Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи на тему «Зима. Зимние забавы» для детей подготовительной к школе логопедической группы

Ирина Галушкина
Конспект занятия по развитию речи на тему «Зима. Зимние забавы» для детей подготовительной к школе логопедической группы

Цели занятия :

Обобщение и систематизация знаний детей о зиме;

Активизация и расширение словаря детей по темам «Зима», «Зимние забавы».

Закрепление навыков:

- согласования прилагательных с существительными;

- образование родственных (однокоренных) слов к слову снег;

- подбор синонимов к слову дети;

- звуко-слогового анализа и синтеза;

- составления схем предложения;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи на тему „Зима, Зимние забавы“ для детей подготовительной к школе логопедической группы» размещена в разделах

Автоматизация звуков «Ж» - «Ш»; закрепление правописания «ЖИ» - «ШИ»

Развитие связной грамматически правильной речи, при составлении рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;

толерантное отношение к ответам детей; -

умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: сюжетная картинка «Зимние забавы», фрагменты к ней; «Слоговое лото» (снежинки с написанными на них слогами); иллюстрации к заданию образование родственных слов к слову снег; иллюстрации зимних видов спорта и спортивного инвентаря; кассы; наборы для составления схем предложения; белая бумага, маркеры; магнитная доска, наборное полотно.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

- Доброе утро дети!

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте их поприветствуем.

Доброе утро (гостям)

Целевая установка: У нас сегодня много работы вы должны быть внимательными и активными, чтобы успеть выполнить все задания.

2. Организационный момент.

Давайте вспомним, с какими звуками мы с вами работаем («Ж», «Ш»)

Дежурные звуки Ж – Ш. (выставляются на доске)

Правильно это звуки «Ж» и «Ш», поэтому, сегодня мы будем их слушать и различать, придумывать слова, но сначала мы вспомним:

• Чем они похожи? (согласные, всегда твердые, шипящие, парные)

• Чем они отличаются? («ш» - глухой; «ж» - звонкий)

Молодцы ребята не забывайте эти звуки произносить правильно. Занимайте свои места.

3. Введение в тему. Внимательно послушайте загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица,

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром.

• Как вы думаете, ребята, что это за царица? (зима)

Вы отгадали. И сегодня мы поговорим о самом загадочном времени года «Зимушке-Зиме» и зимних забавах.

• Что это за тройка скакунов, принесла зиму? (зимние месяцы)

• На дворе зима, а как называются зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль) :

- Почему говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает», «Январь году начало, зиме середина» (ответы детей)

- Каким зимним месяцем зима заканчивается?

• - А какие изменения происходят в природе зимой?

земля, деревья, крыши домов покрыты снегом;

покрываются льдом реки и озера;

стоят морозные студеные дни (трещат морозы);

дует холодный ветер;

зимой дни короткие, ночи длинные;

зимнее солнце светит, но не греет;

деревья стоят голые;

у нас остались только зимующие птицы;

люди одеты в теплую одежду.

Молодцы. Много вы знаете о зиме.

3. Подбор определений к слову зима :

Давайте подберем слова- признаки к слову зима. Какая зима?

(снежная, холодная, морозная, красивая, суровая, любимая, долгожданная,

вьюжная, пушистая, злая, лютая, белоснежная, ранняя, долгая, веселая, сказочная)

4. Зимние виды спорта.

Верно, вы подобрали определения к слову зима. Но зимы никто не боится, а особенно спортсмены. Какие зимние виды спорта вы знаете? (лыжный, конькобежный, хоккей, фигурное катание, санный и т. д.) выставляются картинки

• Дидактическая игра «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе, и образование сложных слов) :

Конькобежец (бегает на коньках)

Саночник (соревнуется на санках)

Лыжник (катается, бегает на лыжах)

Хоккеист (играет в хоккей)

Фигурист (занимается фигурным катанием)

• Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление дательного падежа имен существительных) картинки:

клюшка и шайба нужны хоккеисту; коньки нужны …;

санки - …; лыжи - …; шайба - …;

• Дидактическое упражнение «Подбери предметы к признакам».

