Марина Стадник
Конспект занятия по развитию речи детей 5–7 лет с использованием мультимедийных средств обучения «Маша в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Маша в гостях у детей»
Цель: Формирование и совершенствование речевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обогащать и активизировать словарный запас;
2. Упражнять в умении ориентироваться в заданном пространстве;
3. Упражнять в подборе притяжательных прилагательных, слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
4. Совершенствовать навыки выразительности речи;
5. Тренировать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей 5–7 лет с использованием мультимедийных средств обучения „Маша в гостях у детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
6. Развивать творческие способности детей.
Оборудование: проектная установка, презентация, карточки с картинками, кузовок, баночки с вареньем, грибок, тканевый мешочек, резиновые колючие шары, игрушки из разного материала, ткань разной расцветки, фонограммы песен из мультфильма «Маши и медведь».
Ход занятия
I. Организационная часть.
Звучит заставка к мультфильму «Маша и Медведь».
- Дорогие ребята, вы догадались, из какого мультфильма эта мелодия?
- Как зовут главных героев этого мультсериала? (Маша и Миша).
- Вспомните, что делает Маша в мультфильме? (дети перечисляют, на экране появляется Маша с разными эмоциональными состояниями)
- Маша какая?
- Правильно, она – любознательная маленькая девочка, поэтому задавала Мише много вопросов. Миша многое ей объяснял, но на все её вопросы ответить не мог, потому что он живет в лесу. И тогда Маша решила прийти в гости к вам, ребята (Воспитатель выводит девочку из-за ширмы).
- Здравствуй, девочка, меня зовут М. Н., а тебя как зовут?
- Хочешь познакомиться с ребятами? Тогда подойди и познакомься. Сначала назови свое имя, потом спроси имя каждого из ребят (Дети называют свои имена).
II. Основная часть.
1. - Маша, мы знаем, что ты любишь играть с игрушками. Их на столе у тебя много! И все они разные. Ты можешь сказать, они какие?
- Если взять дерево, то какая игрушка получится? Не знаешь? Кто, ребята, поможет? (Деревянная).
- Покажи и назови эту игрушку (Это деревянная матрешка).
- Если взять стекло, то какая игрушка получится? (Стеклянная)
- Если взять резину, то какая игрушка получится? (Резиновая)
- Если взять бумагу, то какая игрушка получится? (Бумажная)
- Если взять металл, то какая игрушка получится? (Металлическая)
- Если взять пластмассу, то какая игрушка получится? (Пластмассовая)
(Ответы детей по образцу воспитателя)
2. - Запомнила, Маша, какие бывают игрушки?
- Назови, какие игрушки на верхней полке? (бумажный заяц и деревянный конь).
- Какие игрушки на нижней полке? (пластмассовая коляска и резиновый мяч)
- Какие игрушки остались на столе? (стеклянный кубик и металлическая машинка).
- Маша, поставь стеклянный кубик на нижнюю полку, а металлическую машину на верхнюю полку.
3. Дидактическая игра «Кузовок»
– Навели ребята порядок в доме, молодцы! У меня есть волшебный кузовок, в него можно положить лишь те слова, которые заканчиваются на -ОК. Маша, ты знаешь такие слова? А вы, ребята? Тогда я начну первая: «Я кладу в кузовок МОЛОТОК».
( Воспитатель дает каждому ребенку кузовок со словами: «Вот тебе кузовок, клади в него все, что на –ОК!», дети подбирают рифмовки).
- Набрали полный кузовок,
Нашли большой грибок,
А под ним – большой мешок!
- Хотите узнать, что лежит в мешке? Давайте вместе посмотрим.
(Дети подходят к грибку и, развязав мешок, достают «колючие» мячи)
4. Су-джок терапия «Ежик»
– На кого похожи эти мячики? (на ежей)
- Давайте с ними поиграем, и ты, Маша, играй с нами. (Дети катают «колючие» шары ладонями по ковру, одновременно проговаривая стихотворение)
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
Я сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
5. Речевое упражнение «Душистое варенье» (звучит песня «Про варенье»)
а) – Миша передал с Машей нам гостинец, много банок вкусного варенья. Только вот Маша не знает, из чего оно сварено и как называется.
- Как можно это узнать об этом? (Попробовать, посмотреть, понюхать)
- Правильно, узнать об этом можно по вкусу, по цвету и по запаху.
- Вы сейчас будете определять варенье по запаху. Нужно закрыть глаза и глубоко вдохнуть, когда я поднесу банку к вашему носу.
( Дети выполняют задание: произносят называние ягоды и образованное от нее притяжательное прилагательное: «Варенье из малины - малиновое»).
- Запомнила, Маша, какое варенье прислал Миша? Повтори.
б) – Ребята, вспомните и скажите: морковное варенье Маша из чего варила? (Из моркови). Правильно.
- Арбузное? Из арбуза.
- Огуречное? Из огурцов.
- Кабачковое? Из кабачков.
- Луковое? Из лука.
- Какое варенье, Маша, ты любишь? А вы, ребята? (Ответы детей).
6. Речевая пальчиковая игра «Машина каша»
- Наварила как-то Маша очень-очень много каши. Сама наелась, всех лесных жителей накормила и нам принесла. Готовьте ладошки.
Ели вкусную мы кашу (Соединяют ладони перед собой - делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева).
Каша пшенная с дымком (Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев).
Каша пшенная с дымком (Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка»,
с левой рукой - «дымок»).
С хлебом (Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба»).
С маслом (Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла»).
С молочком (Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка»).
Взяли мы большие ложки (Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки»).
Съели все до самой крошки (Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту).
Вот какая каша (Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева).
Была у нашей Маши! (Снова берутся за воображаемые концы платочка).
- Спасибо, Маша, накормила всех нас вкусной кашей!
7. Речевое упражнение «Кавардак» (звучит песня «Про следы»)
– Маша, мы знаем, что ты любишь рисовать, и принесла нам свои рисунки. Покажи их ребятам.
- Ой, что это или кто это? Это крокодил с лисьим хвостом!
- Ребята, в Машиных рисунках – кавардак. Кого же она нарисовала? (ответы детей)
- Кого хотела нарисовать? (ответы детей)
- Нужно исправить машины рисунки. Раз, два, три – рисунки измени! Вот теперь понятно, кого рисовала Маша.
8. Итог занятия «Сочиняем сказку на ткани»
–А ещё Маша очень любит сказки. Сочиним про нее новую необычную сказку. Я начну, а вы мне поможете (воспитатель раскладывает кусочки разноцветной ткани, изображающей небо, поляну, облака на полу, а затем ставит деревянный домик, сопровождая свои действия текстом сказки)
«На лесной полянке (зеленая ткань с изображением цветов) жила–была Маша в красивом большом домике. Рядом с домом журчал веселый ручеек (кусок голубой ткани голубого цвета) и часто напевал ей свои песенки. Она была добрая девочка, гостеприимная, поэтому к ней часто приходили гости. И вот когда Маше исполнилось 5 лет, её пришли поздравить все ее друзья. Первым к ней пришел Миша… (дети выбирают фигурки животных, сочиняют диалог и обыгрывают речевые ситуации, воспитатель следит за точным проговариванием). Он принес ей в подарок банку с малиновым вареньем. Потом прибежал Волк и подарил ей резиновый красный мяч. Следом прибежали три Поросенка и подарили ей альбом с красками. Прискакал Зайчик, принес морковки для необыкновенного варенья. А Ёжик принес книгу со сказками. Петушок прилетел последним и для всех гостей исполнил веселую песенку».
- Ребят, слышите её? Какое день рождение без танцев! Вставайте вместе с машинными гостями в круг и подарите Маше еще и танец! (дети встают в круг и исполняют танцевальные движения под «Песню про дружбу»).
- Маша, тебе понравилась наша сказка?
- Ребята любят тебя, смотрят твои истории и знают, что тебе нравится. Поэтому все сказочные подарки останутся у тебя, а мы будем с нетерпением ждать новых серий мультфильма с твоими сказками.