток к середине цветка и символ на мольберт).

Воспитатель: Как вы это понимаете?

Дети: У каждого из нас есть мама и папа. Они нас очень любят, покупают нам игрушки и сладости, воспитывают, чтобы мы росли умными, здоровыми и добрыми людьми. И мы их очень любим. У нас очень дружные семьи. Мы всегда помогаем друг другу во всем. Рассказ ребёнка: «Генеалогическое древо семьи».

Воспитатель: Ребята, а если бы во время игры, кто-нибудь из вас ушибся или поранился, что бы мы с вами делали?

Дети: Мы бы пошли в медицинскую комнату и медсестра, Татьяна Александровна, обработала бы нам рану, чтобы туда не попали микробы.

Воспитатель: Правильно. Врачи вас лечат и следят за вашим здоровьем. И это еще одно ваше право: право на медицинское обслуживание (прикрепляется лепесток к середине цветка и символ на мольберт).

Гимнастика

Воспитатель: Ребята, все вещи вокруг нас имеют названия. И каждый из вас имеет имя. И это является еще одним правом — право на имя.

Воспитатель: Когда вы получаете это право?

Дети: Когда рождаемся.

Воспитатель: После рождения вы получаете первый в своей жизни документ: «Свидетельство о рождении» (показать). Каждому человеку при рождении дается имя, которое выбирают вам ваши мамы и папы. Чтобы привить любовь, интерес к своему имени, мы попросили ваших мам и пап провести маленькое исследование: узнать, что означает ваше имя и сделать поделки для выставки «Имя моего ребенка самое красивое».

Воспитатель: Как нужно обращаться друг к другу?

Дети: Вежливо, ласково, по имени и, конечно, нельзя называть человека грубым словом, давать ему кличку.

Воспитатель: Это является нарушением его права на имя (прикрепляется лепесток к середине цветка и символ на мольберт).

Воспитатель:(обращение к родителям) Давайте поиграем в игру «Ласковое имя».

Вспомните, какими ласковыми именами вы называете своего ребенка. Возьмите лист бумаги совместно нарисуйте ромашку, впишите эти ласковые слова, например, от имени человека: Марина, Мариночка, - или название ягоды, птицы, животного: малинка, котенок, цыпленок, может быть, просто прозвище, но очень ласковое.

Ребята, ваши родители написали для вас на лепестках ромашки много ласковых имен, выберите то, которое вам нравится больше всего, и прикрепите на него божью коровку.

Воспитатель: Ребята, есть еще такое право на образование

(прикрепляется лепесток к середине цветка и символ на мольберт).

Воспитатель: Как вы понимаете это право?

Дети: Это значит, мы ходим в детский сад, потом пойдем учиться в школу. Ответы детей.

Дети исполняют песню В. Шаинского «Учат в школе».

Воспитатель: Ребята, чем вы любите заниматься в детском саду?

Дети: Мы любим, заниматься спортом, рисовать, лепить, вышивать, танцевать и петь.

Творческая мастерская: родители и дети выполняют коллективную работу – плакат ко дню защиты детей.

(Каждый участник рассказывает по одной строке из стихотворения Е. Кургановой):

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.

Воспитатель: Вы отдохнули? Вот вы и воспользовались вашим правом на отдых (прикрепляется лепесток к середине цветка и символ на мольберт).

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой красивый получился у нас с вами цветок. Чтобы вы лучше запомнили ваши права, я предлагаю вам поиграть в игру «Викторина на знания прав ребенка».

- Героиня какай сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

- В какай сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища).

- У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг? (Золушка).

Воспитатель: Все люди маленькие и взрослые, имеют права, и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Обратная связь. Родители и дети по кругу передают мяч и отвечают: родители – «Чем полезна именно для вас данная встреча», дети – «Что мне сегодня понравилось больше всего».

Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что вы вырастите грамотными людьми, знающими свои права. Будете соблюдать эти права. А если забудете или захотите их вспомнить, то можете рассмотреть нашу Конвенцию о правах детей.

Воспитатель: Желаю вам, чтобы вы жили счастливо, никто никого не обижал, знал и соблюдал права детей и взрослых. А еще очень важно, чтобы все люди дружили, чтобы у каждого из вас были настоящие и верные друзья, которые помогут и выручат в трудную минуту. Если все люди на планете будут знать свои права и соблюдать их, то на такой планете всегда будет мир и порядок. А сейчас давайте подарим наших птичек-голубочков гостям, как символ мира.

Библиографический список

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. «Дошкольное воспитание». 1991. - № 6. С. 2-5.

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г. Права ребёнка. Основные методические документы. – М. : Дом, 1992. - С. 15-33.

4. Конвенция Организаций Объединённых Наций о правах ребёнка от 20 ноября 1989г. Права ребенка. Основные международные документы. – М., 1992.- С. 15-33.

5. Козлова С. А. Мы имеем право. Учебно-методическое пособие. 2010.

6. Шорыгина Т. А. Беседы о правах: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

7. Права ребенка. Ребёнок в детском саду. – 2003. - № 3, № 4. – С. 52-58.

8. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж. ТЦ Учитель, 2004. - С. 291-292.

9. Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. Информационно-деловое оснащение ДОУ. Детство-Пресс.

10. Мулько И. Ф. Развитие основ социального и правового сознания: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 37-49.

11. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Анкета по правовому воспитанию детей Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт.

Организация работы по защите прав воспитанников в ДОУ и в семье На сегодняшний день в нашем ДОУ по защите прав воспитанников выстроена система работы по трем направлениям: с сотрудниками, детьми, родителями.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
«Я и ты — мы одна семья». Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 18 октября 2014 в 15:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

Развивающая тактильная панель для детей младшего дошкольного возраста
Цель: упражнять детей в сравнении предметов контрастных размеров и цветов, дать понятие «один», «много», упражнять детей в игре с липучками-застежками,...
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе. Тип проекта : познавательный. Возрастная группа : младшая группа ( 3-4 года)...
Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...