Ирина Корягина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Времена года»
Цели: продолжать учить детей составлению описательных рассказов с опорой на схему; развивать связную речь детей; совершенствовать внимание и словесно-логическое мышление.
Оборудование: картины с изображением пейзажей в разное время года, картинки-шутки с изображением нелепых ситуаций (Незнайка летом едет на лыжах и т. п., схема для составления описательных рассказов о временах года, фотография негритянской девочки, конверт с письмом.
Ход занятия:
1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о временах года.
- Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет – когда это бывает?
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает – когда это бывает?
- Солнце печет, липа цветет,
Рожь поспевает – когда это бывает?
- Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает – когда это бывает?
2. Воспитатель достает из сумки конверт, раскрывает его и читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мэри. Я живу в Африке, где целый год лето. Я узнала, что в вашей стране четыре времени года, и все они разные. Расскажите мне о них. Это так интересно!»
Воспитатель достает из конверта фотографию негритянской девочки и показывает детям «портрет Мэри». Затем предлагает ребятам рассказать о разных временах года по плану-схеме и обещает записать рассказы на магнитофон.
Воспитатель выставляет на доску картины с изображением пейзажей в разное время года и схему составления рассказов. После того, как уточнены все пункты схемы и дети подготовились к рассказу, воспитатель вызывает одного ребенка и напоминает, что говорить надо четко, громко, выразительно, без остановок, затем включает магнитофон. Таким образом опрашиваются 4-5 детей. Слушая каждого отвечающего, остальные ребята контролируют правильность описания и, при необходимости, добавляют или исправляют рассказ. Когда все рассказы записаны на магнитофон, воспитатель объясняет, что отправит пленку девочке Мэри в Африку.
3. Игра «Что неверно нарисовал художник?
Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением нелепых ситуаций, например: Незнайка зимой лежит на снегу в плавках и загорает, рядом дети лепят снежную бабу и цветут ромашки, над землей летают ласточки и т. п. Задание воспитателя: объяснить, что неверно нарисовал художник, и почему так не бывает в жизни. Дети подробно рассказывают о замеченных неточностях, а воспитатель следит за правильностью аргументации и составления предложений.
4. Игра «Встаньте по порядку».
Воспитатель выставляет на доску 4 картины с изображением природы в разные времена года. Затем вызывает четверых детей, предлагает им взять по одной картине и объясняет, что вызванные дети должны встать так, как следуют друг за другом времена года, изображенные на картинках. Игра повторятся несколько раз со сменой первого времени года в цепочке картин, и каждый раз детям предлагается объяснить, почему они встали именно так.
5. Игра «Что хорошего? Что плохого?»
Воспитатель предлагает детям вспомнить погоду в разные времена года и объяснить, что хорошего, а затем, что плохого в таких явлениях как снег, дождь, ветер, солнце. Например: дождь дает влагу растениям, моет улицы, дома – это хорошо; но под дождем можно промокнуть и простудиться – это плохо и т. д.
6. Динамичная пауза.
Воспитатель предлагает детям представить то время года, о котором он будет рассказывать и выполнять вслед за ним движения:
- Вот и наступило лето. (Руки вперед, в стороны)
- Солнцем вся земля согрета. (Поворот вокруг своей оси)
- Мы на солнце загораем. (Руки на затылок)
- Землянику собираем. (Присесть)
- Ловко плаваем в реке. (Движения пловца руками)
- Спим, свернувшись в гамаке. (Руки под щеку) [b][/b]