Ольга Шконда
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Сравнение автобуса, молоковоза и поливной машины».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению детей в старшей группе умению сравнивать с определением причин сходства и различия.
Автор : Шконда Ольга Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 10. г. Алексеевка. Белгородской области.
Тема : «Сравнение автобуса, молоковоза и поливной машины».
Задачи:
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, Тема: „Сравнение автобуса, молоковоза и поливной машины“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Молоко. Конспекты занятий
- Общественный транспорт
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
• Учить сравнивать и обобщать.
• Учить отвечать на вопросы полным ответом.
• Учить выполнять, действия в правильной последовательности,
не отвлекаясь.
• Формировать понимания зависимости строения транспортных средств от среды передвижения, назначения и характера груза.
• Развивать мелкую моторику рук и общую моторику.
• Развивать внимание, воображение, мышление
• Развивать способность к анализу и синтезу, тренировать логику.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, инициативу.
• Воспитывать усидчивость и терпение.
Обогащение и активизация словаря:
• молоковоз, поливная машина, двигатель, рама, приборы.
Методы и приемы:
• игровые, наглядные, практические.
Предварительная работа:
• За день до занятия дети в свободное время обводят по шаблонам
молоковоз, поливную машину, автобус. Раскрашивают и вырезают.
Материал и оборудования:
• Разрезанные на несколько частей изображения автобуса, молоковоза и поливной машины. Карточки с изображением этих машин, игрушечные машины, карточки с изображением отдельных частей машин (кабина, кузов, цистерна для молока, двигатель, рама с колесами, руль, приборы, сиденье для водителя, груз, изображение людей в автобусе, дорога, ватман, клей, кисти для клея, карандаши цветные, салфетки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я получила по почте очень странное письмо. Открыла его, а там какие-то непонятные картинки. Я попробовала их сложить, но у меня ничего не получилось. Может быть, вы мне поможете, и мы узнаем, что получиться из этих картинок.
(Дети складывают картинки)
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Получились разные машины.
Воспитатель: Назовите машины, которые вы сложили.
Дети: Автобус, молоковоз и поливная машина.
Воспитатель: Послушайте, какие есть замечательные стихи про эти машины.
Автобус
Точно, вовремя и ловко
Подъезжаю к остановке.
Все вошли, закрылась дверь,-
Пассажиры вы теперь.
Все! Приехали! Ура!
Выходите, вам пора!
Пассажирка юных лет,
Предъявите ваш билет!
Молоковоз
Это я молоковоз-
Молочка я вам привез.
Ездил очень далеко –
Пейте, детки, молоко!
Подоил в деревне стадо,
Молока вам много надо!
Может, в следующий раз
Творожок везти для вас?
Поливальная машина.
Это специальная
Машина поливальная.
И совсем не для красы
Она развесила «усы»
С оранжевым боком, с оранжевым светом,
Она подметает, и чистит и моет.
И снег убирает, но только зимою.
Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы должны не говорить вслух ответ, а поднять карточку с ответом.
1. Братцы круглые бегут, дружно комнату несут (автобус).
2. В магазин издалека едет бочка молока, у нее гудит мотор, ей мигает светофор (молоковоз).
3. По асфальту туча едет, дождик из нее идет, на деревья снизу льет (поливная машина).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие бывают автомобили?
Дети: Пассажирские, грузовые и специальные.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какой названный в загадке автомобиль является пассажирским, грузовым и специальным?
(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте сравним автобус и молоковоз. Чем они не похожи?
Дети подходят к столу, на котором лежат карточки с изображением отдельных частей машин выбирают нужные и отвечают на вопросы. Воспитатель если нужно помогает наводящими вопросами.
Дети: У автобуса есть кузов – помещение для водителя и пассажиров.
У молоковоза – отдельная кабина для водителя и цистерна для молока.
У них разная форма, размер и назначения.
Автобус – пассажирский автомобиль, а молоковоз грузовой.
Воспитатель: Ребята подумайте, почему они не похожи?
Дети: Автобус перевозит пассажиров, а молоковоз – молоко.
Воспитатель: А теперь ответьте мне на такой вопрос. Чем похожи эти автомобили?
Дети также выбирают карточки-подсказки и объясняют свое предположение.
Дети: Машины имеют двигатель, раму с колесами, руль, приборы, сиденье для водителя, возят грузы, едут по дороге.
На основании сходных признаков делается обобщение: автобус и молоковоз средства наземного транспорта.
Воспитатель: А теперь давайте сравним молоковоз и поливную машину. Чем они похожи?
Дети: У них есть двигатель, рама с колесами, руль, кабина с сиденьем, приборы для водителя,цистерна.
Они перевозят грузы и ездят по дорогам.
Молоковоз и поливная машина – средства наземного транспорта.
Воспитатель: Почему молоковоз и поливная машина похожи? Почему у них есть цистерна.
Дети: Оба автомобиля возят жидкости, поэтому на раме с колесами у них стоит
цистерна, в которой удобно возить воду или молоко.
Молоковоз и поливная машины похожи, потому, что они автомобили, приспособленные для перевозки жидкостей.
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Эти автомобили различны.
Молоковоз везет в цистерне молоко, а поливная машина – воду.
Поливная машина не только перевозит груз, но и работает. У нее есть специальное устройство для полива дороги, травы, деревьев, а у молоковоза нет
Воспитатель: Почему не похожи молоковоз и поливная машина?
Дети: Молоковоз – грузовой автомобиль, а поливная машина – специальный, поэтому они различны.
Воспитатель: Почему у одного автомобиля есть устройство для поливания, а у другого нет?
Дети: Молоковозу устройство для поливания не нужно потому, что он должен привезти все молоко, не пролив ни одной капли по дороге.
Воспитатель: Вот мы и разобрались с нашими автомобилями. Теперь машинам нужно заправиться, где заправляются машины?
Дети: На заправке.
Физкультминутка.
«На заправке»
Все машины по порядку.
Подъезжают на заправку
(дети обеими руками «крутят руль» перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
(пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки)
Воспитатель: Вот и хорошо. Все заправились и можно дальше отправляться в путь.
А поедем мы сейчас с вами на свои места в гаражи (дети садятся на стулья).
Аппликация «Разные машины ездят по дорогам» (коллективная работа)
Воспитатель: Вчера, ребята, вы вырезали силуэты автобуса, молоковоза и поливной машины. Сегодня давайте все вместе наклеим их на ватман и дорисуем карандашами необходимые детали.
В заключения занятия рассматривание работы и подведение итога.