Юлия Горовая
Конспект занятия по развитию речи «Транспорт, виды транспорта»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме "Транспорт"
Задачи:
- коррекционно-образовательные: расширить словарный запас детей по теме "Транспорт"; изучить понятия "наземный", "водный", "воздушный», "подземный", "специальный" транспорт; развить умение подбирать прилагательные к существительным, правильно их согласовывать; закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; вспомнить названия профессий людей, управляющих транспортом, научиться формулировать свои мысли, определяя предназначение разных видов транспорта, повторить основные цвета и геометрические фигуры.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Транспорт, виды транспорта“» размещена в разделах
- Виды транспорта. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- коррекционно-развивающие : развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук и графических навыков.
- коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде.
Оборудование: общая картинка с различными видами транспорта (изображения воды, неба, дороги); маленькие картинки с видами транспорта; разрезные картинки/пазлы с водным, наземным, подземным, воздушным транспортом; сигналы светофора: круги зеленого, красного и желтого цветов, жезл; тазик с водой, бумажный кораблик, вертушки, самолет-сортер, водные и обычные раскраски с изображением транспорта, цветные карандаши, кисти, баночки с водой, игрушечные машинки (легковой автомобиль, пожарная машина, самосвал, деревянный конструктор «Транспорт».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено?
Дети: - Машина, автобус, самолёт, поезд, троллейбус, лодка.
Воспитатель: - А как всё это можно назвать одним словом?
Дети: - Транспорт.
2. Расширение словаря детей по теме "Транспорт".
Познакомить детей с названиями различного транспорта, попросить детей показать различные части транспорта : кабину, кузов, руль, колёса, фары, сиденья, крылья, вёсла.
Дидактическая игра «Что? Где?»
На столе карточки с изображением дороги, моря, неба.
Воспитатель поочерёдно демонстрирует картинки с транспортом. Дети должны определить, какой транспорт движется по земле, какой по воде, какой по небу и прикрепить карточки под соответствующее изображением.
Лодка, пароход, яхта, катер – вода.
Самолет, вертолёт, ракета – воздух.
Автобус, трамвай, троллейбус, легковой автомобиль – дорога.
Воспитатель: - Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде?
Дети: - Водный.
Воспитатель: - Давайте отправим в плаванье наш бумажный кораблик!
Дети дуют на бумажный кораблик, находящийся в тазике с водой.
Воспитатель: - А транспорт который, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе?
Дети: - Воздушный.
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем подняться в небо!
Дети дуют на вертушки.
Воспитатель: - А теперь отправим в полет грузовой самолетик.
Дети загружают самолет-сортер разноцветными геометрическими фигурами, называя цвет и форму каждой.
Воспитатель: А как мы назовем транспорт, который движется по дороге (по земле?
Дети: - Наземный.
Воспитатель: - Ребята, а кто-нибудь катался на метро? Где движется этот транспорт?
Дети: - Под землёй.
Воспитатель: - Правильно. И такой вид транспорта называется подземный.
Воспитатель берет по одной карточке каждого вида транспорта (легковая машина, теплоход, самолет).
Воспитатель: - Ребята, давайте подумаем, эта машина какая?
Дети: красная, легковая, быстрая…
Воспитатель: - А теплоход какой?
Дети: - Большой, пассажирский, белый…
Воспитатель: - А самолет какой?
Дети: - Серебристый, быстрый, пассажирский…
Воспитатель: - Ребята, а что это такое? – назовите.
Воспитатель показывает карточки с трактором, поливальной машиной, грузовиком, машиной Скорой помощи, полицейским автомобилем и т. д. Дети называют. Некоторые виды техники логопед ставит на стол в виде игрушек.
Воспитатель: - Ребята, такая техника называется «специальной», потому что выполняет определенные задачи. Например, для чего нужна машина Скорой помощи?
Дети: - Для того, чтобы перевозить больных.
Воспитатель: _ А для чего нужен самосвал?
Дети: - Для того, чтобы перевозить сыпучие грузы и удобно их выгружать.
И т. д.
3. Загадки про транспорт
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус)
Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. (Троллейбус)
Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет быстроходный. (Вертолёт)
Вот стальная птица, В небеса стремится, А ведёт её пилот.
Что за птица (Самолёт)
Это конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней! (Машина)
Чудо-птица – алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Ракета)
зеленый говорит: «Можно ехать, путь открыт!»
Воспитатель: - Ребята, а еще дорожным движением может управлять полицейский, у которого есть специальный жезл (демонстрирует жезл, дает детям подержать в руках)
Воспитатель: - Ну что ж, теперь вы готовы отправиться в путь на сказочном автомобиле!
5. Физминутка под песенку про машинку. Дети повторяют движения за воспитателем.
6. Игра «Закончи предложение» + конструирование.
Воспитатель: - Ребята, а давайте построим город, где много транспорта!
Дети строят город, где «живут» разные виды транспорта из деревянного конструктора.
Воспитатель: - Замечательный город у нас получился! А теперь я буду вам говорить предложения, а вы должны будете заканчивать его одним словом».
Ночью в гараже спят … (машины)
Их заправляют … (бензином)
В темноте машины включают … (фары)
У машин не ноги, а … (колеса)
7. Дидактическая игра "Большой - маленький"
Воспитатель: - Сейчас я буду назвать вам виды транспорта (или его часть) а вы должны назвать его ласково.
Пароход - пароходик
Самолёт - самолётик
Машина - машинка
Колесо - колёсико
Вагон - вагончик
Вертолёт - вертолётик
9. Итог занятия
Воспитатель: «Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили (о транспорте? А о каком транспорте (наземном, водном, воздушном, специальном? Что помогает регулировать движение на дороге? Как называются профессии людей, управляющих транспортом?