Это лыжник. Во что он одет? (в лыжный костюм) О чем еще можно сказать это лыжный …. :

лыжный лыжная лыжные

костюм палка, горка штаны, костюмы

свитер шапка, куртка ботинки, следы

след кофта, варежка, палки, шапки

поход обувь, трасса куртки, варежки

тренировка

Без чего не бывает лыжника? (лыжника не бывает без лыж, палок, тренировок, костюма)

А теперь подумайте без чего не бывает зимы? (зимы не бывает без мороза, снега, сугробов, снегопада)

5. Дидактическое упражнение «Без чего не бывает зимы» (усвоение категорий родительного падежа)

Зимы не бывает без мороза (снега, ветра, сугробов, метелей, снегопада).

Снегопад, это сложное слов образовано от двух слов снег и падает.

От слова снег, ребята, произошло много разных «снежных» слов и сейчас мы попробуем нарисовать эти слова.

6. Образование родственных слов к слову снег. (рисование)

Дети рисуют на бумаге родственные слова к слову снег.

(снежок, снежная, снегурочка, снеговик, снежинка, снегирь, снегопад,

подснежник)

Дети рассказывают, что они нарисовали. Рассказ сопровождается показом картинок на доске. Ответы детей дополняются.

снег – снежок – снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снеговичок – снежки – снегокат – снегоход – снежный – заснежило – снежище – снегурочка – снегирь – белоснежный – Белоснежка – подснежник

Очень много «снежных» слов мы назвали, а теперь предлагаю отдохнуть.

7. Физминутка: «Снег» (стр. 40)

Снег сегодня шел с утра

Рада снегу детвора

Снег на ветках, на дорожках,

На носах и на ладошках.

8. Упражнение на составление слов из слогов «Слоговое лото» .

Снежинки смело кружатся повсюду, даже в нашей группе летают снежинки (разбросать по паласу, но снежинки не простые на них зимушка-Зима написала слоги давайте попробуем собрать слова и подумайте сколько слогов в ваших словах

Слоги : «зи» «ма» «гор» «ка» «снеж» «ки»

«ка» «ток» «сне» «го» «вик»

Слова : «горка», «зима», «снеговик», «каток», «снежки».

Дети составляют слова на доске объясняя:

в слове «зима» 2 слога: 1 -«зи», 2 – «ма»;

в слове «снежки» 2 слога: 1 –«снеж», 2 – «ки» и т. д.

Какое слово самое длинное? (снеговик)

• Работа со словом «снеговик» :

Сколько в слове слогов? Почему? Какой ударный?

Назовите твердые согласные звуки. («с», «г», «к»)

Назовите мягкие согласные звуки («нь», «вь»)

• О чем вам напоминают эти слова? (о зиме, о зимних забавах)

А какие зимние забавы любите вы?

Ответы детей : «Я люблю кататься на санках», «Я люблю играть с друзьями в снежки» и т. д.

9. Работа с кассами. (на доске две картинки. «девочка катается на лыжах», «мальчик катается на санках»)

Посмотрите, эти ребята, как и вы, любят кататься на санках и на лыжах. Давайте придумаем им имена с нашими звуками «ж», «ш».(Саша, Маша, Жанна, Анжела, Жора, Женя, Паша, Наташа, Шура, Сережа и т. д.)

Молодцы. Открывайте кассы и из букв разрезной азбуки составим предложения: девочки – У Даши лыжи.

мальчики – У Миши санки.

• Закрепление правила правописания «ЖИ» - «ШИ», правила о предложении.

• Составление схем предложений. ___ ___.

• Распространение предложений. У Даши (какие) лыжи? У Миши (какие) санки? (новые, красивые, любимые и т. д.) __ ___ ___.

Молодцы. Закрывайте кассы.

Да, все любят игры зимой. Мы с вами много говорили о зиме, составляли предложения, рассматривали картины. Вот на этой картине тоже каждый занят своим делом. Давайте вспомним все, о чем мы с вами сегодня говорили и попробуем составить рассказ.

Для это нам нужно составить план. План рассказа в картинка.

10. План рассказа:

а). Зима.

б). Приметы зимы.

в). Зимние забавы.

г). Настроение детей.

Составление предложений по каждому пункту плана.

Молодцы. А теперь объединим все предложения в рассказ. Кто хочет рассказать свой рассказ.

11. Составление рассказов-миниатюр по сюжетной картине «Зимние забавы».

Пришла морозная долгожданная зима. Дует холодный ветер. Выпал белый, пушистый снег. Он покрыл землю, деревья, крыши домов. Все бело кругом. Ребята не испугались мороза. Они катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика, играют в снежки. Им весело зимой.

