Александра Манкевич
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Африку»
Автор занятия : воспитатель Манкевич Александра Георгиевна, МБ ДОУ детский сад № 1 общеразвивающего вида «Росток» г. Усолье-Сибирское, Иркутской области.
Программное содержание:
Цель: Развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Задачи:
1. З. К. Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках, определении первого звука в слове.
2. Совершенствовать произношение звуков в чистоговорках.
3. Словарь: упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
4. Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
5. Грамматика: упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
6. Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
7. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
8. Формирование представлений у детей о материке Африка (климатические зоны и обитатели).
9. Уточнить представления детей о животных самого жаркого материка на Земле: внешний вид, характерные особенности.
10. Создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие.
11. Настраивать детей друг на друга, создавать положительный фон в группе.
Предшествующая работа:
Знакомство на занятиях по Ознакомлению с окружающим миром с материками, в т. ч. и с Африкой, с ее растительным и животным миром. Рассматривание карты мира, карты Африки, иллюстраций. Чтение книг “Айболит”, “Бармалей” К. Чуковского, “Слоненок”, “Маугли”, “Рикки-тикки-тави” Р. Киплинга. Просмотр мультфильмов “Маугли”, “33 попугая”. Вечер загадок “Животные Африки”. Выполнение коллективной работы на занятии по ИЗО на тему : “Животные Африки”.
Материал для занятия : карта мира (или глобус, иллюстрации животных Африки, ткань жёлтого цвета (имитация песков пустыни, цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; пригласительные открытки; посуда для чаепития; телеграмма, магнитофон, карта-схема, муляжи тропических фруктов и др.
Ход занятия:
- Ребята, когда я утром пришла на работу, почтальон принёс к нам в группу телеграмму. Я не стала её читать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе (читаем телеграмму).
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам обезьянка Чичи. Я очень много слышала про вас какие вы дружные, весёлые и умные, и очень бы хотела познакомиться с вами поближе, тем более что у меня сегодня день рождения, и я приглашаю вас всех на праздник. Пригласительные билетики я передала через попугая, он обещал их быстро доставить. Очень жду».
-Ребята, хотите отправиться в путешествие, чтобы поздравить обезьянку Чичи с днём рождения? А кто мне скажет, где живут обезьяны? Тогда для начала нам необходимо разобраться, где находится Африка и на чём нам предстоит туда добираться.
Давайте найдём Африку на карте и определим маршрут.
(Дети находят расположение Африки на карте; смотрим, где Россия, Африка)
- Какой вид транспорта нам понадобится?
( Ответ детей: самолёт, корабль)
- А я хочу вам предложить кое-что другое: Старик Хоттабыч подарил мне ковёр – самолёт; и я предлагаю совершить путешествие на нём. Согласны? (Ответы детей) Тогда помогите мне раскатать волшебный ковёр самолёт.
(Раскатываем вместе ковёр).
- Устраивайтесь поудобнее и полетели…
А чтобы нам было веселее лететь, мы с вами поиграем:
Пальчиковая гимнастика «В гости».
Африканский бегемот
В гости к слонику идёт.
Непременно по пути,
Также хочет он зайти:
К зебре, льву и носорогу.
Покажи ему дорогу!
(дети выполняют движения, произнося стихотворения вначале шёпотом, а затем в полный голос.)
- Уважаемые пассажиры! Осторожно, наш ковёр – самолёт приземляется. Куда же это мы прилетели? (переходим на ткань жёлтого цвета, представляющую пустыню) Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке много пустынь. Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)
Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Днем очень жарко, но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. В пустыне очень скудная растительность. А как вы думаете, в пустыне живут какие-нибудь животные? Посмотрите, кто это? Прямо на нас движется медленно высокое животное с большим горбом на спине.
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд, показ иллюстраций)
Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.
Почему им не жарко в пустыне?
(Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей).
Песок очень горячий, что обжигает ноги.
Чем защищены они у верблюда? (копытами)
Какие они у верблюда? (На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку).
Они должны быть широкими, чтобы верблюд не проваливался в песок.
Ребята, скажите, могут ли здесь жить обезьяны, в том числе и наша именинница? (нет)
Почему вы так думаете? (нет деревьев, растительности, бананов).
Скажите, а где могут жить обезьяны? (в джунглях, тропиках)
- Интересно, пригласить-то пригласили, а билетиков на праздник у нас пока нет, попугай, где-то задерживается.
- Ребята, посмотрите, у верблюда на горбу находится какой-то свёрток. Интересно, что же там, давайте посмотрим? Здесь лежит какая-то схема, а на ней дорожки, ведущие к домику обезьянки Чичи. Сверху лежит записка от Попугая:
«Чтобы получить пригласительные билеты и попасть на день рождения к обезьянке Чичи, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорку:
Обезьяне к именинам
Мы подарим апельсины,
Абрикосы, ананасы И ещё бочонок кваса.
- Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем.
- Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли к Африканской саванне (показ иллюстрации).
Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Это баобабы (показ иллюстрации). Это удивительные деревья, при небольшой высоте, имеют очень толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.
Климат в саваннах сезонный, засушливый период сменяется дождливым. Ствол баобаба перенасыщен водой. Зачем это дерево накапливает воду? (чтобы в засушливый период питаться своими запасами)
Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями. (Воспитатель загадывает загадки, сопровождая процесс показом иллюстраций)
Убегайте поскорей!
Ходит, рыщет царь зверей.
Рычащий, жёлтый сыщик,
С хвостом и гривой хищник.
Все сидят, присмирев,
Потому что бродит (Лев)
В тельняшке в обтяжку
По Африке скачет.
Хоть жарко бедняжке,
Не может иначе.
Чужды ей лесные дебри.
По саванне мчится (Зебра).
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев (Жираф)
Эта птица хоть куда!
Не летает никогда,
Только бегает, как ветер.
Знают птицу все на свете (Страус)
Крепко сбит да невысок,
На носу – крепкий рог,
Кто его дразнить посмеет –
Того он на рог подденет (Носорог)
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой.
Кто же это? Кто же это? Кто такой?
Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это. (Слон).
-Ребята, посмотрите, знакомясь с обитателями Африки, мы с вами вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, не помните, что они обозначают? ( Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные).
- Ребята, придется каждому выбрать по одному животному из тех с которыми мы познакомились, назвать его и определить первый звук в этих словах. (лев, зебра, жираф и др.)
-Вы прекрасно справились с заданием, значит, мы можем идти дальше.
Наше путешествие продолжается.
-Ребята, а что изображают на карте коричневым цветом? (показываю горы)
Всеми оттенками коричневого цвета изображены горы.
Это – Килиманджаро. (показываю на карте). Здесь берут свое начало многие реки Африки : Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.
По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы.
– Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается грецкими орешками. Это кто может быть? (удав) Давайте спросим у него, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Удав говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к крокодилу». А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
Узкая – широкая (дорога)
Длинное – короткое (платье)
Сильный – слабый (мальчик)
Веселая – грустная (девочка)
Высокое – низкое (дерево)
Смеётся – плачет (ребенок)
Лежит – сидит (человек)
Закрыть – открыть (книгу)
Взлетает – садится (вертолёт)
Надевает – снимает (пальто)
- Вот какие мы умные, опять выполнили задание. А не пора ли нам отдохнуть?
Физминутка.
Владимир Шаинский, «Чунга-Чанга». (дети двигаются, имитируя повадки животных Африки)
-Веселые и бодрые мы готовы продолжать путь.
- Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Это джунгли. И значит до дома обезьянки Чичи уже близко. Немного страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у лягушки, вон она, рядом сидит. Давайте у неё спросим.
- Оказывается, она может нам помочь, если мы выполним её задание.
Дидактическая игра «Скажи, какая? Что делает?»
Обезьяна (какая) - быстрая, шустрая, добрая, вежливая, трудолюбивая, ласковая, заботливая
Обезьяна (что делает) – спит, прыгает, бегает, пляшет, радуется и т. д.
Настроение у обезьяны /какое?/ - радостное, веселое, счастливое.
А гости на дне рождения (что делают)- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т. д.
- Ребята, я думаю, что обезьянке очень приятно будет узнать, как хорошо мы про неё рассказали. А теперь давайте посмотрим, что дала нам лягушка за то, что мы справились с её заданием. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения обезьянки! Значит, не обманул нас Попугай. Также здесь указан самый короткий путь до дома именинницы. Теперь мы очень быстро доберёмся до неё.
- Ребята, а как вы думаете, Обезьянка уже накрыла стол к приходу гостей.
- Интересно, какие угощения она приготовила?
Находим корзинку с фруктами. (показ муляжей тропических фруктов). Отгадывают фрукты (апельсин, лимон, банан, кокос, ананас и др.)
(Закройте глаза и повернитесь вокруг себя 2 раза)
-Посмотрите, фрукты оказались настоящими.
Давайте теперь посмотрим, сможете ли вы узнать их на вкус? (пробуют по одному и отгадывают).
Молодцы! Справились с очередной задачей. И наконец-то мы добрались к Чичи на праздник с наилучшими пожеланиями.
-Обезьянка приглашает вас за праздничный стол. Подойдите к столу и, поздравив нашу именинницу, обязательно расскажем ей о нашем путешествии? Где мы побывали? (перечисляют) Кого мы повстречали? Что нового узнали?
(Проводится чаепитие)