Алла Баланда
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: «Перелётные птицы».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
Программное содержание
Образовательные задачи:
Формирование лексико-грамматических категорий: образование прилагательного от существительного, сложных прилагательных,
приставочных глаголов., уменьшительно-ласкательной формы от существительного и прилагательного.
Изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, поодиночке, клином);
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: „Перелётные птицы“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Закрепление: употребления предлогов (в, на); понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и водоплавающие – на воде плавают);
Развивающие : Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти,внимания, логического мышления.
Совершенствовать умение образовывать слова противоположные по значению (антонимы).
Развитие мелкой и общей моторики;
Развитие умения согласовывать речь с движением.
Воспитательные: воспитание внимательного, бережного отношения к птицам.
Воспитание уважения друг к другу: умение слушать, не перебивая.
Предварительная работа:
наблюдение за перелётными птицами в природе. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, о перелётных птицах, проведение лексико-грамматических игр и упражнений. Заучивание физкультминутки: «Хочу быть птичкой» и хороводной игры «Веснянка». Разучивание стихотворения Мусы Джангазиева «Берегите птиц»
Словарная работа: активизация и уточнение словаря по теме «Перелетные птицы».
Материалы и оборудование: письмо, разрезная картинка «Скворец», скворечник (из картона, скворец на палочке, предметные картинки «Перелетные птицы» : журавль, иволга, пеночка, кукушка, скворец, аист, лебедь, трясогузка, грач, бусинки, розетки
Ход деятельности.
1. Этюд «Улыбка»
Ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.
Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
2. Ребята, скажите какое время года наступает? (весна.)
А какие признаки весны вы знаете).(ответы детей. А птиц, которые прилетают, как можно назвать одним словом? (перелетные).
А теперь ребята отгадайте загадки:
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит. (грач)
***
А кто хочет нам рассказать о грачах?
(Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.)
Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу - белое полотенце. (ласточка)
***
Правильно ребята, какие вы молодцы.
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.
– Хочу загадать еще одну загадку.
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец. (скворец)
***
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
(Скворец)
– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? (стаей) Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином.
Воспитатель показывает видеопрезентацию.
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят насекомых. Назовите их. (ответы детей) Как вы думаете, почему они улетают первыми?
Потом улетают водоплавающие птицы. В слове водоплавающие тоже прячется два слова, назовите их. (плавать в воде.) Повторите: (водоплавающие).
Ребята а как вы думаете почему улетают эти птицы (вода становиться холодной, а потом вообще замерзает и птицам негде плавать и питаться.)
Давайте поиграем в игру «кто лишний?»( классификация: перелетные, зимующие птицы).
3. Основная часть
Сюрпризный момент.
– Я сегодня нашла в кабинете письмо. Не знаю, кто его прислал, но оно адресовано детям детского сада «Звездочка» №15,подготовительной группы. Вы не знаете это кому? (Это наша группа, это мы.)Значит нам. Интересно? (Да). Тогда надо прочитать его!
«Привет, ребята!Девочки и мальчики, если хотите узнать, кто прислал вам это письмо, то выполните все задания по порядку».
- Ой, какое загадочное письмо. Девочки и мальчики, а вы хотите узнать, от кого оно? Тогда внимательно слушайте задания, а за каждый правильный ответ вы получите бусинку. После занятия, в группе, каждый из вас, соберет свои бусы на нить, и вы сравните, у кого они получились длиннее.
Задание 1.
Загадка:
На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его… (Скворец).
Игра «Доскажи словечко».
Цель: Образование приставочных глаголов.
(воспитатель берёт скворечник, скворца на палочке и обыгрывает действия).
- Скворец хочет с вами поиграть в игру «Доскажи словечко». Я вам буду показывать действия и их проговаривать, а вы должны продолжить фразу: скворец к скворечнику (Что сделал…прилетел. Скворец в скворечник (залетел, и т. д.
Мы справились с 1-м заданием, получили бусинки. На столах стоят розетки, положите, пожалуйста, в них бусинки.
Задание 2.
Игра «Путаница».
Цель: Образование прилагательного от существительного.
- Ой, этот листок, наверное, попал под дождь, смотрите! Он размыл некоторые слова. Вы поможете мне разобраться? (Детям предлагаются ошибочные окончания слов в предложениях).
Наступил первый весна день. –(Наступил первый весенний день.)
Дует теплый весна ветер. –(Дует теплый весенний ветер.)
В небе светит яркое весна солнце. –(В небе светит яркое весеннее солнце.)и т. д.
Какие мы молодцы, справились с этим заданием.
Задание 3. Игра «Скажи, какой, скажи какая».
Цель: Образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного.
У цапли длинные лапы (какая цапля) –(Длиннолапая цапля.)
У аиста красный клюв (какой аист) –(Красноклювый аист.)
У лебедя белые крылья (какой лебедь) –(Белокрылый лебедь.)и т. д.
Задание 4. Игра «Узнай по голосу».
Цель: Формирование фонематического слуха, слухового внимания.
Звучит аудиозапись с голосами птиц. У каждого на столе лежит предметная картинка. (Кукушка, скворец, журавль, гусь, жаворонок).
Дети внимательно слушают голоса птиц, показывают свою картинку с изображением птицы и говорят, как она называется.
Молодцы.
Задание 5. Игра «Скажите наоборот».
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).
Журавль большой, а соловей … (маленький).и т. д.
Физкультминутка. Игра «Хочу быть птичкой»
Цель: Развитие умения согласовывать речь с движением. Развитие мелкой и общей моторики.
Я по улице гулял, (Шаги на месте).
Скворцов и ласточек считал
Раз, 2,3,4,5 (Указательным пальцем правой руки дети считают пальцы левой, начиная с мизинца и обратно с большого пальца).
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо (повороты туловища вправо, влево)
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать (Руки вниз, удивление).
И руками стал махать (Махи руками).
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист. (Указательный палец делает круговые движения).
Я подпрыгнул, чтоб взлететь (Прыжок, руки вверх).
Но пришлось на землю сесть (Присесть).
Задание 6. Упражнение «Так бывает или нет».
Цель: Развитие диалогической речи и логического мышления.
- Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы). Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет) Из яиц птиц вылупились (кто) (птенцы).
Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов).
Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем). Медведи строят гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).
Задание 7. Игра с мячом «Назовите ласково».
Цель: Образование уменьшительно-ласкательной формы от существительного и прилагательного.
Пестрая утка - … (пестренькая уточка).
Серая кукушка - … (серенькая кукушечка).
Шустрая трясогузка - … (шустренькая трясогузочка).
Добрая птица - … (добренькая птичка).
Короткий хвост - … (коротенький хвостик).
Тонкая шея - … (тоненькая шейка).
Белое крыло - … (беленькое крылышко).
Острый клюв - … (остренький клювик).
Хорошо этим заданием мы справились.
Задание 8. Игра «Сложите картинку».
Цель: Развитие логического мышления.
Детям предлагаются карточки с заданиями – разрезанная картинка с изображением скворца.
- Переверните карточки с заданиями, сложите картинку, и вы узнаете от кого это письмо.
- Что же у нас получилось? (Скворец). Так значит, это скворец принес нам письмо.
Ребята кто нам составит рассказ о скворце? Ответы детей по желанию)
Игра «У кого какое тело?».
– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
– Молодцы, ребята, правильно.
Работа с пословицами.
– Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.
1. Всякая птичка свои песенки поет.
2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.
3. Невелика птичка, да коготок остер.
4. Всякая птица тепло ищет.
5. Всякая птичка сети боится.
– Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. (Дети произносят пословицы хором.)
Итог. – Итак, о чём мы сегодня с вами говорили? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они какие? –(перелётные)птицы,
А как вы к ним относитесь? Чем можно помогать птицам? Я вам предлагаю дома нарисовать листовки, «как нужно беречь птиц», а потом мы с вами их раздадим ребятам младших групп.
– Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте прочтем стихотворение, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)
Муса Джангазиев «Берегите птиц»
Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда!
У нас растит своих птенцов,
Не разоряй её гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Возьмите свои бусинки и нанижите их на тесемку, какие красивые у вас бусы.