Молодцы, ребята, хорошо вы рассказали о зиме и зимних забавах. Да на дворе зима. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой очень много праздников (назовите их, пожалуйста) : Новый год, Рождество, Святки, Крещение, день защитников Отечества, Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и я вас приглашаю немного повеселиться да позабавиться.

12. Сюрпризный момент.

Звучит запись масленичной запевки. Ряженные с бубенцами, трещетками, колокольчиками появляются в дверях групповой комнаты.

Ведущий восп-ль: А вот и ряженные идут,

Они пляшут и поют.

Заходите дорогие:

Славные да молодые.

Мы давно вас поджидаем

Всех радушно приглашаем!

Ряженные заходят в групповую комнату.

Скоморох 1. Здравствуй, весь народ честной!

День сегодня не простой.

Мы сегодня зиму провожаем,

Весну красную встречаем.

Все (хором) : Коляда, коляда. Здравствуй масленица!

Ведущий: А где ж она, Масленица? Авдотья Изотьевна?

Скоморох 2 : Наша масленица годовая

Всем нам гостьюшка родная!

Она пешею к нам не ходит

Все на кониках разъезжает

На лошадках вороных

Да на санях расписных.

Все (хором) : Милости просим к нам, Авдотья Изотьевна!

В группу завозят «Масленицу» - куклу, останавливают в центре.

Хоровод «Широкая масленица», дети образуют круг.

Зима : Вот и Масленица пришла

Всем гостинцы принесла:

С сыром, маслом и яйцом,

Со блином да пирогом.

Ребенок: Как красива Дуня наша

Всех белее и всех краше:

Коса длинная триаршинная

Лента алая двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Лапти частые, головастые.

Портянки белые, набеленные.

Все (хором) : Ай-да масленица!

Хоровод: «Ой, ладу-ладу».

Ребенок: Масленица – кривошейка,

Мы встречаем тебя хорошенько.

Масленица блиноед,

Подавай нам на обед:

Каравайцы, леденцы

Да румяные блинцы.

«Блины» - игровая.

Ребенок: Как на масленой неделе

Из печи блины летели

С пылу, с жару разбирайте

Похвалить не забывайте.

Дети угощаются блинами. Звучит фонограмма «Пришла к нам Масленица»

Ведущий: Широкая масленица,

Мы тобой не нахвалимся

В понедельник ты пришла

И в середу ты пришла,

В пятницу и в воскресенье –

Всю неделюшку веселье!

Скоморох 1: Ох, везде надо успеть

И сплясать, и песни спеть

Съесть корзину пирогов

Да с три короба блинов.

Скоморох 2 : А вы, гости, что сидите.

Аль блинов вы не хотите.

Заходите на блины,

Говорят «Они вкусны»

Скоморох 1: Мы на чай вас приглашаем,

Вместе: Всех блинами угощаем!

Дети берут гостей за руку и ведут на угощение.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима. Зимние забавы» Конспект НОД по коммуникации (подготовительная группа) Тема. «Зима. Зимние забавы» Цели: - закрепление представление о зиме и её приметах.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: Учить составлять.

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей «Зима. Зимние забавы» Тема: «Зима. Зимние забавы». Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Актуализация.

Конспект занятия по художественному творчеству (аппликация) для детей подготовительной группы «Зимние забавы» Цели и задачи: 1. Закреплять навыки вырезания по кругу, закрепить прием обрывания (сугробы и снег). 2. Развивать творческую активность детей,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе. Сочинение синквейна на тему «Ель» ЦЕЛИ: -Закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях. -Совершенствовать вербальный анализ и синтез. -Воспитывать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Дом» Программное содержание: 1. Расширить и обобщить знание детей о домах. 2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения, формировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Зима. Зимние забавы. Ход занятия 1. Организационный момент Я рада видеть всех деток.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимние забавы» Тема: Рассматривание картины «Зимние забавы», снеговик. Цель: описательный рассказ по картине; снеговик, конструктивным способом. Задачи:.

Педагогический проект «Зимние забавы» для детей подготовительной к школе группы Педагогический проект: "Зимние забавы" Вид проекта: • по направленности: информационно - познавательный • по количеству участников: коллективный.

Занятие в старшей логопедической группе «Зима. Зимние забавы» Тема: «Зима. Зимние забавы.» Цели: 1. Развитие пространственно- временных представлений 2. Развитие неречевого дыхания (длительность, сила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи на тему «Зима. Зимние забавы» для детей подготовительной к школе логопедической группы
Опубликовано: 5 декабря 2015 в 18:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД