Получи документы

Конспект занятия по развитию речи «Золотая волшебница Осень» (3 фото)

Елена Долматова
Конспект занятия по развитию речи «Золотая волшебница Осень»

Лексическая тема: Осень.

Цель: Уточнение и закрепление представлений об осени и ее приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи.

Задачи:

Развивающая речевая среда :

- продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира;

- продолжать развивать речь как средство общения;

- закрепить названия осенних месяцев, листьев деревьев;

- развивать связную речь и координацию речи с движением;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Золотая волшебница Осень“» размещена в разделах

- закреплять умение строить диалог, развивать общие речевые навыки;

- формировать навыки составления короткого описательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Формирование словаря:

- обогащать речь существительными, прилагательными, наречиями, помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи

- продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

- упражнять в употреблении простых, сложносочиненных предложений.

- совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь:

- продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

- учить по плану рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;

Воспитательные задачи:

- воспитание активности, инициативности, самостоятельности, интереса к занятию;

- формировать навыки коллективной работы, сотрудничества, усидчивости, доброжелательности;

- прививать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности;

- воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией.

Ценность: воспитание любви к родной природе.

Активизация словаря: осень, осенний лист, пасмурно, хмурое небо, прохладная, кленовый, дубовый, березовый, липовый, осиновый, рябиновый, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, багряная, пурпурная, золотая (листва, золотистая, капризная (осень, лазурное, моросящий, мелкий (дождь, пожухла (трава).

Методические приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные - демонстрация картинок, презентации и видеоролика.

Игровые – дыхательная гимнастика «Ветерок», физкультминутка «Здравствуй, осень - координация речи с движением, дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

Практические – коллективное составление предложений к сюжетным картинкам, описательный рассказ одним ребенком.

Оборудование: ноутбук, проектор, корзина, магнитная доска, мольберт.

Демонстрационный материал: презентация, видеоролик на тему «Осень», серия сюжетных картинок.

Раздаточный материал: листья дуба, клена, осины, березы, рябины, каштана, размером с детскую ладонь, вырезанные из картона разных цветов на ниточках.

Предварительная работа: чтение стихотворений А. С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье», А. И. Плещеев «Осенью», И. Бунин «Лес, точно терем расписной». Знакомство с приметами осени. Рисование на тему: «Золотая осень», «Букет для осени». Наблюдение за погодой, изменениями в осенней природе, сбор листьев, сравнение репродукций С. Герасимова «Золотая осень» и И. Левитана «Поздняя осень».

Организация занятия : на ковре, за столами.

Структура занятия :

1. Орг. момент. Упражнение «Приветствие».

2. Просмотр видеоролика об осени под музыку П. Чайковского «Времена года».

3. Объявление темы занятия, физкультминутка «Здравствуй, осень

4. Дидактическая игра "Слово на ладошке", беседа об осени.

5. Дидактическая игра «С чьей ветки детки?», дыхательная гимнастика «Ветерок».

6. Просмотр презентации, подбор предложений к сюжетным картинкам.

7. Составление описательного рассказа «Осень».

8. Итог занятия.

Ход занятия

Организационный момент.

Л: - Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом и выполним веселое упражнение.

Мини – приветствие, мини – разминка: (сопровождают движениями)

Раз – нагнуться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

И друг другу улыбнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть (садятся на стульчики)

Л: Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Занятие у нас сегодня необычное, поэтому тему вы должны будете угадать и назвать сами. А я подготовила вам подсказку.

Просмотр видеоролика на тему «Осень» под музыку П. И. Чайковского.

Л: Ребята, что вы сейчас увидели на экране?

Д: Природу. Осень.

Л: Назовите осенние месяцы.

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Л: Верно. А что же такое «осень»?

Д: Это время года.

Л: Правильно, а как можно назвать по-другому.

Д: Это пора, состояние природы, это время перед зимой.

