Зульфия Арипова
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. «Веселые матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- учить детей слушать и произносить незатейливые по содержанию и простые по форме потешки, стихотворения, загадки;
- развивать речь детей, общие речевые навыки, координацию речи с движением;
- упражнять голосовые связки;
- вызвать интерес к пальчиковым, дидактическим и подвижным играм;
- воспитывать дружеские отношения со сверстниками.
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество, „Веселые матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Материал:
готовые работы, выполненные на кружке «Умелые ручки» - матрешки разного размера; костюмы матрешек (на каждого ребенка, магнитофон, диски с музыкальными записями, шапочка с изображением сороки из шапочкового театра, сумочка, очки, колокольчик, мыло (предмет-заместитель, иголка (предмет-заместитель, картинки с изображением старичка Фукурамы и русских матрешек.
Предшествующая работа:
разучивание потешек, небольших по объему стихотворений; рассматривание иллюстраций; выполнение произвольных движений пальцев рук при прочтении известных стихотворений, мини-игры (драматизация) с использованием персонажей из известных сказок.
Ход:
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам должны прийти гости. Я вам загадаю загадку, а вы будете отгадывать».
Дети: «Да, конечно!»
Воспитатель: «Тогда слушайте внимательно:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница».
Дети: «Это матрешки!»
Воспитатель: «Да, ребята, вы угадали – это матрешки! А вы знаете, откуда они появились?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А кто это, как вы думаете?» (показывает изображение японского персонажа – старичка Фукурама)
Дети: «Смешной старичок Фукурама!»
Воспитатель: «Совершенно верно! Мы с вами даже знаем смешное стихотворение Весёлый старичок известного поэта Даниила Хармса про него:
Дети (хором):
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто!
Воспитатель: «А каких матрешек вы знаете?»
Показываю ребятам изображения матрешек, и вспоминаем с детьми, какие бывают матрешки: Сергиево-Посадские, Семеновские, Полхов-Майданские.
Воспитатель: «Ой, а кто это к нам идет?»
(в группу под музыку заходят пять девочек, одетых в костюмы матрешек)
Матрешки: «Здравствуйте, ребята! Мы матрешки. У каждой из нас есть имя: матрешка Настасья (выходит первая матрешка и кланяется, матрешка Настена (вторая, матрешка Настюша (третья, матрешка Дарья (четвертая) и матрешка Полина (пятая)».
Воспитатель: «Какие вы молодцы! Просто умницы! И такие нарядные! Конечно, вы и петь умеете, и танцевать!»
Матрешки: «Да, умеем! И сейчас покажем!»
(становятся в круг и начинают петь, сопровождая движениями)
Кукла славная - матрешка,
Где же ручки, (показывают ручки)
Где же ножки? (показывают ножки)
Ах, какие щечки, (гладят себя по щечкам)
Красные, румяные,
На фартучке цветочки (рассматривают узоры на своих сарафанах)
И на сарафане.
Вот матрешка - мама, (выходит в круг первая матрешка)
Вот матрешки - дочки, (остальные берутся за руки и водят хоровод)
Ротик - будто ягодки,
Глазки - будто точки!
Мама песенку поет,
Дочки водят хоровод,
маме хочется покой, (первая матрешка будто засыпает)
Прячутся одна в другой! (все матрешки становятся друг за другом)
Воспитатель: «Какие славные у нас матрешки! А мы, ребята, давайте покажем, как мы умеем играть! (растеряно оглядывается) Только где же наши вещи, с которыми мы хотели поиграть? Ах, вот кто все взял!» (показывает на спрятавшуюся Сороку – девочку из группы)
Сорока: «Здравствуйте, ребята! Я - Сорока-белобока над садиком летала,
Деток в гости приглашала!»
Проводится игра-драматизация «Сорока».
Воспитатель: «Ребята! Пока мы с вами были на улице, Сорока все унесла к себе в сумочку!»
(Сорока показывает сумочку, другой ребенок садится рядом и вытаскивает все на стол)
Дети: «Сорока, сорока,
Отдай нам мыльце!»
Сорока: «Не дам, не отдам,
Возьму ваше мыльце –
Отдам своему сорочонку
Умыться!»
Дети: «Сорока, сорока,
Отдай нам иголку!»
Сорока: «Не дам, не отдам,
Возьму я иголку –
Сорочку сошью своему
Сорочонку!»
Дети: «Сорока, сорока,
Отдай нам очки!»
Сорока: «Не дам, не отдам,
Я сама без очков –
Прочесть не могу
Сорочонку стихов!»
Дети: «Сорока, сорока,
Отдай нам звоночек!»
Сорока: «Не дам, не отдам,
Возьму я звоночек!
Отдам сорочонку –
Звони, мой сыночек!»
Воспитатель: «Ты, сорока,
Не спеши – ты ребяток попроси!
Все тебя они поймут,
Все, что надо подадут!»
(Сорока выкладывает обратно на стол все, что спрятала в сумочку – мыло, иголку, очки, звонок)
Воспитатель: «Ребята, зачем Сороке нужны эти вещи?»
Дети: «Чтобы умываться, шить рубашку, читать книжку, будить своего сыночка!»
Воспитатель: «Отдадим нашей гостье все, что она хотела украсть?»
Дети: «Да, конечно отдадим!»
(Сорока, довольная тем, что ребята ей все подарили, «улетает»)
Воспитатель: «Какие вы молодцы, что все подарили Сороке! Но она забыла взять наш колокольчик. Давайте поиграем с ним. Зимой, какую песенку мы любили с вами напевать?»
Дети: «Песенку про бубенчики!»
Воспитатель: «Верно, ребята! Давайте ее споем и потанцуем!»
Бубенцы
Сами саночки бегут, (Дети делают «пружинку»)
Стелется поземка.
И бубенчики поют на морозе звонко.
Припев:
Динь-динь-динь-ди-линь (бегут по кругу, имитируя пальчиками)
Синими лесами, бубенчики
Едут, едут динь-ди-линь
Сани с бубенцами
Ветер весело гудит, (снова «пружинка» с приседанием)
Подгоняет санки,
Остаются позади
Белые полянки.
Припев
Мчатся саночки вперед (дети танцуют, хлопая в ладоши)
Белою порошей,
Приходи к нам каждый год
Дед Мороз хороший!
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Да, Сорока-белобока забыла наш колокольчик, в который очень вы любите играть. А раз сегодня у нас такие замечательные гостьи, давайте им покажем, как мы играем. (показывает на полочку, где стоят деревянные матрешки). И предложим нашим гостьям поиграть с нами».
Выбирается один ребенок и одна девочка-матрешка. Под чтение стихотворения они собирают матрешки по возрастанию:
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. А теперь давайте подарим нашим гостьям поделки, которые мы с вами сделали своими руками!»
Дети дарят подарки матрешкам. Они машут рукой и уходят под музыку.