Л: Вот видите, как по-разному вы назвали осень. Да, действительно, осень бывает разной. Это удивительное, очаровательное время года. Она удивляет нас изобилием красок, пышным убранством.

В зал входит Осень.

Л: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

Д: Осень.

Л: - Давайте же поприветствуем ее.

Дети водят хоровод вокруг Осени под музыку.

- Здравствуй, осень, здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя, мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

О: Принесла я вам муки.

Д: Значит, будут пирожки. (Хлопают в ладоши) .

О: Принесла я гречки.

Д: Каша будет в печке. (Мешают кашу на ладошки) .

О: Рады ли вы грушам?

Д: На зиму засушим. (Накланяются и закладывают руки за спину) .

О: Принесла вам овощей.

Д: И для супа и для щей. (Поворачиваются и разводят руки в правую и

левую стороны) .

О: А уж яблоки, как мед.

Д: На варенье и компот. (Поворачиваются и разводят руки в правую и левую

стороны).

О: Принесла я меду.

Д: Полную колоду. (Поднимают руки, показывая высоту колоды).

О: Ну, а дождичку вы рады?

Д: Не хотим, не надо! (Отрицательно качают головой).

Л: Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Бросьте ей на ладошку, чтобы отпустить нашу красавицу ( проводится игра: «Слово на ладошке»).

Л: - Осень, какая?

Д: - Разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая.

Л: - Давайте скажем «До свидания» нашей гостье, чтобы она смогла навестить других ребятишек.

Дети хором: - До свидания!

Слайд №1 (фон) Как много мы сказали красивых слов об осени. А какие же приметы у осени?

Слайд № 2 Что вы можете сказать про солнце? (греет плохо, солнечных дней стало меньше).

Слайд № 3 - А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

Слайд № 4 - Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые, нагие, облетевшие).

Слайд № 5 - Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

Слайд № 6 - Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются).

Слайд № 7 - С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает, жухнет).

Слайд № 8 - Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края).

- Почему? (птицам не хватает корма, еды, пропитания) Как называют этих птиц? (Перелетные).

Слайд № 9 - Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

Слайд № 10 - Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук, другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса, третьи (белка, еж) делают запасы на зиму).

Слайд № 11

- Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.

Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму).

Слайд № 12 - Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег).

Слайд № 13 – Какой праздник бывает у ребят осенью (1 сентября - День знаний);

Л: Ребята, Осень оставила вам корзинку, а в ней осенние листочки. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

Проводится дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

( Ребенок: — Это оранжевый лист клена. Кленовый лист).

Упражнение «Ветерок»

Л: - Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Сейчас у нас ветерок совсем не дует. Листочки не шевелятся.

А сейчас сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек слабой струей воздуха. Ветерок немножко разгулялся. А сейчас ветер подул сильно-сильно.

Л. : — Молодцы. Садитесь на места.

Составление детьми рассказа "Осень" с использованием опорной схемы (слайд 15-22)

Осень

• Солнце

• Небо

• Земля, деревья

• Птицы

• Звери

• Люди

Наступила…. (осень). Солнце….(греет мало, на небе….(тучи, часто моросит….(дождик). Листья на деревьях….(пожелтели, их сдувает….(ветер, и они падают …. (на землю). Птицы….(улетают на юг, звери в лесу готовятся….(к зиме). Люди надевают (теплую одежду).

Итог занятия :

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо отвечали и правильно выполняли задания. Вам понравилось занятие? А что вам понравилось больше всего?

Конспект занятия по развитию речи «Золотая волшебница Осень»
Фото «Золотая волшебница Осень»
Конспект занятия по развитию речи - фото
Публикации по теме:

Развивающая игра «Подбери слово»Развивающая игра «Подбери слово» Развивающая игра "Подбери слово" очень проста в изготовлении, но представляет огромную дидактическую ценность. Задачи: формировать навыки.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Золотая волшебница Осень»
Опубликовано: 24 января 2015 в 16:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД